Напоминание

Формирование игровой деятельности детей раннего возраста


Автор: Сокова Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр детский сад №33
Населённый пункт: город Воскресенск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование игровой деятельности детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование игровой деятельности детей раннего

возраста.

Формирование игры у детей раннего возраста процесс многоплановый.

Сложность

заключается

в

том,

что

психологический

механизмы,

необходимые для игры, психические процессы находиться в стадии

становления. В игре совершенствуется речь, воображение, наглядно-

образное мышление ребёнка, поэтому так важно создать условия для ее

систематического последовательного развития.

Основные проблемы руководства игрой – учет возрастных особенностей

детей при решении игровых задач, развитие игровой деятельности

зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта в игре.

Жизненный и игровой опыт детей помогает им творчески воспроизводить

действительность. Это возможно при комплексном руководстве игрой,

системном подходе к её формированию. Каждый возрастной этап требует

изменения в содержании работы с детьми.

По существу вся человеческая деятельность предметно опосредованная.

Вот почему так важно своевременно в раннем детстве сформировать эти

действия и добиться чтобы в самостоятельной игре они упрочнились и

обобщились. Самостоятельная игровая деятельность ребёнка 2-3 года

жизни протекает уже в форме сюжетно - отобразительной игры. При

переходе от отобразительной к сюжетно - отобразительной игре решающее

значение имеет не механическое формирование связи между отдельными

действиями, а смысловое единство всей цыпочки действий. Эти связи

должны быть доступны пониманию малыша, близки ему в повседневной

жизни. Однако воспитатель не может рассчитывать на то, что ребёнок

второго

года

жизни

в

состоянии

самостоятельно

обнаружить

и

воспроизвести в игре этот смысловой практический сюжет. Необходимо

впечатления, полученные ребёнком при ознакомлении с окружающим, и в

быту, закреплять на специальных дидактических занятиях, протекающих

не только в форме наблюдения за действиями взрослого, но и в форме

совместной игры взрослого и ребёнка или группой детей. В процессе

такого занятия ребёнок узнаёт знакомый сюжет и что особенно ценно сам

становится действующим лицом.

Формирование

сюжетной

игры

должно

осуществляться

на

фоне

постоянной (на протяжении всего года) организации воспитателем условий

для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.

Начинать формирование простейших взаимодействия между детьми,

можно используя любые катающиеся предметы (мячик, тележка) которые

стимулируют детей к взаимно подражательным зеркальным действиям

направленным друг на друга.

Организация условий для совместных предметных действий очень быстро

дает результат – изменяется эмоциональная атмосфера группе, исчезают

слёзы и крик, реже становятся ссоры из-за игрового предмета, дети легко

вступают в контакт по собственной инициативе. Такая работа по

организации взаимодействия детей на доступном им уровне позволяет

обеспечить большую их самостоятельность, ориентацию на сверстников,

заложить основу совместной игры в будущем.

Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах детей

воспитатель должен решать задачи формирования условного игрового

действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами.

Условное действие всегда включает в себя два плана- это то что делает

ребёнок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно

имеет. Одно и то же смысловое содержание может быть реализовано в

разных по типу условных действиях.

Задача педагога – сформировать у ребёнка к трём годам умение

развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом

заместителем, и воображаемым предметом, связывая два-три игровых

действия в смысловую цыпочку, словесно обозначать их, продолжать по

смыслу действие начатое партнёром- взрослым, а затем сверстником. Для

успешного

формирования игровых умений у детей раннего возраста необходимо:

1.

Привлекать ребёнка к осуществлению необходимого по смыслу игры

условного действия сюжетными игрушками; стимулировать его к

продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнёра-

взрослого.

2.

Привлекать ребёнка к осуществлению условного действия с

заместителями и воображаемыми предметами.

3.

Ориентировать ребёнка на продолжения, дополнения игрового

действия.

Первоначально педагог решает задачу формирование у детей условных

действий с сюжетными игрушками. Для этого он развертывает сюжетную

игру на веду у детей одушевляя кукол или других игрушечных

персонажей. Это легче всего сделать, приписав им какие-либо близкие и

понятные детям желания. После того как дети научились развертывать

игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям

партнера – взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель

переходит к реализации следующей задачи – формирование игрового

действия с предметом заместителем. В этот период воспитатель наряду с

сюжетными игрушками – подобиями реальных вещей (игрушками

кастрюлями, кроватками, утюгами …) использует в словесной игре с

детьми предметы заместители (например палочку вместо ложки, кубик

вместо мыла и т п.) При введении предметов-заместителей воспитатель

должен не только осуществлять игровые действия с ним, но и словесно

обозначать условное значение предмета, делать это неоднократно в ходе

игры, что бы для ребёнка полнее выступала условность игрового, предмета

и действия. Именно в этот период словесные комментарии взрослого

особенно необходимы, так как без них условное действие может

оставаться непонятым ребёнком. В тоже время следует стимулировать и

самих детей обозначать игровые действия словом: «Чем ты свою куклу

кормишь?» « Ах, это у тебя хлеб?».

Следует так же учитывать тот факт, что дети, особенного раннего возраста,

нуждаются для развертывания игры в реалистических предметных опорах:

сюжетных игрушках, копирующих настоящие вещи. Если предоставить

ребёнку только предметы заместители без сюжетных игрушек, ему будет

трудно уловить смысл игровой ситуации даже в совместной игре со

взрослым, а его самостоятельная деятельность с ведётся к простому

манипулированию предметами. Поэтому предмет-заместитель всегда

должен сочетаться с сюжетной игрушкой (если хлеб замещается кубиком,

то тарелка на которой он лежит должна быть «как настоящая», если мыло

замещается бруском, то необходим игушечный тазик, в котором стирают)

Как уже было сказано, в игре воспитателя с детьми сначала используются

сюжетные игрушки, а затем к ним добавляются предметы-заместители, но

какой, то элемент игровой ситуации всегда является воображаемым

(каша, вода …). Однако это не предмет, с которым в игре непосредственно

выполняются действия (предметом ориентирования является не каша, а

ложка, не вода, а мыло…).

Овладение ребёнком действиями с предметами-заместителями,

воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простую

игровую ситуацию свидетельствует о том, что ребёнок усвоил азы

сюжетной игры. По мере овладения детьми условными игровыми

действиями воспитатель может переходить от совместной игры с 1-2

детьми к совмещению такой деятельности с игрой, позволяющей включить

большое количество детей – вех желающих откликающихся на

предложения поиграть вмести с ним. В такой игре с несколькими

участниками можно и обойтись и без игрушек персонажей, развертывая

сюжет таким образом, чтобы дети направили условные действия с

заместителями на самих себя, а не только на кукол (это важно для

дальнейшего развития игры). Дети научились самостоятельно

развертывать игровые действия, дополнять по смыслу действия взрослого

в совместной игре с ним. Теперь воспитатель участвует в игре,

развертывает сюжет таким образом, чтобы действие одного из малышей

было адресовано сверстнику.

Воспитатель также должен иметь в виду, что дети третьего- четвертого

года жизни в связи с психофизиологическими особенностями ещё не

способны к длительному сосредоточению, для них характерно постоянное

стремление к двигательной активности. Поэтому частое перемещение

детей по групповой комнате, смена ими занятий при кратковременном

сосредоточении на сюжетной игре - нормальная картина в период

самостоятельной деятельности.

Проверить продвижения детей в освоении игровых умений воспитатель

может, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети в

самостоятельной игре развертывают цепочки из 2-3 действий с

сюжетными игрушками, включая в игру отдельные предметы заместители,

называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого

речевого обращения ответное игровое действие сверстника - можно

считать, что самые простые игровые действия у них сформированы.



В раздел образования