Напоминание

Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильного произношения


Автор: Чугуева Яна Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 283
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Конспект
Тема: Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильного произношения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия (со слепым ребенком Олег Филатов 5лет.)
Занятие по формированию фонематического слуха и

закреплению правильного произношения.

Тема: «Звук «Ш».
Цель:
Формирование фонетико-фонематических навыков в произнесении, восприятии звука [ш] на материале лексико-грамматических игр.
Задачи:
1. Образовательные:  Уточнить правильное произношение звука [ш];  Обучать спряжению глагола «Хотеть»;  Учить употреблять формы косвенных падежей существительных единственного числа; 2. Коррекционные:  Учить на слух выделять звук [ш];  Развитие фонематического восприятия;  Продолжить развивать навыки обследования предметов;  Развитие общей моторики;  Развитие памяти, внимания, мышления; 3. Воспитательные:  Воспитать у ребенка познавательную активность, дружелюбие, интерес к игре.
Оборудование: Игрушки
Шишка, мишка, машинка, вишня, шарик, лягушка, картошка, камыш, кошка Мурка. Звуковые «дорожки».
Лексический материал:
Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, узкий, щель, воздушная струя, игрушечный, продавец, покупатель.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед:
Здравствуй, Олег!
Олег или (Мама):
Здравствуйте, тетя Яна. (Здесь и далее - если ребенок затрудняется или не хочет отвечать, то логопед обращается к маме).
Логопед:
Ты пришел к нам в гости поиграть? Какой ты сегодня красивый! Какие у тебя штанишки! (Добиваемся (стараемся) что бы Олег как-то реагировал на слова. Например, мама руками Олега трогает его штанишки и т.д.). Присаживайтесь на стул. Где стул, О, давай поищем! (Вместе с мамой находят стул, обследуют спинку стула, сиденье).
Логопед:
К нам в гости пришла игрушечная кошка. Потрогай руками и постарайся узнать ее.
(обследуем игрушку, выделяя основные признаки)

Олег:
это кошка.
Логопед:
правильно, а зовут ее Мурка. Она сегодня с нами будет играть.
Логопед:
Давай с тобой поиграем. (Мама действует руками ребенка, а логопед произносит текст) Ладушки - ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Посидели, посидели и опять полетели. Сели на ножки ..., на головку ... и т.д.
Новая тема:

• Введение в тему:

Логопед:
Олег, послушай внимательно, а какой звук встречается во всех этих словах: ш - ладушки, ш – бабушки и т.д. ...

Олег:
Звук «Ш».
Логопед:
Правильно! «Потрогай», какую Мурка принесла тебе игрушку - это машина => рассмотреть игрушку руками. (Ребенок обследует игрушку вместе с педагогом или с мамой, выделяя характерные признаки предмета). -Послушай, как «поёт» наша машина!
Логопед:
А теперь мы с тобой «споем» эту песенку: -губы у нас растянуты в полуулыбке, ротик приоткрыт, зубки разомкнуты. Потрогай руками мамины губы..., а теперь свои - у тебя так же? (Олег «осматривает» артикуляцию логопеда, мамы)
Олег:
Да.
Логопед:
между зубками у нас щель (потрогай...).
Олег:
Да.
Логопед:
Широкий язычок поднят. Где у тебя верхние зубки? Покажи? Правильно. Холодная струя воздуха дует вниз на ручку. Попробуй, почувствуй как у меня. А теперь попробуй сам! Давай «посмотрим», у мамы получилось?
Олег:
Получилось! •
Произнесение

звука

«ш»

изолированно,

в

слогах,

словах.

Ориентировка на листе бумаги.

Логопед:
Это у нас звуковая дорожка,(рельефное изображение дорожки на листе картона), мы ставим на неё пальчик и тянем звук от начала дорожки и до конца. (Пальчик движется слева на право => подготовка к письму.) Ш-Ш-Ш-Ш; (Перед тем, как приступить к выполнению этого задания, логопед вместе с ребенком и мамой обследуют дорожку, по которой он будет тянуть звук).
• «Подскажи словечко»

Употребление форм косвенных падежей существительных женского рода единственного числа.
Логопед:
Олег, а сейчас мы будем с тобой сочинять стихи про ... Камыши. Я начинаю, а ты заканчивай. Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что-то шепчут
Олег:
- камыши.
Логопед:
Ше-ше-ше, ше-ше-ше Это утка в
Олег:
- камыше.
Логопед:
Ша-ша-ша, ша-ша-ша Выходи из
Олег:
- камыша.
Логопед:
Ше-ше-ше, ше-ше-ше Нет уж утки в
Олег:
- камыше.
Логопед:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши Что же шепчут
Олег:
- камыши?
Логопед:
Олег, ты внимательный! Какие стихи сочинил! Молодец! 
Игра «Магазин».
Обучать спряжению глагола «хотеть.
Логопед:
Давай еще поиграем?!
Олег:
Давайте, а во что?
Логопед:
«В магазин». Я принесла тебе игрушки. Значит магазин у нас будет какой?
Олег:
Игрушечный.
Логопед:
Правильно! Я буду продавец, а ты покупатель. Потрогай ручками, какие игрушки есть в нашем магазине.
(Олег внимательно обследует и называет каждую игрушку: ... мама следит и при необходимости помогает, обращает внимание на характерные признаки предметов). А покупать нужно только те игрушки, в названии которых есть звук «ш». Понятно? Отвечать полным предложением.
Олег:
Понятно!
Логопед:
Олег, чтобы ты хотел купить в магазине?
Олег:
Я хочу ... Машинку!
Логопед:
Олег, а что мама хочет купить?
Олег:
Мама хочет купить ... шарик!
Логопед:
Олег, а как сказать про детей?
Олег:
Дети хотят купить ... мишку!
Логопед:
Молодец!
4.

Физминутка.

«Самолет»
Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел Посмотрел. Левое крыло отвел, Поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу.
5.

Развитие памяти, четкости, речи.

Логопед:
Послушай стихи про шарик: Круглый, маленький, воздушный, Непоседа непослушный Рвётся в небо, к облакам,
Но на ниточке пока.
Логопед:
Олег, а как же шарик летает? Он машет крыльями?
Олег:
Нет. Он резиновый. А птица машет.
Логопед:
Правильно! Как интересно мы с тобой поиграли сегодня! Какой звук мы сегодня слушали?
Олег:
звук «ш».
Логопед:
мама тоже посмотрела, послушала. Придешь домой обязательно расскажи папе, чем мы с тобой занимались и какой ты был внимательный! До свидания!


В раздел образования