Напоминание

Методические основы дифференцированного обучения на уроках русского языка


Автор: Диброва Наталья Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназии №1
Населённый пункт: г.Армавира
Наименование материала: статья
Тема: Методические основы дифференцированного обучения на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Методические основы дифференцированного обучения на уроках

русского языка

К одним из ведущих принципов развивающего обучения относят такие

взаимозависимые

методы, как дифференциация и индивидуализация.

Особенности мышления, скорость протекания мыслительной деятельности,

тип нервной системы, уровень познавательных интересов, обучаемость и

прочее, лежащие в их основе, позволяют создать оптимальные условия для

развития и реализации возможностей каждого школьник не только на

отдельно взятом уроке, но и в процессе всего обучения.

А.В. Матвеев утверждал :

«

Обучаясь в школе по единой программе в

гетерогенном коллективе, дети могут усваивать материал на различных

уровнях.

Определяющим

при

этом

является

уровень

обязательной

подготовки..» [1, с.5].

А возможность

условного деления лишь

помогает в стимулировании

интереса к изучаемому предмету и способствует развитию индивидуальных

способностей.

Тогда

получается,

что

индивидуализация

цель,

а

дифференциация – средство ее достижения?

Проблема группового деления учащихся относится к традиционным (для

отечественной школы методики преподавания). Ее основы нашли отражение

в работах Ю.Н. Бабанского, А.А. Бударного, П.П. Есипова, А.А.Кирсанова,

И.Я.Лернера, Е.С. Рабунского, И.Э. Унт, И.М. Шахмаева и др.

Е.С. Рабунский рассматривает дифференциацию как

синоним понятия

«индивидуализация»

и

выступает

за

разделение

школы

на

потоки,

специальные классы. [3, с.15 ]

В понимании И.Д. Бутузова дифференциация - форма организации обучения,

обеспечивающая

качество

знаний

учащихся,

и

инструмент

решения

проблемы второгодничества. [ 1, с.27 ]

И.Унт понимает дифференциацию как учет индивидуальных особенностей

учеников в той форме, когда они группируются на основании каких-либо

особенностей для отдельного обучения. [ 4, с.11 ]

Нам близок взгляд И.М. Осмоловской, которая

под дифференциацией

понимает «способ организации учебного процесса, при котором учитываются

индивидуально-типологические особенности личности» [2, с.7]. Осмоловская

не

ставит

знак

равенства

между

понятиями

«индивидуальный»

и

«дифференцированный». В ее понимании дифференциация гораздо шире и

включает в себя индивидуализацию.

Так или иначе, но эти понятия неделимы и взаимообусловлены.

Мировая практика выделяет следующие модели дифференциации:

1.

«Потоковая»

(разделение

классов

по

уровню

сложности

преподаваемого предмета : продвинутый, средний, низкий. Ученики

распределяются в соответствии со способностями интеллекта).

2.

«Гибкий состав класса» (по ряду предметов ученики занимаются в

одноуровневых классах (продвинутый, средний, низкий), а по другим –

в разнородных группах. Отбор в разнородные классы может быть

произвольным. Могут повышать уровень на основе успеваемости).

3.

«Разнородные

классы»

(ученик

по

всем

предметам

учится

в

разнородном

классе,

материал

сгруппирован

в

модули,

продолжительность обучения составляет около пяти недель. По

окончании изучения модуля проводится оценка знаний и умений

учащихся, на основе которой одним ученикам дается материал для

углубленного изучения, другим – коррекционные задания).

4.

«Интегративная» (ученики с разными способностями помещаются в

разноуровневый класс. Задача учителя – учесть при работе с классом

особенности всех учащихся и подобрать каждому свою программу

обучения и скорость изучения материала).

В российских школах в вопросе организации процесса дифференцированного

обучения, как правило, придерживаются двух моделей : «внешней» (создание

классов/потоков/параллелей,

в

которых

содержание

образования

и

предъявляемые

учебные требования различаются)

и «внутренней»

(изучение, раскрытие индивидуальности и создание условий для её роста в

отдельно

взятом

классе:

сначала

изучаешь

учащегося,

затем

организовываешь учебный процесс).

Учитель,

работая

по

модели

дифференцированного

обучения

может

разделить детей на три группы в соответствии с Государственным

стандартом

(базовый,

повышенный,

углубленный)

и

раздать

задания

репродуктивного,

конструктивного,

творческого

характеров,

которые

являются значимым средством обучения и воспитания, направленным на

развитие мыслительной и творческой активности обучающихся.

К первой группе (базовая) относятся дети с пониженной успеваемостью,

низкими интеллектуальными способностями, выполняющие упражнения по

плану, схеме, опорным словам. Ко второй группе (повышенная) примыкают

учащиеся со средним уровнем способностей. Для них создаются условия

постепенного перехода на сложный уровень изучения предмета. В третью

группу (углубленная) входят сильные учащиеся

с высоким уровнем познавательных способностей, умением работать

самостоятельно, выполняя задания повышенной трудности.

Важно, что вышеупомянутые группы не статичны.

Дифференцированный подход в обучении

обеспечивает оптимальные

условия для максимального развития способностей ученика, удовлетворения

его

познавательности.

Учитель

организует

работу

различной

направленности по содержанию, методам, объемам.

Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер. Ее

гибкость и подвижность, должны позволить учителю легко и свободно

подобрать индивидуальный подход к каждому ученику.

Как же оптимально и продуктивно это сделать?

Необходимое условие - работа в меру возможностей и сил, дифференциация

материалов учебника, проверка каждого учащегося, а не отдельного

представителя

от

группы,

составление

развернутого

плана

урока

с

включением в него разноплановых по уровню сложности вопросов.

Очень важно сообщить детям цель и план их урочной деятельности, а в конце

подвести итог. Давая задание классу, не следует забывать о пробелах и

интересах ученика, напоминая при инструктировании, на что тем или иным

ученикам следует обратить внимание.

Можно подобрать несколько вариантов упражнений (например, 2-3: анализ

предложений/словосочетаний,

работа

с

текстом,

задания

творческого

характера, различные виды разборов и т.д.). Наиболее удобна и эффективна

форма

индивидуальных

карточек,

которые

разные

группы

учащихся

получают на уроке.

Приведём пример организации такой работы в рамках урока.

5 класс. Карточка по теме «Второстепенные члены предложения».

I.

Орфографическая работа.

Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,

обл…котиться, точ(ь)ный, защ…щать пл…нету ,про…ьба, сож…ление,

иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду

береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от хол…да.

Группа 1 : Вставь пропущенные буквы и подчеркни их.

Группа 2 и 3: Вставь пропущенные буквы, определи падеж имен существительных.

II.

Синтаксический разбор

1.

Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.

2.

Летний вечер тих и ясен.

3.

Точность и краткость вот первые достоинства прозы.

4.

Язык это путь цивилизации и культуры.

5.

Прекрасны умная мысль человека его дела благородный поступок.

Группа 1 : Разбери предложения по членам, дай характеристику.

Группа 2 и 3:

Расставь пропущенные знаки препинания, разбери предложения, дай

характеристику .

6

класс.

Карточка

по

теме

«Правописание

отрицательных

местоимений».

Задание

1.

Вставьте

пропущенные

буквы,

раскройте

скобки.

Расставьте

недостающие знаки препинания.

1) Его н..кто не заметил н..кто (не)удерживал. (Т.)

2) Больше ждать было н..кого. (М. Г.)

3) Н..чего (не)трогало его (не)замечал он н…чего. (П.)

4) Н..кто н..чего (не)узнал о происходившем. (Герц.)

5) Мне решительно скрывать н..чего. (Т.)

6) А теперь мне выехать (н..) (на) чем н..кому лошадей подковать. (Г.)

7) Им (н…) (в) чём нельзя доверять.

Задание 2.1. Выпишите отрицательные местоимения, выделите грамматическую

основу каждого предложения;

Задание 2.2. Выпишите отрицательные местоимения, определите их падеж,

выделите грамматическую основу каждого предложения;

Задание 2.3. Выпишите отрицательные местоимения, определите их падеж,

выделите грамматическую основу каждого предложения, придумайте и запишите 2 –

3 предложения, используя отрицательные местоимения, не встретившиеся при

выполнении задания 1.

Правильность выполнения заданий контролируется учителем. Работа с

карточкой занимает 5-7 минут урока. Далее –

совместная проверка,

обсуждение ошибок, выставление оценок.

Дифференцированные задания - важное средство обучения и воспитания,

направленное на развитие мыслительной и творческой активности учащихся,

их интереса к изучению предмета.

Дифференциация позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником

и способствует оказанию своевременной помощи. Она не нацелена на

селекцию детей по способностям и прочим признакам. Ее задача- создание в

рамках образовательного процесса комфортных условий для развития

способностей ученика.

Сегодня школа ставит непростые цели и задачи в сфере обеспечения

актуализации

и

развития

личностных

функций

(самоопределение,

самораскрытие, самореализация), не учитывая зачастую

возможности и

предрасположенности отдельного взятого человека. Необходимо изучать

способности каждого ребенка и строить образовательный маршрут на основе

этих наблюдений. Именно дифференцированный подход позволяет создать

ситуацию успеха, являясь гарантом получения прочных знаний по каждому

предмету, в том числе и по русском языку.

Поиск форм дифференциации продолжается по настоящее время. Данная

работа требует основательной экспериментальной проверки, так как от

правильной дифференциации зависит формирование личности и способ ее

дальнейшей реализации в обществе.

Список литературы:

1.

Машарова Т.В. Дифференцированное обучение / Т.В. Машарова, А.В.

Матвеев, Л.В. Байбородова. – ЯГПУ, 2009.

2.

Осмоловская,И.М. Дифференциация

обучения:

история

и

современность

/

Осмоловская,И.М.

//

Осмоловская

И.М.

Как

организовать дифференцированное обучение. - М. - С.9-52 . - С.

М.,2002

3.

Рабунский,

Е.С.

Индивидуальный

подход

в

процессе

обучения

школьников

(На

основе

анализа

их

самостоятельной

учебной

деятельности) / Е.С. Рабунский - М.: Педагогика, 1975. – С. 184.

4.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.:

Педагогика, 1990. – 192 с



В раздел образования