Авторы: Ковалева Нина Александровна, Ксения Юрьевна Паутова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Синеглазка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Познавательно – исследовательский прое «Мир, в котором я живу»
Тема: Педагогическая копилка
Раздел: дошкольное образование
Познавательно – исследовательский проект
«Мир, в котором я живу»
Подготовила: Ковалева Н.А.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (апрель - май)
Участники: Дети, воспитатели, родители.
Актуальность темы:
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь». В условиях быстро
меняющейся жизни от него требуется не только владение знаниями, но и в первую
очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить
самостоятельно и творчески.
«Для ребенка естественнее и гораздо легче постигать новое, проводя собственные
исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные
суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем- то знания в «готовом
виде». (А.В.Савенков).
Огромное значение уделяется развитию познавательной деятельности детей в
процессе экспериментирования: ребенок познает объект в ходе практической
деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют
познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия,
в
которых
раскрывается
содержание
данного
объекта.
Детское
экспериментирование
претендует
на
роль
ведущей
деятельности
в
период
дошкольного развития ребенка. Опыт помогает развивать речь, мышление, логику,
творчество ребенка, позволяет наглядно показать связь между живым и неживым в
природе.
Гипотеза:
Если
в
образовательный
процесс
включить
элементы
экспериментирования, то это позволит сформировать навыки познавательно –
исследовательской деятельности у дошкольников.
Цель:
развивать познавательный интерес к живой
и неживой природе,
воспитывать у детей представление о необходимости бережного и созидательного
отношения к природе; развивать желание узнавать новое.
Задачи:
1.
Продолжать формировать представление детей о живой и неживой
природе.
2.
. Учить детей выполнять ряд последовательных действий (проводить
опыты) в соответствии с моделями и алгоритмами.
3.
Развивать умение анализировать, делать вывод.
4.
Выявлять взаимозависимость между предметами и их особенностями.
5.
Сформировать навыки экологически грамотного, нравственного
поведения в природе.
6.
Развивать любознательность, наблюдательность, творческие и
коммуникативные способности детей.
7.
Повысить воспитательную компетентность родителей в развитии
познавательно – исследовательской деятельности дошкольников
8.
Формировать эмоционально- радостное ощущение от активного
участия в совместной, коллективной работе.
9.
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами,
детьми и родителями.
10. Повысить воспитательную компетентность родителей в развитии
познавательно- исследовательской деятельности дошкольников.
Ожидаемый результат:
1.
Дети будут иметь достаточно представлений о живой и неживой
природе.
2.
Поймут взаимосвязь в природе и будут, более бережно относится к
природным ресурсам.
3.
Начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы.
4.
Повысится компетентность
родителей в развитии
познавательно-
исследовательской деятельности.
I этап. Подготовительный
Предварительная работа
Подбор методической, научно-популярной и художественной
литературы, загадок, поговорок, стихотворений , иллюстративного и
дидактического материала по данной теме, оборудования для
проведения экспериментальной работы. Составление плана работы над
проектом
II этап Основной
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в
рамках которого будет вестись работа по трем направлениям: работа
педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и
родителей. С детьми будут проводиться занятия по проекту, будет
организована совместная и самостоятельная деятельность детей по
ознакомлению с окружающим.
III этап. Итог.
Продукт проектной деятельность
1.
фото альбом «Опыты и эксперименты »;
2.
презентация «Мир, в котором я живу»
3.
фото альбом «Краски лета» (домашняя фотосъемка).
4.
Книга творческих рассказов и рисунков « Вот оно, какое наше
лето!»
Реализация проекта:
Основной этап
Познавательное развитие
Беседы
Поговорки, пословицы
«Краски лета»
«А у нас во дворе»
«Почему бывает лето и зима?»
«Для чего нужен головной убор летом?»
«Какие они цветы?»
«Что было сначала, что будет потом?»
«Для чего нужна вода?»
«Добро, как я его себе представляю»
«Мои добрые поступки»
«Овощи и фрукты – кладовая здоровья»
«Что мы знаем о насекомых?»
«На лугу пасутся ко…»
«Чудеса из леса»
«Птицы наши друзья»
«На лесной поляне»
«Как я провел лето?»
Экспериментально – исследовательская деятельность
Игра – эксперимент: «Мир меняет цвет»
«Что было сначала, что потом?»
«Запахи»
«Волшебное превращение»
«Воздух, какой он?»
«Как мы дышим?»
«Путешествие воздушного пузырька»
«Какой бывает вода?»
«Вода волшебница»
«Мыльные пузыри»
«Фея радуга»
«Песок, какой он»
«Песочные фантазии»
Игровая деятельность
Д/И: «Узнай по вкусу» , «Река времени», «Что из чего сделано?», «Образуй
словечко», «Река времени», «Когда это бывает?», «Что сначала, что
потом?», « Съедобно - несъедобно», « Что для чего нужно?», «Хорошо,
плохо», «Что лишнее?», «Что лишнее?» , « Подбери правильно по цвету», « С
какого дерева листок?» и др.
П/и: «Ветерок», «Кто быстрее?», «Покажи настроение», «Поймай воздух»,
«Солнечные зайчики», «Поймай Мыльный пузырь», «Поймай тень», «Найди
по описанию» , «Мельница», «Ветерок», Где мы были, мы не скажем, а что
делали покажем» и др.
Художественная литература
- И.Мазинина «Отчего так много света?»
- Сказка «Как Солнце поссорилось с Луной»
- Сказка « У солнышка в гостях»
- Сказка «жизнь в чистом городе или зеленая сказка»
- С.Маршак «Мыльные пузыри»
- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо..»
- М.Киселева «В добром городе»
- С.Маршак «Спор овощей»
- Сказка «Фея Радуга»
-Л.Шкилевой «Спор красок» и др.
Художественно - творческая деятельность
- «Краски лета» (рисование)
- «Нарисуем наш двор летом» (колл. работа)
- Помирим Солнышко с Луной» (аппликация)
- «Мой любимый фрукт» (рисование)
- «Бабочка - красавица» (монотипия)
- «Лесные письма» (колл. работа) и др.
- Создание фотоальбома «Как я провел лето?».
Музыка
Прослушивание произведений П.И.Чайковского «Времена года» (лето),
«Вальс цветов»; «Музыка дождя» , « Пение птиц» и др.
Взаимодействие с родителями
Рубрика: «Вам интересно, а детям полезно», «В мире экспериментов»,
«Игры на природе», « Будьте осторожны..»;
Создание папки- передвижки « Овощи и фрукты – полезные продукты»
Консультация для родителей Тема: «Играя познаем природу», «Первая
помощь при укусах насекомых», «Для чего необходим головной убор
летом»;
Викторина «Хочу все знать», « Уроки безопасности в природе»;
Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»;
Экологическая акция: «Посади цветочек»;
Фотогазета «Мир в котором я живу».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.
2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада. – М.1999 г.
3.Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М.
Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
4.Придумай
слово:
речевые
игры
и
упражнения
для
дошкольников
(О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М.,
5.365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.
6.Вераксы Н.Е. Комплексные занятия (старшая группа). – М.: Учитель, 2012.
7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
8.Н.Рыжова «Наш дом-природа». Москва «Карапуз»2005 г.
9. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство –
Пресс 2007 г.
10. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих
форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной –
Набережные Челны