Напоминание

Внедрение бережливой культуры в систему образования СПО


Автор: Котлярова Зоя Митрофановна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: Белгородская область, город Бирюч
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение бережливой культуры в систему образования СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Внедрение бережливой культуры в систему образования СПО

Условия современного образования таковы, что традиционное обучение в

средних специальных учебных заведениях не может полностью

соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в

обучении открывает студенту новые возможности сокращает время на

выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции,

уменьшает время, затраченное на организацию обучения.

Использование инноваций в обучении предполагает введение в

образовательный процесс обновлённых, улучшенных методов, способов,

приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение

позитивного результата.

Инновационные технологии направлены на создание современных

компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация

образовательного процесса.

Модернизация образовательного процесса с использованием

бережливых технологий формирует совокупность социальных, культурных,

психолого-педагогических условий, при взаимодействии которых

происходит развитие личности студентов, образуется компетентностная

среда совместной деятельности студентов и педагогов.

Внедрение технологии бережливой культуры в образование объясняется тем,

что за довольно короткий срок, возможно, добиться значимых результатов,

воспитать и обучить всесторонне развитую личность с определенным

набором знаний, умений и навыков.

Воспитание бережливой культуры, как одного из видов инноваций

проектирования образовательного процесса влияет на формирование

компетентности студентов, развитие креативности, выработку у них

исследовательских умений, поиска инновационных средств, что приводит к

повышающую качества воспитательно-образовательного процесса.

Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным

воспитательным средством. У обучающихся, находящихся в атмосфере

бережливой культуры, будет происходить приобщение к его культуре и

формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни.

В Белгородской области реализуется проект “Бережливый регион»,

в котором участвуют все учреждения среднего профессионального

образования.

Для создания комфортной адаптации студентов в ОГАПОУ

«Бирючанский техникум» создана система навигации и визуализации с

помощью которой студенты быстро и легко ориентируются в учебном

корпусе. В учебном корпусе на всех этажах имеется навигация, с помощью

которой легко определить местонахождение мастерских, лабораторий и

кабинетов.

Следующий инструмент бережливого управления – это стенд «Лист

проблем и лист предложений», который позволяет определить вопросы,

проблемы, предложения, интересующие студентов и преподавателей нашего

техникума.

Система 5С – это технология создания эффективного рабочего места.

Данная система основана на пяти взаимосвязанных принципах:

-сортируй;

-соблюдай порядок;

-содержи в чистоте;

- стандартизируй;

- совершенствуй.

Система 5С позволяет от ненужных в кабинете вещей и исключить их

появление в дальнейшем.

В рамках реализации проекта «Бережливый колледж» в нашем учебном

заведении реализуется проект «Совершенствование механизма входного

контроля знаний обучающихся».

Одним из направлений внедрения бережливых инструментов

и технологий является «Фабрика процессов». Она позволяет эффективно и

оперативно обучить азам бережливого управления

.

Цель обучения по

технологии «Фабрика процессов» изучение основных принципов

организации и использования методов бережливого производства с

последующим применением их в образовательных организациях. В ходе

проведения деловой игры «Фабрика процессов» студенты могут научиться:

-самостоятельно: составить тактический план организации фабрики

процессов в конкретной образовательной организации;

-организовать сбор проблем и предложений от участников образовательного

процесса;

-при помощи инструментов бережливого производства определить наиболее

проблемные процессы;

-оценить потери при реализации фабрики процессов с использованием

инструментов бережливого производства.

Деловая игра «Фабрика процессов» - «Сувенирная фабрика»,

проводимая на базе Бирючанского техникума, стала площадкой, на которой

студенты овладевали практическим опытом применения инструментов

и методов бережливого производства, культуры и управления. И, что

немаловажно, учились бережливому мышлению: приходили к пониманию

того, как определённые улучшения условий организации производственного

процесса влияют на операционные и экономические показатели деятельности

организации.

Задачей участников игры стала эффективная организация

производственного процесса изготовления бумажных сувениров в заданном

количестве за установленное время. «Сувенирная фабрика» работала в три

этапа. Во время каждого 15-минутного такта её «специалисты» должны

были изготовить 6 сувениров.

На каждом этапе участники деловой игры отрабатывали

производственный цикл своей операции, замеряли фактические результаты

работы, выявляли и фиксировали потери и проблемы.

А это перепроизводство, лишние движения, ненужная транспортировка,

излишние запасы, избыточная обработка, ожидание, переделка. По итогам

всех трёх тактов проводился производственный анализ по пяти

показателям: безопасность, качество, исполнение заказа, затраты,

корпоративная культура. Участники не только определяли причины

ключевых проблем, но и разрабатывали способы их решения

с использованием инструментов и методов бережливого производства.

В завершение деловой игры были сформулировали выводы

об эффективности принципов и инструментов бережливой культуры,

бережливого производства и возможности их использования в своей

профессиональной деятельности.

В рамках реализации проекта «Бережливый колледж» в нашем

учебном заведении разработаны и утверждены методические пакеты

разработки офисной фабрики процессов «Приемная кампания. Прием

документов»

Бережливые технологии можно использовать как дополнительное

средство воспитания. Реализуя их, у студентов происходит приобщение

к культуре бережливого отношения. Благодаря этому студенты начинают

ценить свое время и время окружающих, правильно распределять силы,

чтобы достичь наибольшей результативности.

Применение бережливой концепции в образовательном учреждении

направлено на достижение высоких результатов. Важно проводить анализ,

чтобы определить сильные и слабые стороны, и на основе данных выбрать

стратегию развития, а также необходимо учитывать потребности всех

участников образовательного процесса.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники