Напоминание

"Здоровый педагог- здоровые дети"


Автор: Ирина Валерьевна Кондра
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ДО МБОУ "СОШ №12 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск , Челябинская область
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов
Тема: "Здоровый педагог- здоровые дети"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Семинар-практикум для педагогов

«Здоровый педагог – здоровые дети»

Челябинск, 2022 г. Подготовила: Кондра И.В.

педагог – психолог

Цель: профилактика профессионального «выгорания» педагогов.

Задачи:

1.

Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива.

2.

Развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.

3.

Оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в

исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

4.

Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.

5.

Способствование отреагированию педагогами негативных эмоций (злость, обида, страх).

Ход мероприятия.

Уважаемы коллеги, наша встреча сегодня посвящена важной теме здоровья.

В настоящее время в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание

здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи

дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Но

поговорим мы сегодня о здоровье самого педагога.

Если задать Вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев вы

ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем. Здоровье – это не только

отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия.

Притча

«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать

человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из

богов сказал: «Человек должен быть сильным”, другой сказал: «Человек должен быть

здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так:

«Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное,

что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни

предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы

думаете, куда спрятали боги здоровье?

Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с

давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и

сберечь бесценный дар богов!

Профессия «педагог», иначе «работа сердца и нервов» (А.В. Сухомлинский), требует

буквально ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение

владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога,

от чего зависят его и профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Что касается

профессиональной деятельности педагога дошкольного образования…. Она характеризуется

огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в

напряженной

обстановке:

эмоционально

насыщенная

деятельность,

постоянная

концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы

такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о

нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.

Исследования показали, что отрицательно окрашенные психологические состояния

педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность

во

взаимоотношениях

с

воспитанниками,

родителями,

коллегами,

способствуют

возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств

негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность,

агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Многочисленные

исследования

здоровья

показывают,

что

педагоги

как

профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое

снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Одним из

показателей

профессиональной

дезадаптации,

деформации

педагога

является

так

называемый «синдром эмоционального выгорания».

Синдром

эмоционального

выгорания

(СЭВ) -

это

неблагоприятная

реакция

специалиста

на

рабочие

нагрузки,

включающая

в

себя

психологические,

психофизиологические и поведенческие компоненты.

В качестве основных симптомов эмоционального выгорания выделяют:

1.

психосоматические

недомогания

(усталость,

утомления,

снижение

активности,

бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);

2.

напряженность в отношении к людям;

3.

негативное отношение к самой работе;

4.

скудность репертуара рабочих действий;

5.

заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;

6.

агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство,

гнев);

7.

эмоциональное истощение, упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм,

пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности;

8.

частая раздражительность.

«Экспресс – оценка выгорания» В. Каппони, Т. Новак (приложение)

Предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит определить именно

первые симптомы выгорания.

Эмоциональное выгорание не является неизбежным. Своевременно предпринятые

профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Профилактику эмоционального выгорания педагогов необходимо проводить в двух

направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние

рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что

педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для

работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений

синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных,

«голых» группах.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в

учреждении.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и

реализуется следующим образом:

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах психического здоровья.

Обучение приемам и методам саморегуляции и релаксации.

Повышение уровня стрессоустойчивости.

Снижение уровня эмоционального напряжения.

Мы подошли к практической части нашего семинара – практикума. Существует китайская

поговорка: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – я пойму и

чему - то научусь»

Способы снятия нервно-психического напряжения и усталости

Метод регуляции дыхания

Управление

дыханием —

это

эффективное

средство влияния на тонус

мышц

и

эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота)

понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть

релаксации.

Инструкция: Сядьте, расслабьтесь. Подышите, не просто так... а на счет

1,2,3,4 – вдох, на 1,2 – задерживаем дыхание, а на 1,2,3,4,5,6 – выдох.

Дышим не грудью, а животом! Основной принцип – выдох длиннее, чем вдох. Еще раз

вздохните, задержите и выдохните.

Точечный массаж

Стимулирует выработку натуральных успокоительных гормонов серотонина и эндорфинов,

воздействуя на биологически активные точки.

Массируйте в центре подбородка антистрессовую точку круговыми

движениями: по часовой стрелке – 9 раз и столько же против нее.

Метод мышечного расслабления

Его цель — вызвать ощущение тяжести и теплоты в определенных группах мышц или

конечностях (ногах, руках). Именно теплота и тяжесть характеризуют расслабленность и

спокойствие.

Упражнение. Есть эффективный способ для быстрого и даже экстренного снятия любой

тревоги, стресса и даже паники. Это метод глубокой мышечной релаксации. В чем его суть?

Во время стресса у нас повышенный выброс кортизола - это гормон стресса и он заставляет

наши мышцы находиться в состоянии напряжения. Важно последовательно напрягать и

расслаблять свои мышцы, чувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Если

мы напрягаем мышцу, то весь кортизол в ней пережжется и после того, как мы ее расслабим,

то почувствуем в ней покой и умиротворение.

Упражнение «Лимон»

Инструкция: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и

голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит

лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали»

весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон

находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои

ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

Насладитесь состоянием покоя.

Визуальная медитация

Медитация – один из форматов духовного саморазвития, который предполагает состояние

полной безмятежности и отрешенности от внешних проблем и всяческих переживаний.

Используя данную технику, человек придумывает иллюзорный мир, в котором его ничто и

никто не тревожит, где он чувствует себя максимально комфортно.

Приемы антистрессовой защиты

1.

Отвлекайтесь – переключайте свои мысли, так же много пользы принесет пятиминутная

прогулка на природе.

2.

Снижайте значимость событий, другими словами «не делайте из мухи слона», не

накручивайте себя, не драматизируйте. Используйте принцип позитивности во всем,

используйте установки типа «не очень - то и хотелось». Помните причиной стресса

являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.

3.

Действуйте – любая деятельность, особенно физический труд - в стрессовой ситуации

выполняет роль громоотвода (устройте прогулку, пробегитесь, сделайте уборку дома,

наведите порядок на рабочем месте).

4.

Творите – любая творческая работа исцеляет от переживаний (рисуйте, танцуйте, пойте,

шейте, лепите).

5.

Выражайте эмоции – загонять эмоции внутрь, пытаясь их скрывать, очень вредно!

Умение рассказывать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими,

понимать самого себя.

6.

Рефреминг – техника позитивного восприятия (Слово "рефрейминг" происходит от

английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как «замена

рамки», старая картинка в новой рамке. Смена точки зрения, отношения к чему-либо, без

изменения самой ситуации. Использование приема замены рамки позволяет: увидеть в

ситуации другую, более выгодную сторону (у меня сегодня нет работы, но я могу

почитать книгу и набраться сил)

Пример рефрейминга: женщина жалуется, что муж уделяет ей мало внимания. Другие

аспекты данной ситуации: он увлечен работой и хорошо зарабатывает, он не видит моих

промахов, у меня есть время для себя.

Упражнение «Зато» - данная техника научит вас креативно мыслить, находить выход из

сложных

ситуаций,

позволит

смотреть

на

вещи

с

другой

стороны,

выработает

психологический иммунитет, а главное, научит любить себя.

Примеры: Я проспала встречу/работу/ свидание….ЗАТО эта ситуация меня научила более

ответственно относиться к режиму дня (будильник, готовность №1 и пр.), ЗАТО я успела

сделать важные дела вчера вечером, ЗАТО я выспалась"

«Да, я толстая, ЗАТО мягкая и уютная»,

«У меня взрывной характер. Часто я бываю агрессивным. ЗАТО я всегда искренен»

«Я не люблю брать инициативу на себя. ЗАТО я даю возможность своим сослуживцам

проявить свои лидерские качества»

«Я ничего не успеваю сделать по дому. ЗАТО я много времени провожу с детьми. А это

важнее, чем уборка квартиры»

«У меня тонкие и редкие волосы. ЗАТО они сушатся быстро и без фена. Я экономлю кучу

денег на шампунях и электричестве».

Чем больше будет юмора, тем лучше. Исчезает проблема, появляется факт, который

вы по своему желанию можете изменить, а можете оставить, как есть.

Инструкция: каждому педагогу необходимо выписать в столбик несколько своих качеств,

которые вы считаете не самыми лучшими, напротив каждого качества запишите качества –

антагонисты к выписанным.

Примеры: Я устал(а), зато...Я небольшого роста, зато...Я иногда несдержан(а), зато... Я

ленив(а), зато...Я застенчив(а), зато...Я криклив(а), зато...Я молчалив(а), зато... Я слишком

уступчив(а), зато...Я не умею печь пироги, зато...Я зануда, зато...Я не очень хорошо пою,

зато...Я иногда, слишком много ворчу, зато...Я несколько легкомыслен(на), зато...Я бываю

капризна, зато...Иногда я чувствую себя несчастным, зато…Иногда меня охватывает чувство

безнадёжности, зато… Иногда я испытываю очень сильный стресс, зато…Иногда я не знаю,

что ответить друзьям, зато…Я часто попадаю в трудные жизненные ситуации, зато…Иногда

я не знаю как себя вести в трудной жизненной ситуации, зато... Я легко расстраиваюсь,

зато…

Упражнение «Корзина советов». Как преодолеть стресс? (приложение)

Каждый педагог по очереди берет карточки и зачитывает вслух предложенные советы

Итог: Закончить нашу встречу мне бы хотелось такими следующими словами:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Спасибо всем за работу, желаю здоровья, крепких нервов и хорошего настроения!

Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).

Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.

1.

Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то

остаток выходного уже испорчен.

да

нет

2.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я

сделал (а) бы это без промедления.

да

нет

3.

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. да

нет

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как

выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).

да

нет

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов

повышения квалификации, от участия в конференциях.

да

нет

6.

Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные

прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

да

нет

7.

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы

удивить меня в ней своей новизной.

да

нет

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

да

нет

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем

чертям.

да

нет

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой

я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

да

нет

За каждый ответ «да» начислите 1 балл. Результаты:

0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться

от рабочих дел.

7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо

сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно

сделать так, чтобы он не погас.

Ф. И.О. педагога______________________________

Думайте всегда только о хорошем, отбрасывайте плохие мысли.

Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и

благополучия.

Любите

себя,

хвалите

себя,

делайте

маленькие

радости,

комплименты.

Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ и компьютера.

Почитайте что-то.

Музыка – это тоже психотерапия.

Не старайтесь угодить всем – это не реально.

Ставьте перед собой только реальные цели.

Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас

плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк,

почитайте анекдоты.

Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

Живите с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, –

делается к лучшему».

Мягко и незаметно ограничивайте общение с токсичными людьми

Высыпайтесь! Стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще

больше усиливает стресс.

Берегите себя, снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но

лучше, чем много, но плохо.

Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые стоит

делать, стоит делать хорошо.

Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте

усилия на их достижении.

Находите время для себя: примите расслабляющую ванну,

сделайте косметические процедуры! Если Вы будете выглядеть

лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше

Помните: работа - всего лишь часть жизни!

Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: «Я не буду думать об

этом сегодня. Я буду волноваться об этом завтра».



В раздел образования