Автор: Росейцева Екатерина Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Огонёк" города Рудни
Населённый пункт: СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Содержание.
1. Задачи нравственно-патриотического воспитания.
2. Методы патриотического воспитания.
3. Формы патриотического воспитания.
4. Материалы для занятий по патриотическому воспитанию.
5. Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?
6. Содержание патриотического воспитания.
7. Советы родителям.
Сегодня
вопросы
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников становятся актуальными и приоритетными, их основой служит
преемственность поколений и национальная культура.
Изучение культуры своих
предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им
проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача
дошкольных образовательных учреждений.
По данной теме есть большое количество методической литературы, но часто в ней
затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует
цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это
закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой
народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их,
ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Задачи нравственно-патриотического воспитания.
1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.
2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе
родного края – и природе в целом.
3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.
4. Расширение знаний ребенка о городах России.
5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.
6. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.
7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.
8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.
9. Развитие чувства гордости за достижения родины.
Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только
воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с
друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным
педагогическим процессом.
Методы патриотического воспитания.
Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, в
краеведческий музей и т.д.
Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и
родного города.
Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как
изменяется его облик благодаря этому труду.
Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского
леса или гимн Российской Федерации
. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками,
песнями, играми.
Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
Участие в праздниках.
Участие в посильных общественно-полезных работах.
Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
Формы патриотического воспитания.
1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов
Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного
города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край».
2. Знакомство детей с культурой, бытом и традициями родного края, проведение
обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических
досугов.
3.
Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе,
формирование
у
них
чувства
ответственности
перед
природой.
Необходимо
стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из
важных слагаемых патриотизма.
4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников
мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память
погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение
ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса
рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а
также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских
солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена.
Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и
поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к
монументам.
5. Взаимодействие с родителями.
Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья»,
«Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований,
праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей
имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Материалы для работы по патриотическому воспитанию.
Репродукции картин.
Методическая литература.
Наглядные и дидактические пособия.
Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.
Современные средства ТСО.
Аудиозаписи.
Карты, атлас, глобус.
Художественная литература.
Государственная символика.
Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?
Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии
личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются
гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре, обществе и
месте человека в нем.
Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине являются: усвоение
ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране,
приобщение к отечественной культуре.
Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых
песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького
уголка далекого детства».
1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам,
игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека.
Формируйте интерес к чтению, ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как
хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.
2. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы
знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если
информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно
совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или
глобуса.
3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а
затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать
любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно
ли он построен, достаточно ли в нем уютно.
4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в
этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают.
Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом
– или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из
него сухарики или отдавать птичкам.
5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы
любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его
родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок
будет видеть и чувствовать это.
6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит
больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает
наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно
продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось
на прогулке.
7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края.
Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше
времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или
гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и
журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.
Содержание патриотического воспитания.
1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству,
играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих
родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада,
города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с
достопримечательностями города.
3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников,
наблюдение за городом в разное время года.
4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется
возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.
Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть
подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность
работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда.
Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества
ребенка, для его самостоятельной деятельности.
Сотрудничество
родителей
и
воспитателей
предполагает
доверительные
деловые
контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом и их активное
вовлечение
в
педагогический
процесс.
Готовый
к
нравственно-патриотическому
воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и
компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
Советы родителям.
Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать
с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду,
который посещает ребенок.
1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на
его красоту.
2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, в
парках…
3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как
библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций,
говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.
5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей. 6.
Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в
общественных местах.
8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.