Напоминание

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»


Автор: Коваленко Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.сад №14 "Умка"
Населённый пункт: город Мегион ХМАО югра
Наименование материала: Проект Социокультурные истоки.
Тема: Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад № 14 «Умка»

ПРОЕКТ

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»

(социально-творческий, коллективный, долгосрочный)

для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей

Сроки реализации: сентябрь 2021 г.- май 2022г.

Авторы проекта воспитатели: Коваленко Н.В

г. Мегион 2021г.

Паспорт проекта

Название проекта

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного

возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы

«Социокультурные истоки»

Образовательные области

ООП ДО

- Речевое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Познавательное развитие

- Физическое развитие

Тип проекта

Социально-творческий, коллективный, долгосрочный.

Продолжительность проекта

Сентябрь 2021г. – май 2022г.

Участники проекта

Воспитатели, дети старшей группы, родители детей.

Актуальность, проблема

Актуальность: Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей

– важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего

общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей

представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим

людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом

обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень

непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить

из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных

благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов

для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в

руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание

гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и

окружающего мира в целом.

Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта

для детей дошкольного возраста в старшей группе детского сада.

Проблема: Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова)

Прочитав детям стихотворение, побеседовали о прочитанном. В ходе дальнейшей

беседы выяснили, что дети знают, что такое добро, кто такой добрый человек, какие

бывают добрые поступки и дела, но на практике, в играх, прогулке дети не всегда

применяют эти правила, не знают, как помочь друг другу и взрослым, часто ссорятся,

отсюда и появилась тема проекта.

Цель проекта

Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных

чувствах и эмоциях, воспитание у детей положительных качеств характера,

способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых

поступков.

Задачи

Для детей:

- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

- Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми,

положительное отношение ко всем людям.

- Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру

природы и окружающего мира в целом.

- Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.

- Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и

литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией,

способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.

- Развитие коммуникативных навыков детей

- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни

людей.

- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному

развитию.

- Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве

человека.

- Закреплять знание правил вежливого общения.

- Побуждать детей к положительным поступкам и делам, учить детей избегать ссор,

уступать и договариваться друг с другом.

- Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Для педагогов:

- Повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами,

родителями;

- Организовать просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание.

Для родителей (законных представителей):

- Повысить родительскую компетенцию в вопросах нравственного воспитания детей;

- Способствовать повышению значения семейных ценностей;

- Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.

Обогащение развивающей

предметно-пространственной

среды

- Тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, сказки, художественная и

методическая литература.

- фотоальбом «Добрые дела»

- Дидактические игры (известные ранее и разработанные и созданные педагогами в

ходе проекта);

- Аудио, видео записи духовно-нравственного направления, (о дружбе, доброте,

правилах поведения и т.д.)

- подбор мультфильмов; презентаций по теме;

- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;

- Интернет ресурсы.

Девиз проекта

Твори добро, и оно к тебе вернется

Мероприятия в рамках

проекта

Для детей:

- Проведение с детьми бесед: «Уроки доброты».

- Мультимедийное знакомство детей по духовно – нравственному воспитанию:

«Спешите делать добрые дела».

Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо,

что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и

бабушке» и др.

- Ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел».

- Чтение художественной литературы, сказок по теме.

- Беседы по прочитанным произведениям.

- Заучивание стихотворений, мирилок, поговорок, пословиц.

- Рассказы из опыта: «Мои добрые дела».

- Рассматривание иллюстраций, проигрывание ситуаций.

- Рисование рисунков, изготовление оригами, лепка.

- Выставка творческих работ по теме.

Для педагогов:

- Создание картотеки дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию:

«Спешите делать добрые дела».

- Подборка пальчиковых игр, физминуток;

- Картотека пословиц, поговорок, стихотворений, литературы;

Для родителей (законных представителей):

- Анкетирование родителей по теме духовно-нравственного воспитания

- Консультации: «Доброта и современный мир – миф или реальность?», «Воспитание

добром», «Воспитание дружеских отношений в игре»

- Детско-родительская викторина:

«Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал сегодня?», «Правила

поведения в социуме».

- Акция «Покормите птиц зимой», (изготовление кормушек: родители-дети).

- Проведение индивидуальных семейных вечеров «Уроки доброты»;

- Помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.

Ожидаемые результаты

Для детей:

-Дети научились ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

- Сформировались доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми,

положительное отношение ко всем людям.

- Воспитанники проявляют гуманное эмоционально-положительное, бережное

отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

- Ребята умеют оценивать свои поступки и поступки окружающих.

- Дети научились адекватно реагировать на негативные поступки литературных героев.

- Сформировали духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией,

способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Сформировали у детей позитивные установки на добровольческую деятельность.

- Развили коммуникативные навыки детей.

- Поощряется стремление ребенка совершать добрые поступки.

- Научили детей различать понятия «добро» и «зло», их важности в жизни людей.

- Закрепили знание правил вежливого общения.

- Дети стремятся к положительным поступкам и делам, избегают ссор, уступают и

договариваются друг с другом.

- Повысили интерес к семейным ценностям.

Для педагогов:

- Повысили уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами,

родителями;

- Организовали просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание.

Для родителей (законных представителей):

- Повысили родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания

детей;

- Способствовали повышению значения семейных ценностей;

- Создали условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.

Продукты проекта

- Выставка рисунков «Мои добрые дела».

- Изготовление кормушек.

- фотоальбом «Моя семья»

- Изготовление панно «Зернышки света и добра».

- Изготовление атрибутов для сказки «Теремок» (в первой младшей группе)

- Показ сказки «Теремок».

- участие в акциях

- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр физминуток по духовно –

нравственному воспитанию: «Спешите делать добрые дела».

По духовно – нравственному

- Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;

воспитанию:

- Показ презентации на родительском собрание

Оценка эффективности:

- наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;

- беседы с детьми;

- анализ детских рисунков;

- анкетирование родителей.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Этапы проекта

Направления проектной деятельности.

Работа с педагогами, родителями

1 этап –

подготовительный

(сентябрь 2021г.)

- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта.

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и

видео материалов по данной теме (познавательная литература, художественная литература,

презентации, изучение опыта работы коллег, видеоролики, и др.).

- Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

- Подбор материала для продуктивной деятельности.

- Диагностика знаний детей по духовно – нравственному воспитанию.

- Определение цели и задач проекта;

- Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы.

- Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию

– Разработка ООД по проекту.

- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.

2 этап –

организационно-

практический

(октябрь 2021г. –март

2022 г.)

- Организация организованной образовательной деятельности по всем образовательным

областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое

развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по теме проекта;

- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.

- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность,

организация совместных выставок, экскурсий.

- Пополнение и обновление развивающей предметно-

пространственной среды по направлению нравственно-патриотического воспитания «Спешите

делать добрые дела», (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок,

поговорок и т.п.).

- Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в

родительском уголке).

3 этап – итоговый

- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр духовно-нравственного

направления.

(май 2022г.)

- Выставка рисунков по теме «Мои добрые дела».

- Выставка поделок из природного материала; кормушек и домиков для птиц (совместно с

родителями);

- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;

- Изготовление панно «Зернышки света и добра».

- Родительское собрание на тему:

«Доброта и современный мир – миф или реальность?».

- Диагностика детей.

- Пополнение предметно-пространственной среды детей.

- Показ сказки «Теремок» (для малышей)

- Презентация проекта.

План по реализации проекта

№ Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Работа с детьми:

- Анкетирование родителей: «Спешите делать добрые дела…»

- Диагностика детей по теме проекта;

- Прослушивание аудиозаписи:

«Друзья», «Песенка друзей», просмотр мультфильма "Цветик- семицветик".

- Чтение рассказов: В. Осеев «Волшебное слово», «Просто старушка»; чтение сказки «Три

сына», беседа по прочитанному;

- ООД: «Что такое доброта?»;

- Разучивание пальчиковой гимнастики «О доброте, дружбе»;

- Ситуативная беседа: «Прикоснись ко мне добротой»;

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»; «Семья-принимаем гостей»;

- Дидактические игры: «Что такое хорошо, а что такое плохо»; «Лови - бросай», «Скажи

наоборот»;

- ИЗО «Нарисуй добро»;

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей», «Как воспитать в

ребенке доброту», «Учите детей доброте».

Сентябрь Воспитатели

- Оформление рекомендаций, составление памяток о доброте.

2.

Работа с детьми:

- Чтение рассказа Е. Пермяк «Самое страшное», А. Барто «Вовка- добрая душа», беседа

по прочитанному;

- Отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о доброте, дружбе;

- Прослушивание песни Э. Хиля «Журавленок», просмотр мультфильма «Приключения

поросенка Фунтика», беседа о поступках героев мультфильма.

- ООД «Где живет доброта?»

- Дидактические игры: «Собери картинку», «Скажи - какая?», «Помогаем растениям в

группе», «Оцени поступок»;

- Составление рассказа на тему: «Кто такой добрый человек?»;

- Ситуативная беседа: «Добрые слова улучшают настроение»;

Подвижная игра «Ручеек».

Работа с родителями:

- Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»;

- Оригами «Журавлик»;

- Просмотр серий про Лунтика в домашних условиях, беседа с детьми о просмотренном

мультфильме.

Октябрь

Воспитатели

3.

Работа с детьми:

- Беседа: «Вежливость »

- Чтение: русские народные сказки: «Гуси - лебеди», «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка»,

-Чтение рассказа А. Кузнецовой «Подружки»; Осеева «Волшебное слово»

- Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Скажи ласковое слово другу»;

- Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» о вежливости;

- ООД: «Что такое дружба?»;

- Разучивание пальчиковой гимнастики «О доброте, дружбе»;

- П/и «Найди свою пару и обнимись»;

- Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев;

Работа с родителями:

- Консультация для родителей: «Как воспитать ребенка вежливым».

Итог:

-Литературная гостиная «Добро и зло в сказках»;

«Путешествие по сказкам».

Ноябрь

Воспитатели

4.

Работа с детьми:

- Рассказ воспитателя «Чем отличается хороший поступок от плохого»;

Декабрь

Воспитатели

- Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».

- Чтение А. Барто «Разлука».

- Рассказы из опыта «Мои добрые дела дома и в саду»;

- Дидактические игры: “Помоги животным вернуться в свои клетки”,

- Подвижная игра «Птицелов», «Утица и селезень».

- Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции».

- Лепка «Солнце счастья».

- ОЭД (опытно-экспериментальная деятельность): «Нужна ли доброта?»;

Работа с родителями:

Конкурс «Кормушка для птиц» (изготовление кормушек родителями с детьми);

Итог: - Акция “В гости к малышам” (ремонт книг, помощь в уборке участка, одевание на

прогулку, подари игрушку в группу).

5.

Работа с детьми:

- Мультимедийное знакомство детей с Красной книгой ХМАО»;

- ООД: «Зимующие птицы ХМАО»;

- Ситуативная беседа: «Как мы можем помочь птицам зимой»;

- Дидактические игры «Расскажи- ка» (мнемотаблицы - птицы, животные, растения),

«Собери картинку»;

Январь

Воспитатели

-Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии»;

- Чтение рассказов А. Яшина «Покормите птиц зимой», Г. Скребицкий «Зимняя стужа»;

- Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты» «Зима»;

Работа с родителями:

- Нарисовать рисунок «Мой лучший друг»

Итог:

- Ручной труд «Птицы на кормушке»;

6.

Работа с детьми:

- Просмотр видеофильма «Природа любит чистоту»,

- Беседа: «Правила поведения в природе», «Наши добрые дела для природы»;

- Дидактические игры: «Добрые слова», «Закончи предложение», «Кто больше вспомнить

пословиц и поговорок о доброте»; «Оцени поступок»;

- Ситуативная беседа «Добрые слова улучшают настроение».

- Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд»;

- Этюд «Скажи доброе слово другу»;

- П/и «Не сердись, улыбнись»; Д/и Игра «Настроение»

- Рисование «Мой папа самый лучший».

Работа с родителями:

Февраль

Воспитатели

- Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре»

Итог:

Беседа: «Нам очень нужны друзья».

7.

Работа с детьми:

- Диагностика детей.

- Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки»;

- Ситуативные беседы: «Что доброго делают люди этой профессии»,

- «Какое доброе дело я сделал вчера? сегодня? »,

- «Чем порадовать друга»;

- Подвижные игры «Золотые ворота»; «Гори, гори, ясно», «Платочек».

- Дидактические игры «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Мешок добрых дел»,

«Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке»;

- Чтение произведений: Е. Серова “Нехорошая история”, Е.Благинина “Подарок”,

- Сказка “Как светлячок друга искал”, беседы по прочитанному.

- Ситуативные беседа «Почему нужно уметь уступать», «К чему ведут ссоры».

- Словесная игра «Как помочь другому человеку», «Круг пожеланий»;

- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;

- Аппликация «Дерево добра» с высказываниями детей о доброте;

- Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал»;

Март

май

Воспитатели

- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;

Работа с родителями:

- Изготовление скворечников для птиц (совместная работа родителей и детей);

- Родительское собрание на тему:

«Доброта и современный мир – миф или реальность? »

Итоговое мероприятие – праздник «В мире Доброты».

Список используемой литературы:

Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.

Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.

Лопатина, А.А. Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011

Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р.

Соколова – Москва, Учитель, 2016

Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012

Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.

“Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М.: Просвещение, 1990 г.

Егорова М.В.. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения.-

Волгоград: Учитель.

Полякевич Ю.В. , Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных

занятий.-Волгоград,2010

Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов.-вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное

взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С. Буре

Материалы с интернет- сайтов



В раздел образования