Автор: Боброва Татьяна Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с 138 Выборгского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: проект
Тема: "Матрешки - крошки"
Раздел: дошкольное образование
Проект для группы второго раннего возраста
«Матрешки – крошки»
Автор проекта: воспитатель группы №2 с 2 до 3 лет (вторая группа
раннего возраста)
Воспитатель: Боброва Татьяна Германовна
Продолжительность проекта: Краткосрочный. (14 – 18 марта 2022г).
Тип проекта: Познавательно – игровой.
Участники проекта:
Воспитатели группы №2 с 2-3 лет (вторая группа раннего возраста)
Дети группы №2 с 2-3 лет (вторая группа раннего возраста)
Родители детей группы №2
Актуальность: Важнейшей
составной
частью
образовательной
среды
являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки
способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его
развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию
детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач
развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не
приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение
и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и
не знают, как это сделать.
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для
развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев,
концентрации
внимания,
формирует
первые
математические
навыки,
знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было
распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и
благополучие.
И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать
познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как
средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
формировать представления о русской народной игрушке;
вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью
использования их в разных видах детской деятельности;
развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и
мелкую моторику рук;
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты
матрешек, изображение матрешек на бумаге, подбор дидактических игр,
музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки»,
«Мы – веселые матрешки». Гуашь красного и желтого цветов, трафареты с
изображением матрешек для каждого ребенка.
Предполагаемый результат:
Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой»,
проявление их познавательной активности;
Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными
способами игр с матрешкой;
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Подготовительный этап:
Подбор методической литературы по теме;
Подбор материала, дидактических, подвижных игр;
Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций;
Основной этап:
Непосредственно образовательная деятельность
Задачи приоритетной области:
Познавательное развитие:
Формировать представления о русской народной игрушке.
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой-
матрешкой, привлечь внимание детей к игрушке, развивать
эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней,
развивать умение различать матрешек по размеру, умение различать
цвета, правильно называть их. Развивать эстетическое восприятия.
Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью
использования их в разных видах детской деятельности.
Развивать познавательные способности.
Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
Задачи образовательных областей;
Речевое развитие:
Формировать умение отвечать на вопросы, умение слушать и понимать
содержание коротких стихотворений, повторять несложные фразы;
Развивать речевую активность. Активизировать словарь – матрешка-
открывающаяся деревянная кукла; сарафан – платье без рукавов;
деревянная, бумажная, матрешка – веселая, радостная, грустная,
ладошки, румяные щкчки; обогащать словарный запас детей.
Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки.
Художественно-эстетическое развитие:
закрепить навык нетрадиционного рисования красками; учить
ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые
по форме предметы, нанося рисунок на поверхность бумаги пальчиком;
воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать
желание помочь ему;
вызывать интерес к совместной деятельности. Создавать атмосферу,
способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления
угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с
пластилином.
Физическое развитие:
подвижные игры, утренняя гимнастика;
формировать способность воспринимать и воспроизводить движения;
менять движения с изменением содержания песни; выполнять
танцевальные движения вместе с педагогом;
упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в прыжках на двух ногах с
продвижением вперед.
Социально-коммуникативное развитие:
развивать активность;
воспитывать умение работать в группе, сообща, самостоятельность,
активность.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
«В гости к нам пришла матрешка»
Задача: формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая»
Конструктивная деятельность
«Домик для матрешки»
Задача: развивать элементарные конструктивные навыки, развивать цветовое
восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать
трудолюбие.
Речевое развитие
«Матрешки» (Л. Олифирова)
Чтение «Матрешка» (В. Орлов)
Чтение «Матрешка» (Р. Карапетьян)
Чтение «Матрешка» (А. Кулешова)
Задача: приучить детей слушать произведение.
Чтение стихов, потешек «Матрешки»
Задача: познакомить с художественным произведением помочь понять
содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной
речи.
Социально-коммуникативное развитие
1. Беседа «Знакомимся с матрешками».
2. Дидактическая игра «Разложи матрешек»
3. Игра «Веселый хоровод с матрешкой»
4. Настольная игра «Найди парные матрешки»
5. Разрезные картинки «Сложи матрешку»
6. Дидактическая игра «Матрешка - коробочка»
Задачи: продолжать развивать умение понимать слова «большая –
маленькая»;
развивать игровую деятельность детей; умение находить
одинаковые матрешки;
упражнять детей составления целого предмета из
двух частей; развивать мелкую моторику рук;
развивать сенсорные навыки,
память, внимание, наблюдательность.
Физическое развитие
1. Подвижные игры
«К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке»,
«Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».
2. Пальчиковые игры
«Матрешки»
Задачи: развивать умение детей согласовывать детей со словами;
вызывать
чувство радости от совместных действий;
совершенствовать ходьбу, бег
;
развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в
пространстве;
развивать мелкую моторику пальцев рук
Художественно-эстетическое развитие
1. Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»
2. Лепка «Угощаем матрешек».
Заключительный этап:
Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки»;
Выставка «Матрешки - крошки».
Продукт проекта:
Разрезные картинки «Сложи матрешку»;
Дидактическая игра «Разложи матрешек»;
Дидактическая игра «Найди парные матрешки»;
Развивающая игра «Матрешка – коробочка»;
Стенд «Матрешкины потешки»
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Русская народная игрушка «Матрешка» в жизни ребенка»;
Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;
Картотека игр: «В какие игры можно играть с матрешками».
В результате проведенной работы было отмечено:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей
детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими
воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности,
(игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-
игровую);
Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и
желание играть с ними;
Родителей принимали активное участие в реализации проекта.