Автор: Коваленко Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.сад №14 "Умка"
Населённый пункт: город Мегион ХМАО югра
Наименование материала: Проект Социокультурные истоки.
Тема: Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад № 14 «Умка»
ПРОЕКТ
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»
(социально-творческий, коллективный, долгосрочный)
для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей
Сроки реализации: сентябрь 2021 г.- май 2022г.
Авторы проекта воспитатели: Коваленко Н.В
г. Мегион 2021г.
Паспорт проекта
Название проекта
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного
возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы
«Социокультурные истоки»
Образовательные области
ООП ДО
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Физическое развитие
Тип проекта
Социально-творческий, коллективный, долгосрочный.
Продолжительность проекта
Сентябрь 2021г. – май 2022г.
Участники проекта
Воспитатели, дети старшей группы, родители детей.
Актуальность, проблема
Актуальность: Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей
– важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего
общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей
представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим
людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом
обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень
непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить
из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных
благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов
для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в
руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание
гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и
окружающего мира в целом.
Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта
для детей дошкольного возраста в старшей группе детского сада.
Проблема: Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова)
Прочитав детям стихотворение, побеседовали о прочитанном. В ходе дальнейшей
беседы выяснили, что дети знают, что такое добро, кто такой добрый человек, какие
бывают добрые поступки и дела, но на практике, в играх, прогулке дети не всегда
применяют эти правила, не знают, как помочь друг другу и взрослым, часто ссорятся,
отсюда и появилась тема проекта.
Цель проекта
Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных
чувствах и эмоциях, воспитание у детей положительных качеств характера,
способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых
поступков.
Задачи
Для детей:
- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми,
положительное отношение ко всем людям.
- Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру
природы и окружающего мира в целом.
- Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
- Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и
литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией,
способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
- Развитие коммуникативных навыков детей
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни
людей.
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному
развитию.
- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве
человека.
- Закреплять знание правил вежливого общения.
- Побуждать детей к положительным поступкам и делам, учить детей избегать ссор,
уступать и договариваться друг с другом.
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Для педагогов:
- Повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами,
родителями;
- Организовать просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание.
Для родителей (законных представителей):
- Повысить родительскую компетенцию в вопросах нравственного воспитания детей;
- Способствовать повышению значения семейных ценностей;
- Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.
Обогащение развивающей
предметно-пространственной
среды
- Тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, сказки, художественная и
методическая литература.
- фотоальбом «Добрые дела»
- Дидактические игры (известные ранее и разработанные и созданные педагогами в
ходе проекта);
- Аудио, видео записи духовно-нравственного направления, (о дружбе, доброте,
правилах поведения и т.д.)
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
- Интернет ресурсы.
Девиз проекта
Твори добро, и оно к тебе вернется
Мероприятия в рамках
проекта
Для детей:
- Проведение с детьми бесед: «Уроки доброты».
- Мультимедийное знакомство детей по духовно – нравственному воспитанию:
«Спешите делать добрые дела».
Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо,
что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и
бабушке» и др.
- Ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел».
- Чтение художественной литературы, сказок по теме.
- Беседы по прочитанным произведениям.
- Заучивание стихотворений, мирилок, поговорок, пословиц.
- Рассказы из опыта: «Мои добрые дела».
- Рассматривание иллюстраций, проигрывание ситуаций.
- Рисование рисунков, изготовление оригами, лепка.
- Выставка творческих работ по теме.
Для педагогов:
- Создание картотеки дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию:
«Спешите делать добрые дела».
- Подборка пальчиковых игр, физминуток;
- Картотека пословиц, поговорок, стихотворений, литературы;
Для родителей (законных представителей):
- Анкетирование родителей по теме духовно-нравственного воспитания
- Консультации: «Доброта и современный мир – миф или реальность?», «Воспитание
добром», «Воспитание дружеских отношений в игре»
- Детско-родительская викторина:
«Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал сегодня?», «Правила
поведения в социуме».
- Акция «Покормите птиц зимой», (изготовление кормушек: родители-дети).
- Проведение индивидуальных семейных вечеров «Уроки доброты»;
- Помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.
Ожидаемые результаты
Для детей:
-Дети научились ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Сформировались доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми,
положительное отношение ко всем людям.
- Воспитанники проявляют гуманное эмоционально-положительное, бережное
отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
- Ребята умеют оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- Дети научились адекватно реагировать на негативные поступки литературных героев.
- Сформировали духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией,
способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
-Сформировали у детей позитивные установки на добровольческую деятельность.
- Развили коммуникативные навыки детей.
- Поощряется стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Научили детей различать понятия «добро» и «зло», их важности в жизни людей.
- Закрепили знание правил вежливого общения.
- Дети стремятся к положительным поступкам и делам, избегают ссор, уступают и
договариваются друг с другом.
- Повысили интерес к семейным ценностям.
Для педагогов:
- Повысили уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами,
родителями;
- Организовали просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание.
Для родителей (законных представителей):
- Повысили родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания
детей;
- Способствовали повышению значения семейных ценностей;
- Создали условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.
Продукты проекта
- Выставка рисунков «Мои добрые дела».
- Изготовление кормушек.
- фотоальбом «Моя семья»
- Изготовление панно «Зернышки света и добра».
- Изготовление атрибутов для сказки «Теремок» (в первой младшей группе)
- Показ сказки «Теремок».
- участие в акциях
- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр физминуток по духовно –
нравственному воспитанию: «Спешите делать добрые дела».
По духовно – нравственному
- Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;
воспитанию:
- Показ презентации на родительском собрание
Оценка эффективности:
- наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;
- беседы с детьми;
- анализ детских рисунков;
- анкетирование родителей.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Этапы проекта
Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап –
подготовительный
(сентябрь 2021г.)
- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта.
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и
видео материалов по данной теме (познавательная литература, художественная литература,
презентации, изучение опыта работы коллег, видеоролики, и др.).
- Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Диагностика знаний детей по духовно – нравственному воспитанию.
- Определение цели и задач проекта;
- Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы.
- Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию
– Разработка ООД по проекту.
- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
2 этап –
организационно-
практический
(октябрь 2021г. –март
2022 г.)
- Организация организованной образовательной деятельности по всем образовательным
областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по теме проекта;
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность,
организация совместных выставок, экскурсий.
- Пополнение и обновление развивающей предметно-
пространственной среды по направлению нравственно-патриотического воспитания «Спешите
делать добрые дела», (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок,
поговорок и т.п.).
- Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в
родительском уголке).
3 этап – итоговый
- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр духовно-нравственного
направления.
(май 2022г.)
- Выставка рисунков по теме «Мои добрые дела».
- Выставка поделок из природного материала; кормушек и домиков для птиц (совместно с
родителями);
- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;
- Изготовление панно «Зернышки света и добра».
- Родительское собрание на тему:
«Доброта и современный мир – миф или реальность?».
- Диагностика детей.
- Пополнение предметно-пространственной среды детей.
- Показ сказки «Теремок» (для малышей)
- Презентация проекта.
План по реализации проекта
№ Мероприятия
Сроки
Ответственный
1.
Работа с детьми:
- Анкетирование родителей: «Спешите делать добрые дела…»
- Диагностика детей по теме проекта;
- Прослушивание аудиозаписи:
«Друзья», «Песенка друзей», просмотр мультфильма "Цветик- семицветик".
- Чтение рассказов: В. Осеев «Волшебное слово», «Просто старушка»; чтение сказки «Три
сына», беседа по прочитанному;
- ООД: «Что такое доброта?»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «О доброте, дружбе»;
- Ситуативная беседа: «Прикоснись ко мне добротой»;
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»; «Семья-принимаем гостей»;
- Дидактические игры: «Что такое хорошо, а что такое плохо»; «Лови - бросай», «Скажи
наоборот»;
- ИЗО «Нарисуй добро»;
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей», «Как воспитать в
ребенке доброту», «Учите детей доброте».
Сентябрь Воспитатели
- Оформление рекомендаций, составление памяток о доброте.
2.
Работа с детьми:
- Чтение рассказа Е. Пермяк «Самое страшное», А. Барто «Вовка- добрая душа», беседа
по прочитанному;
- Отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о доброте, дружбе;
- Прослушивание песни Э. Хиля «Журавленок», просмотр мультфильма «Приключения
поросенка Фунтика», беседа о поступках героев мультфильма.
- ООД «Где живет доброта?»
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи - какая?», «Помогаем растениям в
группе», «Оцени поступок»;
- Составление рассказа на тему: «Кто такой добрый человек?»;
- Ситуативная беседа: «Добрые слова улучшают настроение»;
Подвижная игра «Ручеек».
Работа с родителями:
- Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»;
- Оригами «Журавлик»;
- Просмотр серий про Лунтика в домашних условиях, беседа с детьми о просмотренном
мультфильме.
Октябрь
Воспитатели
3.
Работа с детьми:
- Беседа: «Вежливость »
- Чтение: русские народные сказки: «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»,
-Чтение рассказа А. Кузнецовой «Подружки»; Осеева «Волшебное слово»
- Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласковое слово другу»;
- Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» о вежливости;
- ООД: «Что такое дружба?»;
- Разучивание пальчиковой гимнастики «О доброте, дружбе»;
- П/и «Найди свою пару и обнимись»;
- Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев;
Работа с родителями:
- Консультация для родителей: «Как воспитать ребенка вежливым».
Итог:
-Литературная гостиная «Добро и зло в сказках»;
«Путешествие по сказкам».
Ноябрь
Воспитатели
4.
Работа с детьми:
- Рассказ воспитателя «Чем отличается хороший поступок от плохого»;
Декабрь
Воспитатели
- Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
- Чтение А. Барто «Разлука».
- Рассказы из опыта «Мои добрые дела дома и в саду»;
- Дидактические игры: “Помоги животным вернуться в свои клетки”,
- Подвижная игра «Птицелов», «Утица и селезень».
- Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».
- Лепка «Солнце счастья».
- ОЭД (опытно-экспериментальная деятельность): «Нужна ли доброта?»;
Работа с родителями:
Конкурс «Кормушка для птиц» (изготовление кормушек родителями с детьми);
Итог: - Акция “В гости к малышам” (ремонт книг, помощь в уборке участка, одевание на
прогулку, подари игрушку в группу).
5.
Работа с детьми:
- Мультимедийное знакомство детей с Красной книгой ХМАО»;
- ООД: «Зимующие птицы ХМАО»;
- Ситуативная беседа: «Как мы можем помочь птицам зимой»;
- Дидактические игры «Расскажи- ка» (мнемотаблицы - птицы, животные, растения),
«Собери картинку»;
Январь
Воспитатели
-Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии»;
- Чтение рассказов А. Яшина «Покормите птиц зимой», Г. Скребицкий «Зимняя стужа»;
- Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты» «Зима»;
Работа с родителями:
- Нарисовать рисунок «Мой лучший друг»
Итог:
- Ручной труд «Птицы на кормушке»;
6.
Работа с детьми:
- Просмотр видеофильма «Природа любит чистоту»,
- Беседа: «Правила поведения в природе», «Наши добрые дела для природы»;
- Дидактические игры: «Добрые слова», «Закончи предложение», «Кто больше вспомнить
пословиц и поговорок о доброте»; «Оцени поступок»;
- Ситуативная беседа «Добрые слова улучшают настроение».
- Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд»;
- Этюд «Скажи доброе слово другу»;
- П/и «Не сердись, улыбнись»; Д/и Игра «Настроение»
- Рисование «Мой папа самый лучший».
Работа с родителями:
Февраль
Воспитатели
- Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре»
Итог:
Беседа: «Нам очень нужны друзья».
7.
Работа с детьми:
- Диагностика детей.
- Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки»;
- Ситуативные беседы: «Что доброго делают люди этой профессии»,
- «Какое доброе дело я сделал вчера? сегодня? »,
- «Чем порадовать друга»;
- Подвижные игры «Золотые ворота»; «Гори, гори, ясно», «Платочек».
- Дидактические игры «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Мешок добрых дел»,
«Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке»;
- Чтение произведений: Е. Серова “Нехорошая история”, Е.Благинина “Подарок”,
- Сказка “Как светлячок друга искал”, беседы по прочитанному.
- Ситуативные беседа «Почему нужно уметь уступать», «К чему ведут ссоры».
- Словесная игра «Как помочь другому человеку», «Круг пожеланий»;
- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;
- Аппликация «Дерево добра» с высказываниями детей о доброте;
- Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал»;
Март
май
Воспитатели
- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;
Работа с родителями:
- Изготовление скворечников для птиц (совместная работа родителей и детей);
- Родительское собрание на тему:
«Доброта и современный мир – миф или реальность? »
Итоговое мероприятие – праздник «В мире Доброты».
Список используемой литературы:
Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
Лопатина, А.А. Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р.
Соколова – Москва, Учитель, 2016
Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
“Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М.: Просвещение, 1990 г.
Егорова М.В.. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения.-
Волгоград: Учитель.
Полякевич Ю.В. , Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных
занятий.-Волгоград,2010
Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов.-вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное
взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С. Буре
Материалы с интернет- сайтов