Напоминание

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников


Автор: Китина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 116
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Экспериментирование как средство формирования познавательной

активности старших дошкольников.
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста формируется и развивается в процессе познавательно-исследовательской деятельности, а именно в элементарной исследовательской деятельности. Элементарная исследовательская деятельность - это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т.е. познании мира. Данный вид деятельности предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, но и новых способов познания. Одной из наиболее распространенных форм организации элементарной исследовательской деятельности для формирования познавательной активности является
экспериментирование.
Познавательная активность старшего дошкольника проявляется в условиях детского экспериментирования в следующих позициях: - в интересе ребенка к экспериментированию с разными объектами; - в умении принять от взрослого проблемную задачу, требующую решения с помощью экспериментирования, или поставить ее самостоятельно; - в стремлении ребенка проводить в процессе экспериментирования активной поиск путей решения проблемы, в том числе используя перебор вариантов решения методом проб и ошибок, если избранный путь оказался неудачным; - в настойчивости исследовательского поиска решения проблемы и сохранении интереса к экспериментированию с объектами в дальнейшем. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. - идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности, формируется познавательная активность. Эксперименты классифицируются по разным принципам: - по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек; - по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и так далее; - по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные; - по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка; - по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические; - по продолжительности: кратковременные (5-15 минут), длительные (свыше 15 минут); - по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические; - по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые; - по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам); - по характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач; - по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С.Выготский.
Исследователи отмечают, что экспериментирование целесообразно организовывать с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. к этому времени у дошкольников уже накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку). В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные спо собы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее
место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности: - действие показывает педагог; - действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; - иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика; - действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; - действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; - действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Таким образом, детское экспериментирование имеет следующие особенности: - экспериментирование понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
- экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; - экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира; - экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, с и н т е з , классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.; - детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.; - детское экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъякова, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.


В раздел образования