Автор: Котлярова Зоя Митрофановна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ОГАПОУ "Бирючанский техникум"
Населённый пункт: город Бирюч
Наименование материала: статья
Тема: Использование средств ИКТ в системе образования СПО
Раздел: среднее профессиональное
Использование средств ИКТ в системе образования СПО
Современный этап реформирования в России не оставил без внимания
такое направление в социальной политике как образование. Изменения
коснулись не только структуры образовательных учреждений, но и самого
подхода к образованию. В свете этих изменений появились новые
возможности получения образования, вошли в обиход такие понятия как
«электронное образование», «дистанционное образование» и др.
Инновационные технологии быстро вошли во все области нашей жизни. В
связи с этим возникает насущная необходимость использования
компьютерной техники при изучении многих дисциплин учебного курса.
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в
науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности
привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из
возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации,
то есть управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и
применения педагогических новшеств. Это касается содержания
образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и
управления работы образовательных учреждений. Основой целью среднего
профессионального образования в этой ситуации является подготовка
квалифицированного специалиста, способного к эффективной
профессиональной работе по специальности и конкурентоспособного на
рынке труда. Поэтому основой образования должны стать не столько
учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.
Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку
высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку
новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной
среды, к решению профессиональных задач.
Поэтому и возникает
необходимость внедрения новшеств в организацию образовательного
процесса СПО.
В настоящее время система профессионального образования претерпевает
кардинальные преобразования, которые предполагают обновление
содержания, формирование профессиональных компетенций, новое качество
образования обучающихся, одновременно, требуют внедрения
инновационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим
образование должно стать таким социальным институтом, который был бы
способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных
услуг, позволяющих учиться непрерывно. Данные аргументы могут быть
отнесены к новейшей форме педагогической деятельности, которая
обозначается как дистанционное обучение. Ситуация, сложившаяся в 2020
году в результате пандемии коронавируса, способствовала ускорению
реализации накопленного потенциала цифровых технологий в образовании,
переходу на новые формы и способы организации учебного процесса.
Информационные технологии, выступили системообразующим фактором
развития образования, предопределили изменение целей, содержания,
методов, средств обучения, специфику реализации дидактических принципов
и обусловили существенные особенности профессиональной деятельности
преподавателей профессионального обучения в условиях повсеместного
использования средств ИКТ в обучении.
Основой целью среднего профессионального образования является
подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной
профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке
труда. Для реализации познавательной и творческой активности студента
в учебном процессе используются современные образовательные
технологии, дающие возможность повышать качество образования, более
эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной
деятельности студентов за счет снижения времени, отведенного на
выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии
ориентированы на индивидуализацию и вариативность образовательного
процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста
и уровня образования. Образовательная технология — системный метод
проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего
воспроизводства учебно-воспитательного процесса.
Модернизация образования в современном обществе тесно связана с
внедрением и развитием ИКТ. Они, в первую очередь, стимулируют
самостоятельную работу обучающихся, а также формируют их
ответственность за свою деятельность. Информационно-коммуникационные
технологии - совокупность методов, производственных процессов и
программно-технических средств, интегрированных с целью сбора,
обработки, хранения, распространения, отображения и использования
информации в интересах ее пользователей.
Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный
отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению
индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя
и других обучающихся. Активизация познавательной деятельности — это
постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению.
Современному педагогу в своей работе необходимо использовать различные
пути активизации, сочетая разнообразные формы, методы, средства
обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся,
внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические
технологии.
Занятие с применением информационных технологий
становится более ярким и интересным, изложение материала более
грамотное и доступное, но самое главное преимущество заключается в том,
что в образовательном процессе одновременно задействована вся учебная
группа. Поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий
является актуальной задачей современного образования.
Опыт использования ИКТ в системе среднего профессионального
образования выявил:
1. Значительное повышение мотивации студентов к изучению
профессиональных дисциплин в случае применения разнообразных форм
дистанционного обучения и информационной среды открытого типа;
2. Привлекательность информатизации образовательного процесса для
студентов в связи с уменьшением психологического напряжения, так как
реализуется изменение – от субъективного взаимодействия «преподаватель –
студент» к более объективным отношениям «студент – компьютер –
преподаватель»;
3. Возрастание количества творческих работ и проектов;
4. Появление различных возможностей получить дополнительное
образование по многим дисциплинам;
5. Повышение показателей эффективности труда;
6. Привлекательность информатизации и для преподавателя, так как она
способствует как повышению общей информационной культуры, так и
производительности педагогического труда.
Инновационные технологии обучения, которые отражают суть будущей
профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются
своеобразной базой, по которой студенты отрабатывают профессиональные
навыки в условиях, приближенных к реальным. Инновационные
образовательные проекты принесут ощутимый положительный эффект при
поддержании существующих традиций профессионального образования, а
именно фундаментальности и универсальности образования, что помогает
выпускникам адаптироваться к изменению содержания образовательной
деятельности, самостоятельно повышать профессиональный уровень.
Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично
дополнять друг друга как части единой образовательной среды.
Использование современных инновационных технологий должно
способствовать решению педагогических задач, которые сложно или
невозможно решать традиционными методами.
Использование в
педагогической деятельности инновационных технологий, методов обучении
и контроля способствует развитию личности каждого студента, формируя его
профессиональную направленность, творческую активность, креативность,
самостоятельность, инициативность, мобильность. Эти качества необходимы
каждому специалиста, чтобы быть востребованным на рынке труда.