Автор: Наталья Витальевна Жижакина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Надежда"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Приёмы формирования фонематического восприятия и навыка звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
««Приемы формирования фонематического восприятия, навыка
звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
учитель-логопед
МАДОУ «Надежда»:
Н.В. Жижакина
Развитие
анализа
и
синтеза
звукового
состава
слова
происходит
одновременно
с
развитием
артикуляционных
навыков
и
фонематического
восприятия. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено
произношение звуков и их восприятие, испытывают трудности мыслительной
операции - звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной
степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности
определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Дети
часто путают "начало", "середину" и "конец" слова.
Звуковой анализ включает:
Определение первого и последнего звука в слове;
Определение наличия звука в слове;
Определение места звука в слове;
Различение
звуков
по
их
качественным
характеристикам
(гласный-
согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий);
Определение последовательности, количества и мета звуков по отношению к
другим в данном слове.
Проводимая работа способствует развитию слухового внимания, восприятия,
памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических
дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова. Помимо этого, у
детей развивается связанная речь, память, мышление, обогащается словарный
запас.
Дидактическая игра «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Ход игры
Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать
цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название
изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово -
название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все
свои карточки.
Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры.
Каждый ребенок получает карточку.
Логопед показывает картинки и
называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить
фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо
поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью
клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Дидактическая игра «Подбери слово к схеме»
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры.
Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным
звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат.
Дидактическая игра «Найди пару»
.
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Развивать фонематический слух.
Оборудование: звуковые часы, набор предметных картинок, слова -паронимы.
Ход игры.
Логопед помещает на часах 6 картинок. Например, коса - коса, ком-дом,
мак- рак. Детям предлагается найти картинки с предметами, названия которых
звучат сходно и отличаются только одним звуком. Каким? Ребенок, которым
первым нашел эти слова, передвигает стрелки на картинки. Дети находят все три
пары слов. Игру можно повторить, заменив картинки новыми парами (бочка-почка,
тачка-дачка, майка-чайка).
Дидактическая игра «Включи телевизор»
Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в
составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов (как
усложненный вариант).
Оборудование: пособие " Телевизор", предметные картинки и карточки с буквами,
картинки для телеэкрана.
Ход игры.
Логопед объясняет детям: "Чтобы включить наш телевизор, и увидеть
изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах-названиях
предметов, помещенных в верхнем кармашке. 11о этим звукам вы составите новое
слово.
Если
слово
будет
составлено
правильно,
на
экране
появится
соответствующий предмет.
Например, матрешка, аист, кот - МАК. Картинка "мак" появляется на экране.
Выделенный звук можно обозначить соответствующей буквой и прочитать.
Дидактическая игра «Домики»
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в
слове.
Оборудование:
набор предметных картинок, названия которых начинаются с
оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина,
конец слова).
Ход игры.
Ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (например, Ч
или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За
правильно выполненное задание насчитываются очки.
Дидактическая игра «Каждому звуку - свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую
схему и фишки.
Оборудование: набор предметных картинок, домики с одинаковым количеством
окошек.
Ход игры.
Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики
должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в
отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают
вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а
играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома
- «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для
заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в
домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению»
в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца
отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
Дидактическая игра «Длинные и короткие слова»
Цель: научить определять с помощью вспомогательных средств количество звуков
в словах.
Оборудование: звуко-слоговая линейка.
Ход игры.
Ведущий произносит вслух слово, а ребенок называет его по звукам и
одновременно освобождает окошечки звуковой линейки. Затем подсчитывает
количество окошечек и отвечает, сколько звуков в данном слове. Так же
анализирует следующее слово и делает вывод, какое слово длиннее, какое
короче.
Дидактическая игра «Новоселье у зверей»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим
ребенком.
Оборудование: картинки х животных, домики звуков.
Ход игры.
У детей - картинки различных животных. Ведущий показывает домики, а
дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют
слово вслух, затем каждый звук -отдельно, подсчитывают количество звуков и
просят себе домик с таким же количеством окошек.