Напоминание

"Приёмы формирования фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"


Автор: Наталья Витальевна Жижакина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Надежда"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Приёмы формирования фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




««Приемы формирования фонематического восприятия, навыка

звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель-логопед

МАДОУ «Надежда»:

Н.В. Жижакина

Развитие

анализа

и

синтеза

звукового

состава

слова

происходит

одновременно

с

развитием

артикуляционных

навыков

и

фонематического

восприятия. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено

произношение звуков и их восприятие, испытывают трудности мыслительной

операции - звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной

степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности

определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Дети

часто путают "начало", "середину" и "конец" слова.

Звуковой анализ включает:

Определение первого и последнего звука в слове;

Определение наличия звука в слове;

Определение места звука в слове;

Различение

звуков

по

их

качественным

характеристикам

(гласный-

согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий);

Определение последовательности, количества и мета звуков по отношению к

другим в данном слове.

Проводимая работа способствует развитию слухового внимания, восприятия,

памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических

дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова. Помимо этого, у

детей развивается связанная речь, память, мышление, обогащается словарный

запас.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Оборудование: карточки с предметными картинками.

Ход игры

Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать

цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название

изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово -

название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все

свои карточки.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры.

Каждый ребенок получает карточку.

Логопед показывает картинки и

называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить

фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо

поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью

клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Дидактическая игра «Подбери слово к схеме»

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.

Ход игры.

Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным

звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат.

Дидактическая игра «Найди пару»

.

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Развивать фонематический слух.

Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова -паронимы.

Ход игры.

Логопед помещает на часах 6 картинок. Например, коса - коса, ком-дом,

мак- рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых

звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым

первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три

пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка,

тачка-дачка, майка-чайка).

Дидактическая игра «Включи телевизор»

Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в

составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как

усложненный вариант).

Оборудование: пособие " Телевизор", предметные картинки и карточки с буквами,

картинки для телеэкрана.

Ход игры.

Логопед объясняет детям: "Чтобы включить наш телевизор, и увидеть

изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах-названиях

предметов, помещенных в верхнем кармашке. 11о этим звукам вы составите новое

слово.

Если

слово

будет

составлено

правильно,

на

экране

появится

соответствующий предмет.

Например, матрешка, аист, кот - МАК. Картинка "мак" появляется на экране.

Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.

Дидактическая игра «Домики»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в

слове.

Оборудование:

набор предметных картинок, названия которых начинаются с

оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина,

конец слова).

Ход игры.

Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например, Ч

или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За

правильно выполненное задание насчитываются очки.

Дидактическая игра «Каждому звуку - свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую

схему и фишки.

Оборудование: набор предметных картинок, домики с одинаковым количеством

окошек.

Ход игры.

Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики

должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в

отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают

вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а

играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома

- «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для

заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в

домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению»

в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца

отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

Дидактическая игра «Длинные и короткие слова»

Цель: научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков

в словах.

Оборудование: звуко-слоговая линейка.

Ход игры.

Ведущий произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и

одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает

количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же

анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое

короче.

Дидактическая игра «Новоселье у зверей»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим

ребенком.

Оборудование: картинки х животных, домики звуков.

Ход игры.

У детей - картинки различных животных. Ведущий показывает домики, а

дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют

слово вслух, затем каждый звук -отдельно, подсчитывают количество звуков и

просят себе домик с таким же количеством окошек.



В раздел образования