Напоминание

"НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Автор: Росейцева Екатерина Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Огонёк" города Рудни
Населённый пункт: СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Тема: "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Содержание.

1. Задачи нравственно-патриотического воспитания.

2. Методы патриотического воспитания.

3. Формы патриотического воспитания.

4. Материалы для занятий по патриотическому воспитанию.

5. Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

6. Содержание патриотического воспитания.

7. Советы родителям.

Сегодня

вопросы

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников становятся актуальными и приоритетными, их основой служит

преемственность поколений и национальная культура.

Изучение культуры своих

предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им

проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача

дошкольных образовательных учреждений.

По данной теме есть большое количество методической литературы, но часто в ней

затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует

цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это

закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой

народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их,

ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Задачи нравственно-патриотического воспитания.

1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.

2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе

родного края – и природе в целом.

3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.

4. Расширение знаний ребенка о городах России.

5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.

6. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.

7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.

8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.

9. Развитие чувства гордости за достижения родины.

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только

воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с

друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным

педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания.

Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, в

краеведческий музей и т.д.

Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и

родного города.

Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как

изменяется его облик благодаря этому труду.

Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского

леса или гимн Российской Федерации

. Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками,

песнями, играми.

Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.

Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.

Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.

Участие в праздниках.

Участие в посильных общественно-полезных работах.

Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций. 

Формы патриотического воспитания.

1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов

Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного

города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край».

2. Знакомство детей с культурой, бытом и традициями родного края, проведение

обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических

досугов.

3.

Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе,

формирование

у

них

чувства

ответственности

перед

природой.

Необходимо

стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из

важных слагаемых патриотизма.

4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников

мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память

погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение

ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса

рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а

также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских

солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена.

Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и

поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к

монументам.

5. Взаимодействие с родителями.

Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья»,

«Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований,

праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей

имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.

Материалы для работы по патриотическому воспитанию.

Репродукции картин.

Методическая литература.

Наглядные и дидактические пособия.

Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.

Современные средства ТСО.

Аудиозаписи.

Карты, атлас, глобус.

Художественная литература.

Государственная символика.

Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии

личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются

гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре, обществе и

месте человека в нем.

Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине являются: усвоение

ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране,

приобщение к отечественной культуре.

Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых

песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького

уголка далекого детства».

1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам,

игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека.

Формируйте интерес к чтению, ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как

хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.

2. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы

знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если

информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно

совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или

глобуса.

3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а

затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать

любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно

ли он построен, достаточно ли в нем уютно.

4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в

этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают.

Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом

– или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из

него сухарики или отдавать птичкам.

5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы

любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его

родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок

будет видеть и чувствовать это.

6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит

больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает

наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно

продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось

на прогулке.

7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края.

Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше

времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или

гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и

журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.

Содержание патриотического воспитания.

1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству,

играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.

2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих

родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада,

города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с

достопримечательностями города.

3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников,

наблюдение за городом в разное время года.

4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется

возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.

Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть

подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность

работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда.

Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества

ребенка, для его самостоятельной деятельности.

Сотрудничество

родителей

и

воспитателей

предполагает

доверительные

деловые

контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом и их активное

вовлечение

в

педагогический

процесс.

Готовый

к

нравственно-патриотическому

воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и

компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Советы родителям.

Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать

с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду,

который посещает ребенок.

1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на

его красоту.

2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, в

парках…

3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как

библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций,

говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.

4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.

5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей. 6.

Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.

7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в

общественных местах.

8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники