Напоминание

Использование лего конструктора в познавательном развитии детей.


Автор: Коваленко Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д.сад №14 "Умка"
Населённый пункт: город Мегион ХМАО югра
Наименование материала: Проект Юные конструкторы
Тема: Использование лего конструктора в познавательном развитии детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«

ДЕТСКИЙ

САД

№ 14 «У

МКА

»

Проектная деятельность с детьми ОРН

старшей группы «А» по теме

«Юные конструкторы»

Подготовили воспитатели старшей группы ОРН «А»

дети от 5-6 лет

Рамазанова Р.Г. 1 кв.категории,

Коваленко Н.В. 1 кв.категории

г.Мегион, 2021г.

Проектная деятельность с детьми старшей группы по теме «Юные

конструкторы»

Актуальность: Ребенок — прирожденный изобретатель и исследователь. Эти

заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в

конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и

создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность,

сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок должен получать представление о начальном моделировании

и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства.

Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в

процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно

рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать

однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные

решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою

деятельность.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны

желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это

умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала

формированию умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать

логические умозаключения и обосновывать свои решения.

Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой

деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или

иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие

способности.

Тип проекта: творческий краткосрочный (ноябрь месяц 02-30 ноября).

Цель:

1. Формирование мышления детей, посредством конструктирования в интеграции

образовательного процесса.

2. Развивать самостоятельную творческую деятельность посредством использования

разных видов конструкторов.

Задачи:

Стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать

творческую личность ребенка.

Способствовать развитию конструкторских, инженерных навыков.

Развивать мелкую моторику, пространственное мышление, воображение,

творчество.

Способствовать формированию самостоятельности, трудолюбия, начатое дело

доводить до конца.

Воспитывать интерес к различным видам конструирования.

Привлечь родителей и других членов семей к совместному с дошкольниками

конструированию из разнообразного материала.

Формы организации детского конструирования:

Игра «Конструирование по схеме»

Игра «Выкладывание картинок»

Игра «Конструктор »

Игра «Конструируем из палочек»

Игра «Найди пару»

Игра «Строительство по схеме»

Игра «Накладные картинки»

Необходимый материал: Конструктор с разнообразными способами крепления: «Лего-

конструктор», «Деревянный конструктор большой», «Деревянный конструктор

маленький», «Магнетикс».

Ожидаемые результаты:

1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному

желанию.

2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки,

образцы).

3. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием

поделок из различных видов конструктора.

Продукты реализации проекта:

• Разработка конспектов занятий «Гараж для машин»,

«Вот что я умею».

• Подбор и оформление дидактических игр и художественных произведений по теме

проекта.

• Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».

I Этап подготовительный:

• Пополнение конструктивного уголка конструктором с разными способами крепления.

• Подборка элементарных рисунков, фотографий, схем, чертежей, моделей.

• Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной

литературы, рассматривание картин и беседы.

Чтение художественной литературы:

Стихи: К.Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т.Шатских «Про конструктор»,

В.Маяковский «Кем быть?», «Стройка».

Сказки: «Три поросенка», Н.Носов «Приключения Незнайки»

Рассказы: Н.Калинина «Кто у нас хороший», «Как ребята построили дом».

Рассматривание картин: «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так играют».

II Этап основной:

Дидактические игры:

• «Найди такую же деталь»;

• «Запомни расположение»;

• «Что изменилось?»;

• «Выложи вторую половину»;

• «Чья команда быстрее построит».

Совместная деятельность:

Конструирование «Дома бывают разные», «Микрорайон», «Транспорт», «Животные»,

«Зоопарк», «Роботы», «Мосты», «Вот что я умею».

III Этап заключительный:

• Выставка детских поделок.

• Оформление фотовыставки «Наши любимые постройки из конструктора».

Конспект занятия по конструированию «Гараж для машин».

План реализации проекта по конструированию в старшей группе по теме

«Юные конструкторы»».

№п/п

Мероприятия

Дата проведения

1

Чтение художественной литературы:

Стихи: Т. Шатских «Про конструктор»,

В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».

Сказки: «Три поросенка», Н. Носов «Приключения

Незнайки», К. Лукаш «Мне конструктор папа подарил»,

Рассказы: «Как ребята построили дом».

1-5 ноября

2

Рассматривание сюжетных картин:

«Как Мишка строил дом», «Мы - строители», «Разве так

играют?», Н. Калинина «Кто у нас хороший?».

8-12 ноября

3

ООД «Военная техника», «Мосты», «Вот что я умею»,

«Дома бывают разные», «Транспорт», «Животные»,

«Зоопарк», «Роботы».

15-19 ноября

4

Коллективная работа по аппликации: «Наш микрорайон».

29 ноября

5

Дидактические игры:

- «Кто лишний»;

- «Найди животных нашего края»;

- «Что изменилось?»;

- «Запомни расположение»;

- «Выложи вторую половину»;

- «Чья команда быстрее построит»;

- «Найди такую же деталь».

22-26 ноября

Работа с родителями

1

Беседа с родителями : «Какой конструктор нам известен?»

3-4 ноября

2

Беседа с родителями: «Какой бывает природный материал

и бросовый материал?».

7-8 ноября

3

Домашнее задание: поделка из перчаток, природного

материала.

12-14ноября

4

Мастер- класс с родителями и детьми «Фантазируем

творим, конструируем».

Выставка поделок из «Домашнего задания».

19-29ноября

Итоги проекта.

1.Выставка поделок «Домашнее задание»

2.Фотоотчёт

3.Мастер класс для родителей и детей «Фантазируем, творим, конструируем»

4.Анкетирование родителей «Значение конструирования в полноценном развитии

ребенка»

Результат проекта:

Основной особенностью детского конструирования является установление

пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой

логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора ,могут

произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из

разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные

средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается

сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером,

воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу

важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной

сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.

Также наблюдается удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных

услуг в ДОУ; повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения

детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей

посредством конструирования и степени вовлеченности родителей в воспитательно-

образовательный процесс.

Отмечается рост профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и

воспитания детей, а также в вопросах формирования и использования предметно -

развивающей среды.

Вывод:

Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных

положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в

плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных

психических качеств ребенка.

Литература

Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала» М: Мозайка- Синтез»,

2014.

Фешина Е.Ф. «Лего-конструирование в детском саду» М: ООО «ТЦ Сфера», 2012.

М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения

ФГОС: пособие для педагогов» М: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» М: ООО «ТЦ

Сфера», 2012.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю. «Игрушки из бумаги»-СПб.:Регата, Издательский Дом

«Литера», 2000.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е. Ю.»Уроки оригами в школе и дома». Изательство

«Аким»,1995.

Белякова О.В. «Волшебная бумага или бумажные фокусы».

Ильин И.С. Ильин С.Д. «100 лучших моделей оригами»-М.: ООО «ТД «Издательство Мир

книги»,2005.

Соколова С.В. «Оригами для дошкольников»-СПб.:Детство-пресс,2005.

Соколова С.В. «Школа оригами. Аппликация и мозаика» М.: Изд-во Эксмо; СПб.:Валерии

СПД, 2004.

Шайдурова Н.В. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности» М:ООО «ТЦ

Сфера»,2008.

Приложение.

Анкета для родителей

«Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?

Да - нет - частично -

2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в

детском саду:

а) научить детей играть с разнообразными конструкторами:

б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;

в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным

условиям;

г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания,

воображения?

З. Насколько важны, по-Вашему мнению, занятия конструированием в дошкольном

возрасте? В чем заключается их важность?

4.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных

навыков детей?

Да - нет - частично -

5.Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию?

Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

6.Какие конструкторы есть у Вас дома ?

7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребенок?

8. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию вместе с

ребенком? ______________________

9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития

конструктивных навыков вашего ребенка?

- консультации

- мастер – классы

- открытые просмотры

- другое

Благодарим за сотрудничество!

Приложение

.

Постройка «Гаража»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное

развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое

развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи.

- Формировать умение строить гараж для конкретной машины,

самостоятельно подбирать необходимый строительный материал, создавать

различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

--Продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми

постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни. Закреплять умение

выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогать

анализировать вариантные образцы-рисунки; на основе анализа находить

конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

-Закреплять умение заменять одни детали другими.

-Продолжать знакомить с порядковым счётом в пределах 10, учить различать

вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них; с

цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зелёный.

-Упражнять в беге врассыпную, совершенствовать умение следовать

игровым правилам в групповых играх, развивать умение сотрудничать со

сверстниками в игре.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща

играть, заниматься. Совершенствовать диалогическую форму речи.

-Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или

несогласие с ответом товарища.

- Продолжать учить внимательно слушать стихотворение.

Планируемые результаты. Ребенок научиться анализировать образец

постройки, уметь планировать этапы создания собственной постройки,

находить конструктивные решения, создавать постройки . Научиться

удерживать в памяти при выполнении несложное условие, в дидактической

игре научиться оценивать свои возможности и без обиды воспринимать

проигрыш, уметь бегать легко, проявлять чуткость к художественному слову,

правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными в

пределах 10.

Научиться аргументированно и доброжелательно оценивать ответ,

высказывание сверстника.

Предварительная работа. Организация наблюдения за автотранспортом,

рассматривание с детьми игрушек и картинок с изображениями машин и

гаражей, строительство гаражей по рисунку.

Оборудование и материалы: демонстрационный материал – 10 машин

разных цветов и величины (легковые, грузовые машины и автобусы);

квадраты и нагрудные знаки «машина» красного, оранжевого, желтого,

зелёного цветов для подвижной игры; рисунки с изображениями вариантных

образцов построек гаража; набор строительного материала; раздаточный

материал – крупный и мелкий строительный материал в достаточном

количестве.

Ход деятельности

Педагог собирает подгруппу детей и предлагает послушать стихотворение

А. Жулановой-Ханиной «Автопарк».

Собралось мальчишек двое:

«Автопарк давай устроим!»

Принесли по три машинки,

Новенькие, как картинки!

Подоспел с машинкой Влад

И, свою поставил в ряд.

Побежал Сергей домой –

Три машинки нёс с собой.

Вот теперь они стоят,

Будто вышли на парад!

И возник вопрос у нас:

Сколько же машин сейчас?

Помогите сосчитать,

Очень хочется узнать!

Воспитатель. И мне интересно, сколько же машин в автопарке у ребят?

Давайте посчитаем. Сколько мальчишек вначале собралось играть? (Если

ребята не могут ответить на вопрос, взрослый зачитывает строчки из

стихотворения и задаёт вопрос ещё раз). По сколько машин они принесли?

Кто из мальчиков принесёт три машины? Двое ребят приносят по три

машины и располагают их на ковре. Сколько машин принёс Дима ?

Кто хочет принести ещё одну машинку? (Принесённую ребёнком машину

располагают на ковре).

-Кто ещё принёс машинки? Сколько машин принёс Арсений ?

- Мухаммад , принеси столько машин, сколько принёс Арсений.

-Давайте посчитаем, сколько же машин сейчас?

(Воспитатель и дети считают машины, завершая подсчёт обобщающим

жестом и словами «Всего десять машин»).

Воспитатель. Сколько машин красного, синего, зелёного цвета? Сколько

больших (маленьких) машин? Сколько всего машин? (Всего 10 машин).

Сейчас мы поставим машины друг за другом по порядку.

Педагог говорит, какую машину (выделяя цвет, величину и другие

отличительные признаки), следует поставить первой, второй и т.д., ребята

выстраивают машины в этом порядке.

Воспитатель. Ева, поставь первой красную маленькую легковую

машину. ( Ребёнок выполняет). Саша , возьми большую синюю машину и

поставь её второй в этом ряду (

Ребёнок выполняет

).

Так воспитатель с детьми выстраивает все десять машин в ряд.

Воспитатель. Сколько всего машин?

(Всего десять машин)

. Давайте посчитаем

машины по порядку: первая машина, вторая машина, третья машина… десятая

машина. Ребята, какая по цвету (по величине) машина стоит первой (второй,

пятой?)? Какой по счёту стоит синяя (желтая, красная…) маленькая (большая,

легковая или грузовая) машина? Сколько машин красного (синего, зелёного…)

цвета? Вот какой автопарк мы с вами устроили! Для машин автопарка есть

специальные дома, которые защищают транспорт от ветра и дождей, где

автомеханики занимаются ремонтом машин. Как называется этот дом для

машин? (Гараж).

Приложение

.

Дидактическая игра «Найди свой гараж»

Воспитатель. Давайте поиграем. Вы будете машинами. Наши машины разных

цветов. Посмотрите, вот нагрудные знаки машин. Выберите себе любую

машину и наденьте знак. Посмотрите внимательно, какого цвета ваша машина.

Ева, какого цвета твоя машина? (Красная). У кого ещё красные машины,

поднимите руку. Посмотрите друг на друга и скажите, все ли ребята правильно

подняли руку?

(Взрослый с детьми находят ошибки и исправляют их. Аналогично

уточняется цвет других машин).

А вот и гаражи для машин.

(Обращаю внимание детей на стульчики, расставленные по примеру комнаты, с размещенными

на них квадратами красного, оранжевого, желтого, зелёного цветов).

-В этом гараже будут стоять машины красного цвета, заезжайте в свой

гараж!

(Машины желтого и зелёного цветов размещаются в своих гаражах).

Воспитатель. «Машины» под музыку выезжают из гаража и разъезжают по комнате. Как

только музыка перестанет звучать, все «машины» возвращаются в свои гаражи. Ездить

нужно аккуратно, не наталкиваясь друг на друга, чтобы не произошла авария. ( По

завершении игры привлекаю ребят к оценке выполнения правил игры). Посмотрите, все

машины правильно нашли свой гараж? Никто не заблудился, не потерялся? Какие

машины раньше всех нашли свой гараж? (Игра повторяется несколько раз).

Приложение

.

Конструирование

Воспитатель. Вот наш автопарк. Но машины автопарка должны стоять в

гаражах. Давайте построим гаражи для наших машин. Мы уже строили гаражи.

Давайте ещё раз посмотрим на рисунки и вспомним, из каких частей состоит

гараж. (Фундамент, стены, двери, крыша). При назывании частей гаража

ребёнок показывает их на постройках. Расскажите о стенах гаража. Чем

похожи стены этих гаражей? Чем отличаются стены гаражей? Расскажите о

крыше гаражей. Из какого строительного материала построена крыша? (Из

деревянных кубиков и конструктора « ЛЕГО»). Какой ещё строительный

материал можно использовать для строительства крыши? (Бруски).

Учитывая конструктивные умения детей своей группы, определяю

необходимость показа, и кто будет выполнять его (взрослый или ребёнок).

Воспитатель. Строительство гаража начинаем с фундамента. Кто хочет

помочь?

- Максим, из какого строительного материала будем строить фундамент?

(Все действия ребёнка взрослый сопровождает словами).

Вначале построим фундамент для одной боковой стены, плотно приставляя

строительный материал друг к другу. Машине должно быть просторно в

построенном гараже. Отступив от этой стены, так же строим другую стену.

После этого проверьте, поместится ли машина в ваш гараж. Затем строим ещё

одну стену – между боковыми. Посмотрите, хорошо будет машине в этом

гараже?

Из какого строительного материала будем строить стены, крышу и двери?

Закрепление последовательности работы.

Воспитатель. С чего вы начнёте строительство гаража? (с фундамента). Что

построим, когда фундамент будет готов? (Стены). Что мы будем строить после

этого? (Крышу и дверь). Выберите машину, для которой вы построите гараж.

Посмотрите на свою машину и подумайте, из какого строительного материала

лучше строить гараж (крупного или мелкого). Не забывайте, какие части есть у

гаража. Помните, что фундамент – опора для всей конструкции, он должен быть

надёжным и прочным. Располагайте строительный материал плотно друг к

другу.

(Взрослый помогает детям, испытывающим затруднение при выборе

строительного материала. Детям, построившим гараж, предлагаю дополнить

работу сопутствующими постройками (построить дорожку, скамейку, посадить

деревья). Отмечаю проявление самостоятельности при выполнении постройки и

её частей, оригинально оформленные сооружения и выполненные

сопутствующие постройки. Отмечаются прочность, устойчивость, аккуратность.

(Можно оставить постройки в группе на несколько дней, включая их в

совместные игры детей).

Приложение

.

Игра

«

Конструирование

по

схеме

»

Цель

игры

:

развитие

логического

мышления

детей

дошкольного

возраста

.

Материал

:

карточки

с

контурными

схемами

,

детали

строителя

.

Ход

игры

.

Детям

дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить

данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе,

используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу,

предложите на несколько деталей больше, чем понадобится

Игра «Выкладывание картинок»

Цель игры: развитие логического мышления детей, закрепление знания

геометрических фигур.

Материал: карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые

карточки, вырезанные геометрические фигуры разного цвета и размера.

Ход игры. Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них

знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух

экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй

комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте

во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго

изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет

разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету

Игра «Конструктор »

Цель игры: развитие логического мышления детей старшего дошкольного

возраста.

Материал: карточки с контурными схемами, детали строителя.

Ход игры. Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить

данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе,

используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу,

предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

Игра «Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического

мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной

длины.

Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать

самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по

предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку,

рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом

предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте

названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе

выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному

замыслу

Игра «Найди пару»

Цель игры: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и

названии геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8

частей, не разрезанные карточки по числу играющих

Ход игры: Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на

восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту,

(фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту

или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или

размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.

Игра «Строительство по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на

схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают,

продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней

изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки.

Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно,

чтобы детали были изображены в натуральную величину.

Игра «Накладные картинки»

Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или

плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания

объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и

попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной

детали).



В раздел образования