Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников
Автор: Китина Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 116 Населённый пункт: город Калуга Наименование материала: статья Тема: Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Экспериментирование как средство формирования познавательной
активности старших дошкольников.
Познавательная
активность
детей
старшего
дошкольного
возраста
формируется
и
развивается
в
процессе
познавательно-исследовательской
деятельности, а именно в элементарной исследовательской деятельности.
Элементарная
исследовательская
деятельность
-
это
совместная
деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных
задач,
возникающих
в
процессе
образовательной
деятельности,
в
повседневной
жизни,
игре,
труде,
т.е.
познании
мира.
Данный
вид
деятельности предполагает высокую активность и самостоятельность детей,
обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, но и новых
способов познания.
Одной из наиболее распространенных форм организации элементарной
исследовательской
деятельности
для
формирования
познавательной
активности является экспериментирование.
Познавательная
активность
старшего
дошкольника
проявляется
в
условиях детского экспериментирования в следующих позициях:
- в интересе ребенка к экспериментированию с разными объектами;
-
в
умении
принять
от
взрослого
проблемную
задачу,
требующую
решения с помощью экспериментирования, или поставить ее самостоятельно;
-
в
стремлении
ребенка
проводить
в
процессе
экспериментирования
активной поиск путей решения проблемы, в том числе используя перебор
вариантов решения методом проб и ошибок, если избранный путь оказался
неудачным;
-
в
настойчивости
исследовательского
поиска
решения
проблемы
и
сохранении интереса к экспериментированию с объектами в дальнейшем.
Детское
экспериментирование
является
особой
формой
поисковой
деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования,
процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в
основе
самодвижения,
саморазвития
дошкольников.
В
детском
экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность
детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний. Детское
экспериментирование
является
стержнем
любого
процесса
детского
творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском
саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
-
дети
получают
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания.
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
-
развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
-
детское
экспериментирование
важно
и
для
формирования
самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо
предметы и явления для достижения определенного результата.
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная
сфера
ребенка,
творческие
способности,
формируются
трудовые
навыки,
укрепляется
здоровье
за
счет
повышения
общего
уровня
двигательной
активности, формируется познавательная активность.
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
-
по
характеру
объектов,
используемых
в
эксперименте:
опыты
с
растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых
является человек;
- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и
так далее;
- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные
в ответ на вопрос ребенка;
-
по
характеру
включения
в
педагогический
процесс:
эпизодические
(проводимые от случая к случаю), систематические;
-
по
продолжительности:
кратковременные
(5-15
минут),
длительные
(свыше 15 минут);
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные,
многократные, или циклические;
- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие
увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с
другими
объектами
и
явлениями),
сравнительные
(позволяющие
увидеть
динамику
процесса
или
отметить
изменения
в
состоянии
объекта),
обобщающие
(эксперименты,
в
которых
прослеживаются
общие
закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
- по характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям
все
известно,
и
эксперимент
только
подтверждает
знакомые
факты),
поисковые
(дети
не
знают
заранее,
каков
будет
результат),
решение
экспериментальных задач;
- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные,
индивидуальные.
Дети
очень
любят
экспериментировать.
Это
объясняется
тем,
что
им
присуще
наглядно-действенное
и
наглядно-образное
мышление,
и
экспериментирование,
как
никакой
другой
метод,
соответствует
этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в
первые три года - практически единственным
способом познания мира.
Своими
корнями
экспериментирование
уходит
в
манипулирование
предметами, о чем неоднократно говорил Л.С.Выготский.
Исследователи
отмечают,
что
экспериментирование
целесообразно
организовывать
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста,
т.к.
к
этому
времени
у
дошкольников
уже
накоплен
определенный
информационный
багаж,
они
научатся
сопоставлять
факты,
что
позволит
им
успешно
разрешить поставленную в опыте проблему.
Роль
педагога
в
экспериментировании
является
ведущей
в
любом
возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом,
чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом
так,
чтобы
у
детей
сохранялось
чувство
самостоятельности
открытия.
Подготовка
к
проведению
экспериментов
начинается
с
определения
педагогом
текущих
дидактических
задач.
Затем
выбирается
объект,
соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на
практике,
и
по
литературе.
Одновременно
он
осваивает
технику
экспериментирования, если та ему незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и
возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы
предложения
и
предложения
детей.
Продолжительность
эксперимента
определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного
времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или
задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем
привлекает
детей
к
обсуждению
методики
и
хода
эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется
ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать
от
детей
идеальной
тишины:
работая
с
увлечением,
они
должны
быть
раскрепощены.
Воспитатель
постоянно
должен
стимулировать
детское
любопытство,
быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь
в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой
опыт.
Желательно
проверить
все
предложения
детей,
позволить
им
на
практике
убедиться
в
верности
или
неверности
своих
предположений
(безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту
наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные
спо собы
решения
задачи,
варьирующих
ход
эксперимента
и
экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения
тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную
мысль.
Заключительным
этапом
эксперимента
является
подведение
итогов
и
формулирование
выводов.
При
формулировании
выводов
необходимо
стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по
содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе
и
фиксировании
полученных
результатов
необходимо
помнить,
что
непредусмотренный
результат
не
является
неправильным.
После
эксперимента
дети
должны
самостоятельно
привести
в
порядок
рабочее
место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и
вымыть руки с мылом.
При
правильной
организации
работы
у
детей
старшего
возраста
формируется
устойчивая
привычка
задавать
вопросы
и
пытается
самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению
экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к
воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим,
что
будет,
если…».
Роль
воспитателя
как
умного
друга
и
советчика
возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда
ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не
сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную
мысль детей, с помощью
наводящих вопросов направить рассуждения в
нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в
том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и
сформирована культура работы.
В
подготовительной
группе
проведение
экспериментов
должно
стать
нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение,
а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и
наиболее
эффективный
способ
развития
мыслительных
процессов.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны
воспитания. Инициатива по их
проведению распределяется равномерно
между воспитателем и детьми.
Всегда
необходимо
помнить
о
соблюдении
правил
безопасности.
Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной
последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот,
который
заведомо
совершит
его
неверно,
что
даст
возможность
сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого
методического
приема
он
дает
возможность
детям
сконцентрировать
внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог
имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При
работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип:
«Не
навреди».
При
выборе
объекта
надо
учитывать
его
максимальное
соответствие
целям
и
задачам,
решаемым
в
ходе
эксперимента,
отдавая
предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.
Таким
образом,
детское
экспериментирование
имеет
следующие
особенности:
- экспериментирование
понимается как особый способ практического
освоения действительности, направленный на создание таких условий, в
которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;
- экспериментирование является методом обучения, если применяется для
передачи детям новых знаний;
-
экспериментирование
как
специально
организованная
деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания им окружающего мира;
- экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы,
развивает
мыслительные
операции
(анализ,
с и н т е з ,
классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность
и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала
по ознакомлению с
природными явлениями, с основами
математических
знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;
- детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих
друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития.;
- детское экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъякова, претендует
на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.