Авторы: Белоклокова Марина Ивановна, Стафеева Дарья Андреевны
Должность: преподаватель, студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ОМГУПС(ОМИИТ) СП СПО "ОМУЖТ"
Населённый пункт: Город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста
Раздел: среднее профессиональное
Профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраста
Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для
предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту
деформацию и применить рациональные профилактические меры.
Причины плоскостопия у детей младшего школьного возраста
Особенностью организма детей является то, что кости стоп почти
целиком состоят из хрящевой ткани, что делает их более мягкими,
эластичными, но в то же время, более подверженными деформациям.
Профилактика плоскостопия у детей младшего школьного возраст
а
Для профилактики плоскостопия показаны:
1. Суставная гимнастика, целью которой является формирование и
укрепление
сводов
стоп;
увеличение
подвижности
в
суставах
стоп;
улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.
2. Массаж. Он уменьшает боли, улучшает лимфо- и кровообращение,
повышает тонус и эластичность мышц.
3. Ортопедическая обувь. Правильная обувь должна быть с
анатомической ортопедической стелькой, обеспечивающей коррекцию и
разгрузку
сводов
стопы;
специальной
подошвой,
обеспечивающей
дополнительную стабилизацию стопы и ее правильный перекат стопы
Осложнения при плоскостопии у детей младшего школьного возраста
1.
Нарушается осанка и формируется сколиоз;
2.
Может
сформироваться
сутулость
и
круглая
спина
с
последующей
деформацией
грудной
клетки
и
нарушением
работы
внутренних органов (легких и сердца);
3.
Страдает успеваемость в школе, отказ от подвижных игр и
физических нагрузок.
Актуальность
данной
темы
заключается
в
санитарно-
просветительской деятельности медработников по вопросам профилактики
плоскостопия у детей младшего школьного возраста.
Проблема
исследования:
организация
эффективной
санитарно-
просветительской деятельности медработника школы по профилактике
плоскостопия у младших школьников.
Гипотеза: если реализовать практические рекомендации для родителей
по профилактике плоскостопия у детей младшего школьного возраста, то
уровень информированности их по данному вопросу повысится.
Объект
исследования:
санитарно-просветительская
работа
медицинского работника школы по профилактике развития плоскостопия у
детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: применение практических рекомендаций по
профилактике плоскостопия у детей младшего школьного возраста.
Цель
исследования:
теоретически
обосновать
и
реализовать
практические рекомендации в виде буклетов
и провести беседу по
профилактике плоскостопия у детей младшего школьного возраста.
Первым
этапом
исследования
была
задача
выяснить
уровень
информированности родителей по вопросам: что такое плоскостопие, каковы
причины его развития, какие существуют методы диагностики и способы
профилактики.
Для того, чтобы подтвердить гипотезу: если реализовать практические
рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия у детей
младшего школьного возраста, то уровень информированности их по
данному вопросу повысится, были подготовлены вопросы анкеты и
проведено двойное анкетирование на базе 1 «в» класса БОУ «СОШ № 4» г.
Калачинска, Омской области. В опросе принималиучастие родители детей в
количестве 20 человек.
После проведенного первичного анкетирования
получили следующие результаты: все родители из числа опрошенных - 20
человек (100%) знают, что такое плоскостопие, 11 родителей (73%) знают
причины
плоскостопия,
13человек(65%)
осведомлены
о
симптомах
плоскостопия. Только 13 человек (65%) из числа опрошенных, указали, что
является последствиями плоскостопия. Чуть больше половины из числа
опрошенных-11 (55 %) человек знают, что относится к мерам профилактики
плоскостопия. Практически все респонденты -18 человек (90%) выразили
желание получить больше информации о причинах развития плоскостопия,
его симптомах, последствиях и мерах профилактики
Проанализировав ответы на вопросы анкеты, выявили дефицит знаний у
родителей по данной проблеме.
Поэтому
была
составлена
беседа
и
разработаны
практические
рекомендации в виде буклетов на тему: «Профилактика плоскостопия у детей
младшего
школьного
возраста»
«Упражнения
для
профилактики
плоскостопия».
Каждый участник получил практические рекомендации в
виде
буклетов.
В
качестве
критериев
эффективности
реализации
практических рекомендаций в процессе проведения беседы были выбраны:
информированность, доступность и достоверность информации, создание
условий для реализации практических рекомендаций
,
деятельность по
реализации рекомендаций.
Затем провели повторное анкетирование и сравнили результаты для
оценки эффективности практических рекомендаций. Пришли к заключению,
что уровень знаний участников опроса увеличился в среднем на 30%. Все
родители ответили, что знают,
что такое плоскостопие (100%). После
получения буклета с практическими рекомендациями, 100% родителей знают
причины плоскостопия и осведомлены о симптомах плоскостопия. Также
теперь все родители (100%) знают, что является последствиями плоскостопия
и что относится к мерам профилактики плоскостопия. Все участники (100%)
выразили
мнение
о
том,
что
будут
использовать
практические
рекомендации в дальнейшем.
Таким образом, можно сделать вывод, что сформулированная
гипотеза в начале работы подтвердилась: если реализовать практические
рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия у детей
младшего школьного возраста, то уровень информированности их по
данному вопросу повысится. Разработанные практические рекомендации в
виде буклетов на тему: «Профилактика плоскостопия у детей младшего
школьного возраста» и «Упражнения для профилактики плоскостопия»,
являются эффективными для ознакомления родителей, что подтвердилось
результатами анкетирования.
Существенная роль, разъяснительная и организационная, принадлежит
медработнику. Он должен уметь объяснить родителям все моменты по
вопросу профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста.
Поэтому очевидна необходимость проведения санитарно-просветительских
мероприятий,
направленных
на
профилактику
плоскостопия
у
детей
младшего школьного возраста.