Напоминание

Педагогические основы совместной трудовой деятельности с детьми как средства нравственного воспитания в современных условиях.


Автор: Людмила Владимировна Федотова
Должность: МБДОУ детский сад №15 "Звездочка"
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические основы совместной трудовой деятельности с детьми как средства нравственного воспитания в современных условиях.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические основы совместной трудовой деятельности с детьми как

средства нравственного воспитания в современных условиях.

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования

личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет

сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на

принципах

вариативного

содержания,

педагогики

развития,

познания

дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло

отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К.

Крупской, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом

на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А.

Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А.

Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к

трудовой

деятельности,

является

их

желание

помогать

взрослым.

В

дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду

взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и

организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В.

Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).

По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как

образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к

работе.

На современном этапе среди воспитательно-образовательных задач,

выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей

стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к труду, к людям труда,

к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной

ступени — одна из важнейших задач в свете принятия «Закона об

образовании. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне

развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти своё место в

жизни. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке

трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к сознательной

деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека,

главным средством самоуважения, мерой социальной значимости.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки,

личностные качества закладываются в дошкольном возрасте. Трудовое

воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и

осуществляться последовательно и систематично. Задача воспитателей и

родителей не пропустить этот момент, так как дошкольный возраст —

ответственная и благодатная пора, когда ребёнок открывает для себя

удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия,

радость познания, радость взросления – обычное состояние. Очень важно с

малых лет прививать ребёнку глубокое уважение к труду взрослых,

вырастить человека трудолюбивого, скромного, отзывчивого, стремящегося

приносить своим трудом пользу обществу, работать для его блага.

Труд должен войт в жизнь дошкольника радостно и помочь в

успешном всестороннем развитии. Трудовая деятельность детей способствует

у них воспитанию ряда нравственных и волевых качеств, отношение к

учению, интерес к знаниям. Нравственно-трудовое воспитание является

обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей

ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных

отношений. При этом воспитателем должны решаться задачи: умственного,

физического и эстетического воспитания.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого

раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически.

Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства

служит надёжной основой для его дальнейшего развития, поэтому ставится

задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных особенностей)

интереса к труду взрослых, воспитание желания трудиться, навыков

элементарной

трудовой

деятельности,

трудолюбия.

Недооценка

этого

приводит к весьма печальному исходу, так как впоследствии, приходится

ребёнка перевоспитывать, а это очень сложный процесс. Поэтому задачи

решаются через ознакомление с трудом взрослых и через непосредственное

участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

При этом особо подчёркивается роль ознакомления с общественной

направленностью

труда,

его

социальной

значимостью,

формируется

уважительное отношение к людям труда.

Организуя трудовую деятельность, нельзя забывать и учитывать

принцип интеграции — взаимосвязи разных видов деятельности.

Должное

внимание

в

работе

по

нравственно

трудовому

воспитанию

необходимо

уделять

народному

творчеству

во

всём

его

многообразии. В этот процесс включаются потешки, пословицы, поговорки,

заклички, сказки, загадки, народные приметы и пр.

Эстетически

организованная

среда

важное

условие

для

осуществления нравственно-трудового воспитания дошкольников. Большое

внимание уделяется подбору оборудования и инвентаря, необходимого детям

для предложенной работы (учитываются возрастные особенности и прежде

всего безопасность).

При

организации

трудовой

деятельности,

воспитатель

обеспечивает

всестороннее развитие дошкольников, помогает обрести уверенность в своих

силах,

сформировать

жизненно

необходимые

изменения

и

навыки,

воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо организовать

труд детей так, чтобы он активизировал их физические силы, умственную

деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимым и

компетентным.

Труд позволяет ребёнку почувствовать свою самоценность. Он

получает уверенность в своих возможностях, у него формируется чувство

хозяина, умение проявлять терпение и настойчивость.

При организации трудовой деятельности прежде всего необходимо

решать задачи нравственно-трудового воспитания, подчеркивая приоритет

содержательных

смысловых

задач

(учебных

и

воспитательных)

над

техническими (выполнение), но при этом не забывать, что определяющим

направлением в организации труда детей остаётся игра, которая диктуется

логикой личностного развития дошкольника. Благодаря всему этому дети

получают удовлетворение, чувствуют причастность к настоящему делу,

радуются своим успехам.

Труд

становится

средством

воспитания

тогда,

когда

он

носит

систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок

должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным,

принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать

трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи

в течении года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и

оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности

для

расширения

содержания

детских

игр,

в

которых

отражаются

представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-

интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять

участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к

выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам

и т.д.). Таким образом, трудовое воспитание является неотъемлемой частью

нравственного воспитания личности ребенка.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники