Напоминание

"Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи"


Автор: Беспалова Анастасия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: Чернушка
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОКЛАД

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И

СЕМЬИ»

За

тысячелетнюю

историю

человечества

сложились

две

ветви

воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из

этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими

специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и

дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их

воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка

необходимо их взаимодействие.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о

дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач,

стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для

обеспечения полноценного развития ребёнка".

Необходим активный курс на создание единого пространства развития

ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Анализ понятий «взаимодействие» и «сотрудничество»

Термин

«взаимодействие», предполагающий

обмен

мыслями,

чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был

раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как

единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и

строилось на основе единого понимания.

В

основе

взаимодействия

ДОУ

и

семьи

лежит

сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство

позиций

партнеров,

уважительное

отношение

друг

к

другу

взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и

способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия,

но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание,

взаимовлияние.

Активная

совместная

работа

педагогов

и

родителей

позволяет

лучше

узнать

друг

друга,

способствует

усилению

их

взаимоотношений.

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном

воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и

общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от

воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив

целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и

специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно

услышать и сегодня.

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными

запросами, а также между семейными и производственными обязанностями

женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт

социализации, фактически погублен».

3. Подорвано доверие к воспитателю: родители не удовлетворены тем, как

образовывают, воспитывают в детском саду, считая воспитателей

педагогически некомпетентными, и после посещения детского сада детей

водят в престижные гимназии, элитные центры развития, считая, что именно

там их ребенок получит необходимый багаж "современных" знаний, умений

и навыков, а детский сад посещают от случая к случаю.

4. Многие родители, не имеющие педагогического образования, не имеют

представления о программе , реализуемой детским садом, поэтому часто

они глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители

выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

5. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, не

сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

6. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно

завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать

от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как

умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не

занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе».

Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками,

чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы

воспитания некоторые родители считают лишними.

7. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в

развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не

озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание

на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности,

что провоцирует развитие неврозов у детей.

8. Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние

преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации

общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или

негосударственный детский сад, в элитную школу - вариантов много.

Детский сад оказался в состоянии конкурентной борьбы с другими формами

воспитательных услуг.

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи,

диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге

приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она

наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская

любовь

даёт

человеку

«запас

прочности»,

формирует

чувство

психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании

детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети

становятся любознательными, активными, творческими.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

1.

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

2.

Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими

детьми;

3.

Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

4.

Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания

подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор:

что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?

Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму

первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными,

свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка

невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и

действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным

воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,

формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо

укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё

отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в

"Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном

образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми

педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и

интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе

с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только

воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания

детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и

партнёр родителей по их воспитанию.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема

взаимодействия

семьи

и

ДОУ

широко

обсуждается

педагогами

и

психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной

выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие

как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М.

Клариной

был

разработан

целый

комплекс

становления

и

развития

содержательных и организационных направлений сообщества детского сада

и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами

были

разработаны

и

опубликованы

методические

рекомендации

для

работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе

сотрудничества и взаимодействия.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о

работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об

уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования,

вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского

сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи,

неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад

служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание",

поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие

детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в

обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она

считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на

сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный

характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными

учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных

ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на

ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в

общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть

обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и

педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей

является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного

взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система

педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в

дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая

возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой

семьи.

Детский сад и семья должны создать единое пространство развития ребенка.

Цель всей работы – привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам,

связанным со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием,

своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой к

школе.

В процессе реализации данного вопроса педагоги сталкиваются с рядом

проблем:

§ педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей

воспитательной функции, нежелание установить единые требования к

ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в

определении содержания, форм работы детского сада с семьей не

дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными

заказчиками;

§ несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение

самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место

ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;

§ преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог

выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и

зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

С целью решения вышеперечисленных проблем, для развития преимуществ и

нивелирования недостатков этих двух воспитательных систем, может быть

разработана система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей,

включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.

Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями

воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие,

сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-

педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

§ установление партнерских отношений с семьями воспитанников,

объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы

общности интересов;

§ активизацию и обогащение воспитательных умений родителей,

поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

1.

Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и

педагогической культуры.

Современные формы работы с родителями

Выстраивая

взаимодействие

с

родителями,

можно

развивать

и

использовать как традиционные формы – это родительские собрания,

лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы,

экскурсии,

родительские

клубы,

кружки,

акции,

оздоровительные

мероприятия, игры, консультации и т.п.

В

последнее

время

наметились

новые,

перспективные

формы

сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному

участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В

группах детского сада можно использовать разнообразные современные

формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

Информационно-аналитические

анкетирование;

опрос;

"почтовый ящик".

Наглядно-информационные

родительские клубы;

мини-библиотека;

информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;

выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».

Познавательные

родительские гостиные;

нетрадиционные родительские собрания;

устные журналы;

экскурсии.

Досуговые

праздники;

совместные досуги;

акции;

участие родителей в конкурсах, выставках.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм

работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы

многих педагогов мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в

виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что

вполне понятно. Выход из этого положения может быть в изменении форм и

методов проведения. Нужно попытаться построить общение не на монологе,

а на диалоге. Данный подход требует от педагогов более тщательной и

длительной подготовки, но и результат может быть ощутимее. Собрания

можно организовать в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и

т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты

занятий, конкурсных выступлений. Как показывает практика результат от

этого наиболее эффективный, и процент посещения собраний достаточно

высокий.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями

форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности

для сотрудничества. Доброй традицией для многих ДОУ стало ежегодное

проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года.

Родители с детьми принимают активное участие в спортивных праздниках.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг

на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и

детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты,

листовки, альбомы с фотографиями.

Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями. Хочется

поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Дари добро»

родители получили возможность оказать помощь бездомным животным

которые проживают в приюте. Они вместе с детьми собирали корм,

медикаменты, посуду для животных. Родителям как участникам в этом

добром деле предоставляется возможность показать личный пример ребёнку

положительного и заботливого отношения к братьям нашим меньшим.

Заключение

Таким образом, проводимое исследование в этой области, показало что

использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ

обеспечит положительные результаты.

Правильно спланированная работа

будет способствовать оптимизации процесса взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей.

Использование разнообразных форм работы с

родителями дает определенный результат: они активно участвуют в жизни

детского сада, становятся верными помощниками воспитателей, а это

является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно

высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-

образовательной среды.

Список литературы

1.

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г.,

№ 4. – 66с.

2.

Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и

семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и

родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

3.

Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех

сторон.2002 – 147с.

4.

Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников.

Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика

2007г., №7. – 70с.



В раздел образования