Напоминание

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве


Автор: Катайлова Анна Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №551
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 8 классе

ТЕМА УРОКА:

«А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве»

КЛАСС: 8 (ОО)

ЦЕЛИ:

1. Краткое знакомство с жизнью поэта. Выделение в его творчестве

исторической темы.

2. Развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление,

эстетический вкус.

3. Воспитывать любовь к русской поэзии.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся.

ТИП УРОКА: Объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Раздвижная доска

Мел

Экран

Ноутбук

ПЛАН УРОКА:

1.Чтение стихотворения «О, я хочу безумно жить»».

2. Вступительное слово учителя.

3. Доклад-презентация учащихся (биография А.Блока).

4. Опрос домашнего задания.

5. Слово учителя.

6. Доклад учащегося о Куликовской битве.

7. Комментарий учителя о специфике цикла в целом.

8. Комментированное чтение цикла стихотворений «На поле Куликовом».

8. Беседа по прочитанному тексту.

9. Итог урока.

10.Домашнее задание.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Тема урока: »Александр Александрович Блок. Историческая тема в его

творчестве» 1880 - 1921

Слайд № 1

Портрет А.А.Блока

ХОД УРОКА:

1. Ученица выразительно (или наизусть) читает стихотворение А.Блока

« О, я хочу безумно жить»:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, -

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

2. Слово учителя.

Александр Блок. Это имя, этот «звук» в русской и мировой поэзии

двадцатого века – из самых ценных. Одно из тех редких имен, что означают:

истинный поэт, поэт-гражданин.

«Что такое поэт?» Человек, который пишет стихами?» - спрашивал

Блок. И отвечал: «Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он

пишет стихами, но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и

звуки, потому что он – сын гармонии, поэт».

Блок – «сын гармонии», но гармонии драматической и трагической,

рожденной

в

борьбе,

в

противоборстве.

Поэт

жил

в

напряженном

прислушивании к музыке времени, к биению сердца России.

Александр Блок прошел недолгий, но сложный творческий путь,

заполненный большими историческими событиями и явлениями. На глазах у

Блока происходили никогда не слыханные ранее исторические перемены,

Старая и «новая» Россия, история и современность – это вопросы, которые

всю жизнь волновали Блока и на которые он искал ответ. Один из

исследователей его творчества, В.Орлов, назвал его «самым историческим

поэтом в литературе 20 века, ибо все, что он писал, проникнуто духом живой,

каждодневно творимой истории».

Сообщение целей урока.

3. Сообщения 3 учащихся (доклад с презентацией):

1 учащийся сидит за ноутбуком, второй и третий рассказывают, читают

стихи от имени А.Блока и М.Бекетовой

Слайд №1 Портрет А.Блока

Слайд сопровождается рассказом 1 ученика:

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в

Петербурге в семье ректора университета Андрея Николаевича Бекетова.

Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции

классической литературы были неотделимы в восприятии Блока от понятия

«дома». Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-

ботаника, в «ректорском доме», а каждое лето – в бекетовском подмосковном

имении Шахматово. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он

рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.

В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был

автором не только научных трудов, Нои научно-популярных очерков.

Бабушка Блока и ее дочери, в том числе и мать поэта, занимались переводами

научных и художественных произведений.

Слайд №2 А.Блок в детстве

Стихотворение читает 2 ученик:

Погружался я в море клевера,

Окруженный сказками пчел.

Но ветер, зовущий с севера,

Мое детское сердце нашел.

Призывал на битву равнинную –

Побороться с дыханьем небес.

Показал мне дорогу пустынную,

Уходящую в темный лес.

Я иду по ней косогорами

И смотрю неустанно вперед,

Впереди с невинными взорами

Мое детское сердце идет.

Пусть глаза утомятся бессонные,

Запоет, заалеет пыль…

Мне цветы и пчелы влюбленные

Рассказали не сказку – быль.

Слайд № 3

1 ученик:

«Мама привела меня в гимназию; в первый раз в жизни из уютной и

тихой семьи я попал в толпу гладко остриженных и громко кричащих

мальчиков; мне было невыносимо страшно чего-то, я охотно убежал бы или

спрятался куда-нибудь; но в дверях класса, хотя и открытых, мне

чувствовалась непроходимая черта…»

А.Блок «Исповедь язычника», 1918 г.

2 ученик:

«С 7 лет Саша начал увлекаться писанием, он сочинял коротенькие

рассказы и стихи, ребусы. Из этого материала составлял то альбом, то

журналы. Сохранилось несколько книжек такого рода.

В последних классах гимназии Блок начал издавать рукописный

журнал «Вестник».

М.Бекетова «Александр Блок»

Слайд №4

1 ученик:

«В ту пору он был очень хорош собой уже не детской, а юношеской

красотой.»

М.Бекетова «Александр Блок»

2 ученик:

Талант

его

крепнет

от

стихотворения

к

стихотворению.

В

«автобиографии» Блок вспоминал о том, как он, двадцатилетний студент,

принес

редактору

журнала

«Мир

Божий»

В.П.Острогорскому

стихи,

навеянные

картинами

Васнецова,

изображающими

вещих

птиц

древнерусских легенд. Редактор отнесся к его «безыдейным» стихам, по

словам Блока, «со свирепым добродушием», сказав: «Как вам не стыдно,

молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что

творится!» Редактор оказался недальновиден и глух к поэзии: ведь стихи эти

лишь внешне могли показаться далекими от современных тогдашних

событий. На самом деле они были о жизни, о времени, о России, только

говорят об этом крупно, символически.1 ученик:

В 1907 году Александр Блок отметил: «Главные факторы творчества и

жизни – женщины, петербургские зимы и прекрасная природа Московской

губернии». Два непохожих друг на друга места России особенно много

значили в жизни поэта:

Слайды №5, 6, 7

Петербург и подмосковное Шахматово. В течение 36 лет (с 1881 по

1916) ежегодно в летнюю пору приезжал из Петербурга в Шахматово через

подмосковную станцию Подсолнечная.

Большую роль в судьбе Блока

сыграла также Москва.

Слайд № 8

2 ученик:

Июль 1914г. Весть о начале первой мировой войны застает Александра

в Шахматове. Поэт возвращается в Петербург, вскоре переименованный в

Петроград. В июле 1916 года Блок вступает в инженерно-строительную

дружину Союза Земств и Городов и отправляется в прифронтовую полосу, к

Пинским болотам, в Белоруссию.

1 ученик:

«Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит

годами в болоте, сидит с убеждением (не символ ли это?) на узенькой

тысячеверстной полоске, которая называется «фронт». Люди – крошечные,

земля – громадная.. довольно маленького клочка земли, опушки леса, одной

полянки, чтобы уложить сотни трупов людских и лошадиных» .А.Блок

«Интеллигенция и революция»

Слайд № 9

1 ученик:

После Февральской революции, возвратившись в Петроград, он

редактировал

стенографические

отчеты

«Чрезвычайной

следственной

комиссии», проводившей допросы бывших деятелей царского правительства.

И хотя Блок приветствовал падение самодержавия, он очень скоро осознал,

что революция на этом не остановится и главный всплеск еще впереди, ведь

продолжалась

бессмысленная

и

преступная

война,

оставались

неразрешенными многочисленные противоречия внутренней жизни России.

В течение всего 1917 года Блок не создал ни одного поэтического

произведения. Творческий прелом наступил после Октябрьского переворота.

Блок поверил в «Очистительную силу революции». «он ходил молодой,

веселый, бодрый , с сияющими глазами, - прислушивалась его тетка

М.А.Бекетова, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от

падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его

собственному свидетельству». Именно в это время поэт пережил последний

творческий взлет; в течение января 1918 года он написал свои известные

произведения – статью «Интеллигенция и революция», поэму «двенадцать» и

стихотворения «Скифы».

2 ученик:

Как истинный романтик, Блок уверовал, что революцией «задумано»

«переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая,

грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой,

веселой и прекрасной жизнью» Статью «Интеллигенция и революция»

завершает призыв: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте

Революцию». Ту же позицию отражали и написанные вслед за этой статьей

два поэтических произведения.

Блок с интересом включился в практическую деятельность по

культурному

строительству:

сотрудничал

в

горьковском

издательстве

«Всемирная

литература»,

был

председателем

управления

Большого

драматического театра, являлся членом коллегии Литературного отдела

Наркомпроса, возглавлял Петроградское отделение Всероссийского союза

поэтов. Однако со временем бесконечные заседания становятся для поэта

«отбыванием воинской повинности». Он вдруг воочию убеждается в том, что

бюрократизм, пошлость, не только не исчезли из окружающей жизни, но,

напротив, торжествуют.

Слайды № 10-13

1 ученик:

«Последняя болезнь его длилась почти три месяца. Она выражалась

главным образом в одышке и болях в области сердца при повышенной

температуре. Больной был очень слаб, голос его изменился, он стал быстро

худеть, взгляд его потускнел, дыхание было прерывистое, при малейшем

волнении он начинал задыхаться..

Александр Александрович жестоко страдал до последней минуты.

Скончался он в 10ч. Утра в воскресенье 7 августа 1921 года в присутствии

матери и жены.»

М.Бекетова «Александр Блок»

4. Опрос домашнего задания:

Дома Вы должны были прочитать биографию Александра Блока по

учебнику.

- Что больше всего интересовало поэта? (Жизнь народа)

_ Какая Россия у Блока после революции 1905 года? (Официальная,

бюрократическая, самодержавная и народная).

- Что для поэта Россия? (Это родина).

5. Слово учителя:

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал поэт.

(Запись в тетради).

Лучшим произведением о Родине до революции 1917 года является

стихотворный цикл «На поле Куликовом», написанный в 1908 году. В нем

поднята

большая

патриотическая

тема

борьбы

русского

народа

за

национальную независимость Родины. Куликовская битва для поэта –

исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и

будущем России.

Чтобы понять причины написания цикла стихов, нужно хорошо представить

эпоху, когда он его создавал.

Рубеж 19-20 веков был для России кризисным. Кризис состоял в том, что

происходила смена исторических эпох. Положение России, разделенной на

два лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей

на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. За

образами борющихся станов Блок прежде всего скрывает современных

людей и события. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на

историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее- о

неразрывной связи прошлого, настоящего, будущего.

Чувство

исторической

современности

выражено

в

стихах

Блока

не

прямолинейно, не в форме лозунгов, деклараций. Источником веры была

Россия.

Блок обратился к теме Куликовской битвы в 1907-1908 годы. Победа на Дону

для него «символическое событие русской истории», Что же это за событие?

6. Доклад учащегося.

Слайд № 14

8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали

решительную победу над огромным войском Золотой Орды, двигавшейся на

Русь под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле

около реки Непрядвы за Доном.

Воины обеих сторон

сражались с

неслыханным упорством. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от

великой тесноты.

Войско Мамая наступало первым, устремившись в атаку с высокого места.

Вслед за конницей шла пехота тесным строем. Шли с копьями наперевес.

Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось,

была на стороне Мамая. Но тут выступил из леса хорошо спрятанный

засадный полк под опытным предводительством двоюродного брата Дмитрия

– князя Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка Волынского и ударил

в тыл и фланг войскам Мамая. Выдержка, с которой русские в засадном

полку дождались нужного момента, не выдав своего присутствия, решила

многое. Победа была полная, и войско Дмитрия далеко преследовало

Мамая.С обеих сторон полегло более половины воинов. Сражаясь, оба

войска понимали, что от исхода битвы зависит многое. Это был перелом в

сознании, в самосознании русского народа, в появлении острой потребности

в государственном единстве и государственной независимости.

7. Комментарий учителя о специфике цикла в целом.

Лирический цикл – жанр, редкий в классической поэзии. Понятие цикла

подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет

свою целостность, но при этом связано сетью перекличек: сюжетных,

словесных.

Символисткая поэзия обращена к «своему» читателю, который готов за

буквальным смыслом искать иносказание.

Взаимоотношение трех персонажей: лирического героя (видящего чуть

больше, чем остальные герои), его двойника (олицетворение его дурных

страстей и помыслов) и героини, чей лик тоже двоится.

8. Комментированное чтение цикла «На поле Куликовом».

Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.

Чтение учителем 1стихотворения по строфам:1 строфа:

Река – Дон.

В историческом плане – русское войско, переправившись,

отрезало

возможность

бегства;

в

символистском

плане

граница

между

историческими периодами.

Желтый цвет связан с застойностью, косностью.

Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега –

сужается пространство, степь – враждебное пространство.

.2 строфа:

Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием

перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем

началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя

3 строфа:

В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском:

уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.

Мгла – наваждение враждебного мира.

Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.

Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.

4 строфа:

Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.

5 строфа:

Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.

Степная кобылица – татарская.

6 строфа:

Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.

Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.

7 строфа:

Сердце, плачь – очищение в слезах.

Мы выходим за пределы здешнего мира, всецело отдаваясь надминой и

надличной борьбе.

8.Беседа по прочитанному тексту:

- Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть

описываемой неяркой красоты).

- Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

- Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной,

в тоске безбрежной)

- Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

степную даль)- Какое настроение создает отрывистость этого ритма?

(

напряженное,

тревожное,

ожидание

предстоящего,

темп

скачки

и

настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет

ковыль»)

- Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной

жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

- Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом?

(«И вечный бой! Покой нам только снится.»).

9. Итог урока.

- Почему Блок обращается к истории прошлого?

- О чем идет повествование в цикле?

10. Домашнее задание:

1. Чтение 2-5 стихотворений.

2. Вопросы учебника с.121

3. 1 из стихотворений выучить наизусть.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники