Автор: Людмила Владимировна Федотова
Должность: МБДОУ детский сад №15 "Звездочка"
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические основы совместной трудовой деятельности с детьми как средства нравственного воспитания в современных условиях.
Раздел: дошкольное образование
Педагогические основы совместной трудовой деятельности с детьми как
средства нравственного воспитания в современных условиях.
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования
личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет
сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на
принципах
вариативного
содержания,
педагогики
развития,
познания
дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло
отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К.
Крупской, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом
на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А.
Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А.
Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к
трудовой
деятельности,
является
их
желание
помогать
взрослым.
В
дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду
взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и
организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В.
Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как
образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к
работе.
На современном этапе среди воспитательно-образовательных задач,
выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей
стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к труду, к людям труда,
к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить.
Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной
ступени — одна из важнейших задач в свете принятия «Закона об
образовании. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне
развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти своё место в
жизни. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке
трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к сознательной
деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека,
главным средством самоуважения, мерой социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки,
личностные качества закладываются в дошкольном возрасте. Трудовое
воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и
осуществляться последовательно и систематично. Задача воспитателей и
родителей не пропустить этот момент, так как дошкольный возраст —
ответственная и благодатная пора, когда ребёнок открывает для себя
удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия,
радость познания, радость взросления – обычное состояние. Очень важно с
малых лет прививать ребёнку глубокое уважение к труду взрослых,
вырастить человека трудолюбивого, скромного, отзывчивого, стремящегося
приносить своим трудом пользу обществу, работать для его блага.
Труд должен войт в жизнь дошкольника радостно и помочь в
успешном всестороннем развитии. Трудовая деятельность детей способствует
у них воспитанию ряда нравственных и волевых качеств, отношение к
учению, интерес к знаниям. Нравственно-трудовое воспитание является
обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей
ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных
отношений. При этом воспитателем должны решаться задачи: умственного,
физического и эстетического воспитания.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого
раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически.
Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства
служит надёжной основой для его дальнейшего развития, поэтому ставится
задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных особенностей)
интереса к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков
элементарной
трудовой
деятельности,
трудолюбия.
Недооценка
этого
приводит к весьма печальному исходу, так как впоследствии, приходится
ребёнка перевоспитывать, а это очень сложный процесс. Поэтому задачи
решаются через ознакомление с трудом взрослых и через непосредственное
участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
При этом особо подчёркивается роль ознакомления с общественной
направленностью
труда,
его
социальной
значимостью,
формируется
уважительное отношение к людям труда.
Организуя трудовую деятельность, нельзя забывать и учитывать
принцип интеграции — взаимосвязи разных видов деятельности.
Должное
внимание
в
работе
по
нравственно
—
трудовому
воспитанию
необходимо
уделять
народному
творчеству
во
всём
его
многообразии. В этот процесс включаются потешки, пословицы, поговорки,
заклички, сказки, загадки, народные приметы и пр.
Эстетически
организованная
среда
—
важное
условие
для
осуществления нравственно-трудового воспитания дошкольников. Большое
внимание уделяется подбору оборудования и инвентаря, необходимого детям
для предложенной работы (учитываются возрастные особенности и прежде
всего безопасность).
При
организации
трудовой
деятельности,
воспитатель
обеспечивает
всестороннее развитие дошкольников, помогает обрести уверенность в своих
силах,
сформировать
жизненно
необходимые
изменения
и
навыки,
воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо организовать
труд детей так, чтобы он активизировал их физические силы, умственную
деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и
компетентным.
Труд позволяет ребёнку почувствовать свою самоценность. Он
получает уверенность в своих возможностях, у него формируется чувство
хозяина, умение проявлять терпение и настойчивость.
При организации трудовой деятельности прежде всего необходимо
решать задачи нравственно-трудового воспитания, подчеркивая приоритет
содержательных
смысловых
задач
(учебных
и
воспитательных)
над
техническими (выполнение), но при этом не забывать, что определяющим
направлением в организации труда детей остаётся игра, которая диктуется
логикой личностного развития дошкольника. Благодаря всему этому дети
получают удовлетворение, чувствуют причастность к настоящему делу,
радуются своим успехам.
Труд
становится
средством
воспитания
тогда,
когда
он
носит
систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок
должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным,
принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать
трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи
в течении года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и
оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности
для
расширения
содержания
детских
игр,
в
которых
отражаются
представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-
интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять
участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к
выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам
и т.д.). Таким образом, трудовое воспитание является неотъемлемой частью
нравственного воспитания личности ребенка.