Автор: Сокова Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр детский сад №33
Населённый пункт: город Воскресенск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование игровой деятельности детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование игровой деятельности детей раннего
возраста.
Формирование игры у детей раннего возраста процесс многоплановый.
Сложность
заключается
в
том,
что
психологический
механизмы,
необходимые для игры, психические процессы находиться в стадии
становления. В игре совершенствуется речь, воображение, наглядно-
образное мышление ребёнка, поэтому так важно создать условия для ее
систематического последовательного развития.
Основные проблемы руководства игрой – учет возрастных особенностей
детей при решении игровых задач, развитие игровой деятельности
зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта в игре.
Жизненный и игровой опыт детей помогает им творчески воспроизводить
действительность. Это возможно при комплексном руководстве игрой,
системном подходе к её формированию. Каждый возрастной этап требует
изменения в содержании работы с детьми.
По существу вся человеческая деятельность предметно опосредованная.
Вот почему так важно своевременно в раннем детстве сформировать эти
действия и добиться чтобы в самостоятельной игре они упрочнились и
обобщились. Самостоятельная игровая деятельность ребёнка 2-3 года
жизни протекает уже в форме сюжетно - отобразительной игры. При
переходе от отобразительной к сюжетно - отобразительной игре решающее
значение имеет не механическое формирование связи между отдельными
действиями, а смысловое единство всей цыпочки действий. Эти связи
должны быть доступны пониманию малыша, близки ему в повседневной
жизни. Однако воспитатель не может рассчитывать на то, что ребёнок
второго
года
жизни
в
состоянии
самостоятельно
обнаружить
и
воспроизвести в игре этот смысловой практический сюжет. Необходимо
впечатления, полученные ребёнком при ознакомлении с окружающим, и в
быту, закреплять на специальных дидактических занятиях, протекающих
не только в форме наблюдения за действиями взрослого, но и в форме
совместной игры взрослого и ребёнка или группой детей. В процессе
такого занятия ребёнок узнаёт знакомый сюжет и что особенно ценно сам
становится действующим лицом.
Формирование
сюжетной
игры
должно
осуществляться
на
фоне
постоянной (на протяжении всего года) организации воспитателем условий
для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
Начинать формирование простейших взаимодействия между детьми,
можно используя любые катающиеся предметы (мячик, тележка) которые
стимулируют детей к взаимно подражательным зеркальным действиям
направленным друг на друга.
Организация условий для совместных предметных действий очень быстро
дает результат – изменяется эмоциональная атмосфера группе, исчезают
слёзы и крик, реже становятся ссоры из-за игрового предмета, дети легко
вступают в контакт по собственной инициативе. Такая работа по
организации взаимодействия детей на доступном им уровне позволяет
обеспечить большую их самостоятельность, ориентацию на сверстников,
заложить основу совместной игры в будущем.
Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах детей
воспитатель должен решать задачи формирования условного игрового
действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами.
Условное действие всегда включает в себя два плана- это то что делает
ребёнок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно
имеет. Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в
разных по типу условных действиях.
Задача педагога – сформировать у ребёнка к трём годам умение
развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом
заместителем, и воображаемым предметом, связывая два-три игровых
действия в смысловую цыпочку, словесно обозначать их, продолжать по
смыслу действие начатое партнёром- взрослым, а затем сверстником. Для
успешного
формирования игровых умений у детей раннего возраста необходимо:
1.
Привлекать ребёнка к осуществлению необходимого по смыслу игры
условного действия сюжетными игрушками; стимулировать его к
продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнёра-
взрослого.
2.
Привлекать ребёнка к осуществлению условного действия с
заместителями и воображаемыми предметами.
3.
Ориентировать ребёнка на продолжения, дополнения игрового
действия.
Первоначально педагог решает задачу формирование у детей условных
действий с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную
игру на веду у детей одушевляя кукол или других игрушечных
персонажей. Это легче всего сделать, приписав им какие-либо близкие и
понятные детям желания. После того как дети научились развертывать
игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям
партнера – взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель
переходит к реализации следующей задачи – формирование игрового
действия с предметом заместителем. В этот период воспитатель наряду с
сюжетными игрушками – подобиями реальных вещей (игрушками
кастрюлями, кроватками, утюгами …) использует в словесной игре с
детьми предметы заместители (например палочку вместо ложки, кубик
вместо мыла и т п.) При введении предметов-заместителей воспитатель
должен не только осуществлять игровые действия с ним, но и словесно
обозначать условное значение предмета, делать это неоднократно в ходе
игры, что бы для ребёнка полнее выступала условность игрового, предмета
и действия. Именно в этот период словесные комментарии взрослого
особенно необходимы, так как без них условное действие может
оставаться непонятым ребёнком. В тоже время следует стимулировать и
самих детей обозначать игровые действия словом: «Чем ты свою куклу
кормишь?» « Ах, это у тебя хлеб?».
Следует так же учитывать тот факт, что дети, особенного раннего возраста,
нуждаются для развертывания игры в реалистических предметных опорах:
сюжетных игрушках, копирующих настоящие вещи. Если предоставить
ребёнку только предметы заместители без сюжетных игрушек, ему будет
трудно уловить смысл игровой ситуации даже в совместной игре со
взрослым, а его самостоятельная деятельность с ведётся к простому
манипулированию предметами. Поэтому предмет-заместитель всегда
должен сочетаться с сюжетной игрушкой (если хлеб замещается кубиком,
то тарелка на которой он лежит должна быть «как настоящая», если мыло
замещается бруском, то необходим игушечный тазик, в котором стирают)
Как уже было сказано, в игре воспитателя с детьми сначала используются
сюжетные игрушки, а затем к ним добавляются предметы-заместители, но
какой, то элемент игровой ситуации всегда является воображаемым
(каша, вода …). Однако это не предмет, с которым в игре непосредственно
выполняются действия (предметом ориентирования является не каша, а
ложка, не вода, а мыло…).
Овладение ребёнком действиями с предметами-заместителями,
воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простую
игровую ситуацию свидетельствует о том, что ребёнок усвоил азы
сюжетной игры. По мере овладения детьми условными игровыми
действиями воспитатель может переходить от совместной игры с 1-2
детьми к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включить
большое количество детей – вех желающих откликающихся на
предложения поиграть вмести с ним. В такой игре с несколькими
участниками можно и обойтись и без игрушек персонажей, развертывая
сюжет таким образом, чтобы дети направили условные действия с
заместителями на самих себя, а не только на кукол (это важно для
дальнейшего развития игры). Дети научились самостоятельно
развертывать игровые действия, дополнять по смыслу действия взрослого
в совместной игре с ним. Теперь воспитатель участвует в игре,
развертывает сюжет таким образом, чтобы действие одного из малышей
было адресовано сверстнику.
Воспитатель также должен иметь в виду, что дети третьего- четвертого
года жизни в связи с психофизиологическими особенностями ещё не
способны к длительному сосредоточению, для них характерно постоянное
стремление к двигательной активности. Поэтому частое перемещение
детей по групповой комнате, смена ими занятий при кратковременном
сосредоточении на сюжетной игре - нормальная картина в период
самостоятельной деятельности.
Проверить продвижения детей в освоении игровых умений воспитатель
может, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети в
самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с
сюжетными игрушками, включая в игру отдельные предметы заместители,
называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого
речевого обращения ответное игровое действие сверстника - можно
считать, что самые простые игровые действия у них сформированы.