Автор: Водильникова Наталия Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №185 ДО
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к своей семье, к родному краю»
Раздел: дошкольное образование
Воспитание патриотических чувств через привитие любви к своей семье,
к родному краю
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из
главных целей в системе российского образования. В дошкольном возрасте
начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к
Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её
благо. Беречь и умножать богатства.
Воспитывая
ребёнка
на
традициях,
исторических
событиях,
достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить
положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и
историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и
обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными
представлениями о том, что им близко и дорого.
Научить
чувствовать
красоту
родной
земли,
красоту
человека,
живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что
окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога. Культура
родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью
его души.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует
считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение
принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его
культуры.
Социально-нравственное
воспитание
–
значимое
и
необходимое
направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить:
воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы
тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом,
позволяет лучше почувствовать родной город.
Немаловажное значение в развитии
познавательного
интереса
имеет
хорошо
оборудованная,
насыщенная
предметно-
пространственная среда, которая
стимулирует
самостоятельную
исследовательскую
деятельность
ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В группе организован тематический уголок «Наш город – Москва»,
где расставлен и разложен соответствующий материал по данной теме. В
центре разместила карту-схему города для того, чтобы дети могли наглядно
видеть расположение улиц, домов, зданий. Сначала я показала границы
микрорайона, в котором находятся детский сад и дома детей. Дети
определяли месторасположение своей улицы на общей схеме города,
закрепляя название улиц и отрабатывая навык ориентировки на бумаге.
Совместно с родителями оформили альбомы «Мой город Москва»,
«Красная книга Московской области»,
«Сотрудники нашего детского
сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Достопримечательности
нашего города», «Промыслы Московской области»…
Подобраны
тематические
картинки,
иллюстрации,
фотографии,
открытки;
систематизирована картотека
стихов, дидактических игр о
родном городе. Так же были
сделаны дидактические игры: «Заселим реку Москва», «Промыслы», «Кому,
что нужно для работы», «Угадай профессию»
«Найди нужный флаг»,
«Найди место недостающим элементам герба города», «Сложи картинку»;
настольно-печатная игра «Путешествие по городу, району»….Материалы
(фотографии, иллюстрации, библиотека книг, подборку дидактических игр)
размещаются так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного
доступа самостоятельно пополнять знания о своей малой Родине.
Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна
учитывать
особенности
детской
психики:
кратковременное
внимание,
интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность.
Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает
следующие
формы,
позволяющие
развить
у
детей
нравственно-
патриотические чувства:
Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).
Прогулка по окрестностям.
Экскурсия в местный краеведческий музей.
Посещение памятных мест.
Встреча с ветеранами войны и труда.
Чтение рассказов о защитниках Родины.
Беседа в виде вопросов и ответов.
Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
Прослушивание народной музыки, разучивание песен о
Родине.
Тематический фольклорный утренник.
Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он
любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект
после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг
расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город
или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия. Задача
педагога – создание именно такой последовательности в представлении
ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его
сознании.
Семья является основными источником знаний об окружающем мире
для детей дошкольного возраста. Именно через семью идет восприятие
основных моральных норм и нравственных ценностей, именно в семье
ребенок учиться правилам поведения в обществе. Поэтому роль семьи в
патриотическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика.
С целью активизации работы с родителями был составлен перспективный
план по патриотическому воспитанию в семье.
По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные
залы, музеи, библиотеки, кукольный театр, предлагали поговорить с детьми
об
увиденном,
выслушать
высказывания
ребёнка,
дополнить
своим
рассказом.
На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в
природу, посещения театров и прочитанных художественных произведений
оформляем
выставки
детского
художественного
творчества: «Достопримечательности нашего города», «Праздник в городе»,
«Животные нашего леса», «Наша улица», «В Тимирязевском парке» и
другие.
Ребята совместно с родителями изготавливали генеалогические древа и
гербы своих семей, которые они потом презентовали и защищали. Каждый из
ребят старался как можно интереснее и подробнее рассказать историю своей
семьи, ее отличия от других. Привлекаются родителей к подготовке и
участию в различных совместных мероприятиях: родительском собрании
«Нравственно-патриотическое
воспитание
в
семье»,
круглом
столе
«Семейное воспитание».
Оформляются консультации в информационном уголке для родителей,
такие как: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста», «Путешествие по родному городу, району»,
«Познакомьте
ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через
привитие любви к родному краю». Родители с радостью участвуют в жизни
группы: проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в
заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает
благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует
полноценной, гармонично развитой личности. В результате проделанной
работы наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-
патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством
ознакомления с малой Родиной.