Автор: Беспалова Анастасия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: Чернушка
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование
ДОКЛАД
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И
СЕМЬИ»
За
тысячелетнюю
историю
человечества
сложились
две
ветви
воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из
этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и
дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка
необходимо их взаимодействие.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач,
стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для
обеспечения полноценного развития ребёнка".
Необходим активный курс на создание единого пространства развития
ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.
Анализ понятий «взаимодействие» и «сотрудничество»
Термин
«взаимодействие», предполагающий
обмен
мыслями,
чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был
раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как
единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и
строилось на основе единого понимания.
В
основе
взаимодействия
ДОУ
и
семьи
лежит
сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство
позиций
партнеров,
уважительное
отношение
друг
к
другу
взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и
способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия,
но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание,
взаимовлияние.
Активная
совместная
работа
педагогов
и
родителей
позволяет
лучше
узнать
друг
друга,
способствует
усилению
их
взаимоотношений.
В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном
воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.
1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и
общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от
воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив
целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и
специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно
услышать и сегодня.
2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными
запросами, а также между семейными и производственными обязанностями
женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт
социализации, фактически погублен».
3. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены тем, как
образовывают, воспитывают в детском саду, считая воспитателей
педагогически некомпетентными, и после посещения детского сада детей
водят в престижные гимназии, элитные центры развития, считая, что именно
там их ребенок получит необходимый багаж "современных" знаний, умений
и навыков, а детский сад посещают от случая к случаю.
4. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют
представления о программе , реализуемой детским садом, поэтому часто
они глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители
выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.
5. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, не
сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
6. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно
завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать
от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как
умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не
занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе».
Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками,
чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы
воспитания некоторые родители считают лишними.
7. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в
развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не
озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание
на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности,
что провоцирует развитие неврозов у детей.
8. Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние
преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации
общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или
негосударственный детский сад, в элитную школу - вариантов много.
Детский сад оказался в состоянии конкурентной борьбы с другими формами
воспитательных услуг.
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи,
диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге
приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она
наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская
любовь
даёт
человеку
«запас
прочности»,
формирует
чувство
психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании
детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети
становятся любознательными, активными, творческими.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
1.
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
2.
Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими
детьми;
3.
Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
4.
Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор:
что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму
первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными,
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка
невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и
действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным
воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо
укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё
отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в
"Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном
образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми
педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе
с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только
воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания
детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и
партнёр родителей по их воспитанию.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема
взаимодействия
семьи
и
ДОУ
широко
обсуждается
педагогами
и
психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной
выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие
как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М.
Клариной
был
разработан
целый
комплекс
становления
и
развития
содержательных и организационных направлений сообщества детского сада
и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами
были
разработаны
и
опубликованы
методические
рекомендации
для
работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе
сотрудничества и взаимодействия.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о
работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об
уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования,
вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского
сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи,
неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад
служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание",
поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие
детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в
обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она
считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на
сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный
характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными
учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в
общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть
обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и
педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей
является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного
взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система
педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в
дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая
возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой
семьи.
Детский сад и семья должны создать единое пространство развития ребенка.
Цель всей работы – привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам,
связанным со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием,
своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой к
школе.
В процессе реализации данного вопроса педагоги сталкиваются с рядом
проблем:
§ педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей
воспитательной функции, нежелание установить единые требования к
ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в
определении содержания, форм работы детского сада с семьей не
дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными
заказчиками;
§ несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение
самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место
ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;
§ преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог
выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и
зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.
С целью решения вышеперечисленных проблем, для развития преимуществ и
нивелирования недостатков этих двух воспитательных систем, может быть
разработана система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей,
включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.
Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями
воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие,
сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-
педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
§ установление партнерских отношений с семьями воспитанников,
объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы
общности интересов;
§ активизацию и обогащение воспитательных умений родителей,
поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1.
Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2.
Просвещение родителей с целью повышения их правовой и
педагогической культуры.
Современные формы работы с родителями
Выстраивая
взаимодействие
с
родителями,
можно
развивать
и
использовать как традиционные формы – это родительские собрания,
лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы,
экскурсии,
родительские
клубы,
кружки,
акции,
оздоровительные
мероприятия, игры, консультации и т.п.
В
последнее
время
наметились
новые,
перспективные
формы
сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному
участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В
группах детского сада можно использовать разнообразные современные
формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:
Информационно-аналитические
анкетирование;
опрос;
"почтовый ящик".
Наглядно-информационные
родительские клубы;
мини-библиотека;
информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
Познавательные
родительские гостиные;
нетрадиционные родительские собрания;
устные журналы;
экскурсии.
Досуговые
праздники;
совместные досуги;
акции;
участие родителей в конкурсах, выставках.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм
работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы
многих педагогов мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в
виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что
вполне понятно. Выход из этого положения может быть в изменении форм и
методов проведения. Нужно попытаться построить общение не на монологе,
а на диалоге. Данный подход требует от педагогов более тщательной и
длительной подготовки, но и результат может быть ощутимее. Собрания
можно организовать в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и
т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты
занятий, конкурсных выступлений. Как показывает практика результат от
этого наиболее эффективный, и процент посещения собраний достаточно
высокий.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями
форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности
для сотрудничества. Доброй традицией для многих ДОУ стало ежегодное
проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года.
Родители с детьми принимают активное участие в спортивных праздниках.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг
на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и
детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты,
листовки, альбомы с фотографиями.
Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями. Хочется
поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Дари добро»
родители получили возможность оказать помощь бездомным животным
которые проживают в приюте. Они вместе с детьми собирали корм,
медикаменты, посуду для животных. Родителям как участникам в этом
добром деле предоставляется возможность показать личный пример ребёнку
положительного и заботливого отношения к братьям нашим меньшим.
Заключение
Таким образом, проводимое исследование в этой области, показало что
использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ
обеспечит положительные результаты.
Правильно спланированная работа
будет способствовать оптимизации процесса взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей.
Использование разнообразных форм работы с
родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни
детского сада, становятся верными помощниками воспитателей, а это
является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно
высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-
образовательной среды.
Список литературы
1.
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г.,
№ 4. – 66с.
2.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и
семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и
родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
3.
Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех
сторон.2002 – 147с.
4.
Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников.
Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
2007г., №7. – 70с.