Автор: Антонина Александровна Магильная
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа коррекции и развития viii вида №31"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час : Россия- Родина моя
Раздел: среднее образование
Классный час на тему: «Россия - Родина моя»
Цели и задачи:
1.Формировать уважительное отношение к культуре родной страны - России.
Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических
чувств к любви и преданности своей Родины.
2. Расширять кругозор обучающихся об окружающем мире, обогащать словарный
запас детей.
3. Познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
4. Учить детей культурному поведению во время внеклассного мероприятия,
работать в группах.
оборудование:
1.Презентация Power Point
2.Глобус, карта России
3.Карточки: со словами «Россия», «Отечество», «Отчизна», «Родина»;
род, родители, родня, родословная, родина;
карточки с деформированными пословицами о Родине;
конверты с заданием для каждой группы;
рисунок ромашки (лепестки ромашки).
Ход мероприятия
В городах, станицах, селах
Заливается звонок,-
Самый первый нынче в школах
Начинается урок!
Сегодня праздник – День знаний посвящен началу нового учебного года. И
мы отправляемся в очередное плавание по океану Знаний. Много трудностей
встретится у нас на пути, но мы ведь опытные открыватели, а значит, со всем
справимся. И начнем это прямо сейчас. Наш первый урок посвящен одной
стране, прослушав внимательно стихотворение, вы догадаетесь о какой
стране пойдёт речь.
Родную землю матушкой зову,
Одна ты у меня надежда и отрада,
С тобой одною жизнью я живу,
Светлей и лучше края в мире мне не надо.
И, знаю, будет лучше год от года,
Я верю в силу русского народа.
- Молодцы, это действительно, Россия, Российская Федерация, наше
Отечество.
Федерация – союз, объединение народов, территорий.
Наша страна – Россия.
- Что вы знаете о России?
Россия самая большая страна в мире. Ее территория так велика, что требуется
почти неделя, чтобы проехать на поезде от ее западных границ до восточных.
- Почему надо изучать Россию?
- Для чего надо знать как можно больше о своей стране?
- Откуда появилось такое название – «Россия»?
Поговорим о России.
- Наша Родина – Россия. Откуда же происходит это слово?
Когда – то нашу страну называли Русью. Мнения учёных о происхождении
этого слова разделились. Одни полагают, что это слово появилось от слово
«русло» (ложе реки, по которому она течёт между берегов). Русью называли
страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и
Черными морями. Другие ученые считают, что древнее название нашей
страны пошло от слова «Русь» ( так называли славяне самое тёплое место в
доме, прогреваемое солнцем). Значит можно сказать, что Русь – светлое
место, страна света и солнца, страна добрых людей.
Россия – страна с богатейшей историей, традициями и очень талантливым
народом. Это – страна культурных людей, которые знают и понимают
искусство, талантливых людей сопровождается поистине всенародной
любовью и славой.
Наша Родина-страна великих полководцев, защитников родной
земли, патриотов. Все вы слышали такие имена, как Сергий Радонежский,
Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин и Пожарский, Жуков. Россия
– страна образованных людей, выдающихся ученых, которые совершили
великие научные открытия. Это Циолковский, Менделеев, Попов, Бехтерев,
Королев и многие другие.
Россия славится своими изобретениями и технологиями. Построены
крупные спортивные комплексы в Сочи, для проведения Олимпиады 2014
года, построен космодром «Восточный», у нас самая крупная в мире
подводная лодка, одни из лучших истребителей в мире. Наши ученые
изобрели капсулу для изучения морского дна и уже спускались на дно в
Северном Ледовитом океане, заселяются пустующие земли на Дальнем
Востоке для развития фермерства и частного производства.
- Маленький человечек растет, развивается, становится гражданином своей
страны; из маленького семечка вырастает прекрасное дерево, цветок…
Но посмотрите: семечко следует поливать, человечку нужен уход, защита,
развитие способностей, и только тогда он станет гражданином.
- Вы часто слышите слово «Родина». Как вы понимаете его значение?
Родина – это…
- Родина – это место, где человек родился и вырос.
- Родина – это родной дом, где человек сделал первый шаг и произнёс первое
слово.
Родина – это дерево с огромным количеством листочков. У этого дерева есть
корни. Корни питают дерево, удерживают его от падения. Корни – это наши
деды и прадеды, их дела и поступки.
Родина – это наша история. Чем больше человек знает о своих корнях, тем
дороже ему родная земля.
- Назовите однокоренные слова к слову «Родина» - (род, родство, родить,
родители, родственники, родичи)
- Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает
группу людей, объединенных родством. А ещё Род – это имя древнейшего
бога славян.
Если скажут слово «родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна. (З.Александрова)
Для нас Брянск является Родиной. Мы гордимся историей нашей брянщины., ее
трудовой, воинской и партизанской славой. 17 сентября мы отмечаем 75 - летие
со дня освобождения брянской земли от немецких захватчиков.
Много есть на свете и кроме России всяких государств и земель, но одна у
человека родная мать, одна у него родина. Давайте послушаем стихи поэтов о
Родине. (дети читают стихи о Родине)
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень.
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня, Россия, ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа!
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь,
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Продолжим разговор о нашей Родине. Наше государство называется
Российская Федерация. А чем одно государство отличается от другого?
(символикой, разным языком - речью, обычаями, традициями, праздниками,
географическим положением, историей, названием)
- Наша Родина очень великая и огромная. Над ее просторами никогда не заходит
солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в
Петропавловске – на- Камчатке наступает полночь.- На территории России
разместились бы, например такие страны, как Италия, Англия, Франция, Германия
вместе взятые.
- Речка и берег моря, хлебные поля и берёзовая роща, тайга и степь – все эти знакомые с
детства слова сливаются в единый большой образ Родины. Всё это наше с вами богатство
и нужно его беречь
.
Но самое большое, самое главное богатство страны – это люди.
Россия – Русь, широкая и великая. И везде живут люди – россияне. Но
национальности у россиян разные. Россия – единое многонациональное,
демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей,
народностей, этнических групп. Каждый народ имеет свои обычаи, традиции,
свой язык. И в народе говорят:
«Дружба народов велика – будет Родина крепка». Народы разных
национальностей в нашей стране равноправны. Об этом записано в Конституции
нашей страны.
Государственные символы.
1.Кроме Конституции каждый гражданин нашей страны (даже, если он и
маленький) обязан знать государственные символы.
Какие государственные символы вы знаете? (Герб, Флаг, Гимн)
2.Государственный флаг Российской Федерации –появился бело-сине-красный
триколор в России в 1693 году: Петр 1 использовал его в качестве «флага царя
Московского». А с 1705 года трехцветное полотнище становится торговым флагом
России. С тех пор бело-сине-красный триколор рождался три раза. Последний раз
это произошло в 1991 году.
Как вы думаете, что обозначает каждый цвет флага?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен
ей.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее
независимость.
3. Что изображено на гербе?
- Что такое Герб?
Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и
бессмертия. Это очень древний герб: он появился 500 лет назад, в 1497 году.
Впервые его ввел великий князь московский Иван III Васильевич. Но почему у
орла 2 головы?
Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на восток.
Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по
законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в
другой лапе – золотой шар, который называют «держава» - символ могущества
страны.
4. Ещё одним символом Российской Федерации является Государственный
гимн. Стихи гимна написал С. Михалков на музыку А. Александрова.
Слушать и исполнять его нужно стоя.
Среди отличий одного государства от другого вы называли еще обычаи, традиции
русского народа.
Одним из видов народного творчества являются пословицы и поговорки о
Родине.
задание «Собери пословицу». Дети составляют пословицу по группам, объясняют
смысл.
Всякая птица свое гнездо любит. Всякому мила своя сторона.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Издавна на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно
такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний. В
каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире.
Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым.
Загадка.
По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки,
Золото – сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой. (Береза)
Почему БЕРЁЗА-символ России.
В переводе на русский язык название дерева означает «беречь», от слова
«берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех
известных духов и именно ее образ ассоциировался у людей с березкой).
Кроме того, растение это изначально ассоциировали со здоровьем и плодородием
и лишь после его стали считать символом женского начала и красоты.
Что, по – вашему, объединяет нас всех, присутствующих здесь?
(Мы - россияне. - А какие мы – россияне?
давайте поиграем в игру « Угадай-ка».
- Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор?
(миролюбивый)
- Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности?
(ответственный)
- Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)
- Человек ,всегда готовый помочь в трудную минуту (отзывчивый)
- Человек, умеющий героически защищать интересы государства и его
территорию (мужественный)
Каждое государство имеет символ – цветок. И таким символом России является
ромашка.
Почему символом России является ромашка?
РОМАШКА - символ русской природы. по старинным русским преданиям ромашка
вырастает там где упала звезда. Существует легенда, по которой в давние
времена ромашки служили зонтиками маленьким степным гномикам, и ведь не
промокали гномики под ними.
Из ромашек плетут венки, ну и конечно же это первый советчик в гаданиях "любит-
не любит" А самое удивительное, что ромашка - прародительница
крупноцветковых хризантем.
Что бы вы пожелали каждому человеку, живущему в России, своим
друзьям?
Написать пожелание на лепестке ромашки и соединить в ромашку, по группам.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
XI. Итог занятия.
Рефлексия.
Как называется наша Родина?
Как называют людей, живущих в России?
Почему к Москве у нас особое отношение?