Напоминание

Использование средств ИКТ в системе образования СПО


Автор: Котлярова Зоя Митрофановна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: город Бирюч
Наименование материала: статья
Тема: Использование средств ИКТ в системе образования СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование средств ИКТ в системе образования СПО

Современный этап реформирования в России не оставил без внимания

такое направление в социальной политике как образование. Изменения

коснулись не только структуры образовательных учреждений, но и самого

подхода к образованию. В свете этих изменений появились новые

возможности получения образования, вошли в обиход такие понятия как

«электронное образование», «дистанционное образование» и др.

Инновационные технологии быстро вошли во все области нашей жизни. В

связи с этим возникает насущная необходимость использования

компьютерной техники при изучении многих дисциплин учебного курса.

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в

науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности

привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из

возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации,

то есть управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и

применения педагогических новшеств. Это касается содержания

образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и

управления работы образовательных учреждений. Основой целью среднего

профессионального образования в этой ситуации является подготовка

квалифицированного специалиста, способного к эффективной

профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на

рынке труда. Поэтому основой образования должны стать не столько

учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.

Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку

высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку

новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной

среды, к решению профессиональных задач.

Поэтому и возникает

необходимость внедрения новшеств в организацию образовательного

процесса СПО.

В настоящее время система профессионального образования претерпевает

кардинальные преобразования, которые предполагают обновление

содержания, формирование профессиональных компетенций, новое качество

образования обучающихся, одновременно, требуют внедрения

инновационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим

образование должно стать таким социальным институтом, который был бы

способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных

услуг, позволяющих учиться непрерывно. Данные аргументы могут быть

отнесены к новейшей форме педагогической деятельности, которая

обозначается как дистанционное обучение. Ситуация, сложившаяся в 2020

году в результате пандемии коронавируса, способствовала ускорению

реализации накопленного потенциала цифровых технологий в образовании,

переходу на новые формы и способы организации учебного процесса.

Информационные технологии, выступили системообразующим фактором

развития образования, предопределили изменение целей, содержания,

методов, средств обучения, специфику реализации дидактических принципов

и обусловили существенные особенности профессиональной деятельности

преподавателей профессионального обучения в условиях повсеместного

использования средств ИКТ в обучении.

Основой целью среднего профессионального образования является

подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной

профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке

труда. Для реализации познавательной и творческой активности студента

в учебном процессе используются современные образовательные

технологии, дающие возможность повышать качество образования, более

эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной

деятельности студентов за счет снижения времени, отведенного на

выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии

ориентированы на индивидуализацию и вариативность образовательного

процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста

и уровня образования. Образовательная технология — системный метод

проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего

воспроизводства учебно-воспитательного процесса.

Модернизация образования в современном обществе тесно связана с

внедрением и развитием ИКТ. Они, в первую очередь, стимулируют

самостоятельную работу обучающихся, а также формируют их

ответственность за свою деятельность. Информационно-коммуникационные

технологии - совокупность методов, производственных процессов и

программно-технических средств, интегрированных с целью сбора,

обработки, хранения, распространения, отображения и использования

информации в интересах ее пользователей.

Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный

отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению

индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя

и других обучающихся. Активизация познавательной деятельности — это

постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению.

Современному педагогу в своей работе необходимо использовать различные

пути активизации, сочетая разнообразные формы, методы, средства

обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся,

внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические

технологии.

Занятие с применением информационных технологий

становится более ярким и интересным, изложение материала более

грамотное и доступное, но самое главное преимущество заключается в том,

что в образовательном процессе одновременно задействована вся учебная

группа. Поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий

является актуальной задачей современного образования.

Опыт использования ИКТ в системе среднего профессионального

образования выявил:

1. Значительное повышение мотивации студентов к изучению

профессиональных дисциплин в случае применения разнообразных форм

дистанционного обучения и информационной среды открытого типа;

2. Привлекательность информатизации образовательного процесса для

студентов в связи с уменьшением психологического напряжения, так как

реализуется изменение – от субъективного взаимодействия «преподаватель –

студент» к более объективным отношениям «студент – компьютер –

преподаватель»;

3. Возрастание количества творческих работ и проектов;

4. Появление различных возможностей получить дополнительное

образование по многим дисциплинам;

5. Повышение показателей эффективности труда;

6. Привлекательность информатизации и для преподавателя, так как она

способствует как повышению общей информационной культуры, так и

производительности педагогического труда.

Инновационные технологии обучения, которые отражают суть будущей

профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются

своеобразной базой, по которой студенты отрабатывают профессиональные

навыки в условиях, приближенных к реальным. Инновационные

образовательные проекты принесут ощутимый положительный эффект при

поддержании существующих традиций профессионального образования, а

именно фундаментальности и универсальности образования, что помогает

выпускникам адаптироваться к изменению содержания образовательной

деятельности, самостоятельно повышать профессиональный уровень.

Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично

дополнять друг друга как части единой образовательной среды.

Использование современных инновационных технологий должно

способствовать решению педагогических задач, которые сложно или

невозможно решать традиционными методами.

Использование в

педагогической деятельности инновационных технологий, методов обучении

и контроля способствует развитию личности каждого студента, формируя его

профессиональную направленность, творческую активность, креативность,

самостоятельность, инициативность, мобильность. Эти качества необходимы

каждому специалиста, чтобы быть востребованным на рынке труда.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники