Автор: Прокопчук Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Жиганская СОШ"
Населённый пункт: с. Жиганск Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание обучающихся как основа педагогической деятельности учителей русского языка и литературы в условиях всестороннего партнёрства"
Раздел: среднее образование
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся как основа педагогической
деятельности учителей русского языка и литературы в условиях
всестороннего партнёрства».
Прокопчук Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы,
руководитель МО учителей русского языка и литературы МБОУ «Жиганская
средняя общеобразовательная школа».
Современная школа-это Дом, в котором сформировано Единое
образовательно-воспитательное и информационное пространство, где
взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединённые общими
целями и задачами и являющиеся равноправными участниками
воспитательно-образовательного процесса. [1]
Перед современной школой стоит задача всестороннего развития
личности ученика, обладающего необходимым набором знаний, умений и
качеств, позволяющих ему чувствовать себя уверенно в самостоятельной
жизни. Ни для кого ни секрет, что одна из главных серьёзных проблем
школы сегодня - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и
литературе, что ведёт к низкому качеству. Оба предмета считаются одними
из трудных школьных предметов, особенно в национальной школе, где для
многих учащихся русский язык является не родным. Поэтому в работе
каждого учителя русского языка и литературы есть методы, приёмы и
технологии, которые педагог применяет в своей работе, чтобы привлечь к
своему предмету, мотивировать к изучению языка и литературы.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на
формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно –
диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно
продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций,
требующих импровизации.
Перед
методическим объединением стоят следующие вопросы: как
вовлечь ребёнка в активный процесс познания? Как повысить качество
знаний учащихся? Как привить любовь к русскому языку?
Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически
мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Поэтому
очень
важен
переход
от
исполнительной,
репродуктивной
деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех
этапах учебного процесса.
Одно из направлений работы нашего МО обусловлено одной из задач из
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая2018 г. № 204: Внедрение
на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов
обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих
освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их
мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. [3]
В этой связи приобретает особую актуальность идея сотрудничества,
социального партнерства. Вовлечение в образовательный процесс
представителей социума, повышение их роли в образовательном и
культурном развитии обучающихся, создание системы государственно-
общественного управления может помочь школе в повышении качества
образования. Именно сетевое взаимодействие сегодня становится
современной высокоэффективной инновационной технологией, которая
позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и
динамично развиваться.[2]
Наше село Жиганск имеет статус «Жиганский национальный эвенкийский
район», находится в Арктической зоне Республики Саха (Якутия). Село
небольшое, 3.5 тысяч населения, расположено в 630 км от центра
республики. Труднодоступная транспортная схема. Школа небольшая, 620
учащихся, в которой обучаются в основном якуты, эвенки, русские. Виды
связи (телефонная и сотовая), интернет очень слабо развиты. Центра
культурного досуга нет. Поэтому одним источником, где можно получить
необходимый объем информации и обменяться мнениями, взглядами
является школа, которая и должна создать те условия, которые помогут
объединить учащихся, родителей, педагогов и общественность.
В Жиганской средней школе накоплен определенный позитивный опыт
взаимодействия с местным социумом: проведение на базе школы различных
районных культурных и спортивных мероприятий, шефство над ветеранами,
участие в социальных акциях; реализуются формы совместного участия
учителей, обучающихся, родителей и других заинтересованных социальных
групп в организации образовательного процесса, в реализации программы
развития школы.
Именно всестороннее партнёрство является одной из инновационной
технологией в современном образовании, которая в области образования
подразумевает интегрированную систему горизонтальных и вертикальных
связей, обеспечивающую доступ к качественному образованию для учащихся
различных категорий.
Такое сетевое сотрудничество дает множество
преимуществ для достижения эффективных положительных результатов.
Оно предоставляет уникальные возможности перераспределения ресурсов
среди
участников
сетевого
взаимодействия,
позволяет
использовать
потенциал каждого партнера, а также организует прямые контакты между
ними.
Открытость
образовательных
учреждений
позволяет
сделать
образование более доступным, качественным, привлечь к решению проблем
образования общественность.
Нашими партнёрами являются образовательные и необразовательные
организации: технопарк «Айсквант», детская школа искусств в нашем
районе, «Аэрокосмический лицей имени Ю.В. Кондратюка» г. Новосибирск,
музей имени Уваровского, отдел Культуры и Туризма в Жиганском районе.
Именно их участие, сотрудничество мотивирует учащихся, родителей
активнее принимать участие в различных мероприятиях, выражать свою
точку зрения.
Нашим МО разработаны проекты и подпроекты, которые должны
повысить интерес к русскому языку и литературе. Некоторые проекты уже
проводятся не первый год и стали постоянными мероприятиями в нашей
школе, а некоторые появились недавно. Учителя русского языка и
литературы стараются каждый год для повышения интереса учащихся к
предмету предложить новый
проект, который в данный момент может
заинтересовать учащихся.
Это такой проект как «Родник», в рамках которого проводятся уже не в
первый год такие мероприятия как «Читающая леди» для девочек 7-11
классов, «Глаголом жги сердца людей» для юношей 8-11 классов. Этот
проект направлен на привитие любви к литературе любого народа, к
традициям и обрядам, любви к семейным ценностям, к уважению взглядов
людей другой нации.
Проект «Человек с молоточком»,
в рамках которого проходят
«Лихачёвские
чтения»,
посвящённые
духовно-нравственным
вопросам,
формированию мировоззрения, нравственных качеств человека, позволяет
представить
свои
взгляды
не
только
учащимся,
но
родителям,
представителям общественности.
«Читательская конференция» проводится каждый год, чтобы развить
читательский интерес к литературе, языку.
Районный конкурс стихов
местных авторов «Пою о тебе, мой Жиганск», в котором принимают
участие все желающие, где каждый год имена местных поэтов пополняются
новыми, раннее неизвестными именами.
С прошлого года педагогический коллектив школы проводит семейный
конкурс
«Семья-хранилище
традиций»,
где
основной
идеей является
преемственность поколений, традиции, передаваемые из поколения в
поколение.
Молодые
наши
педагоги
проводят
такие
мероприятия
как
«Орфографическая
зоркость»,
«Говорить по-русски», «Время читать»,
«Лаборатория успеха».
Все эти мероприятия направлены воспитанию
чувства любви к русскому языку и к своей родине через повышения статуса
языка и литературы; введению учащихся в мир литературы, воспитанию
любви
к
природе
и
родному
краю;
привитию
орфографических
и
пунктуационных норм русского языка.
Во всех проектах активно задействованы наши партнёры в роли
участников, экспертов, ведущих.
Для
функционирования
и
развития
русского
языка
как
государственного и языка межнационального общения именно такие проекты
и помогают поддерживать интерес к изучению и сохранению языка. А
сетевое
взаимодействие
даёт
возможность
повышения
качества
образовательной
деятельности
учреждений
и
реализации
программ
дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство.
Участие в сетевых проектах – дополнительная возможность собственного
развития,
формирование
источников
внебюджетного
финансирования,
обеспечение занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия
образовательных организаций. Это обмен опытом, расширение возможностей
для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДО,
родителей, общественных организаций.
Список литературы
1. Автономия образовательного учреждения. Экономико-правовые
аспекты./Под общ.ред. Н.П. Литвиновой.-СПБ, 2011.-298с.
2. Образовательная социальная сеть. Сетевое взаимодействие
образовательных организаций, как фактор всестороннего развития
личности ребёнка. Статья Фадеевой Л.А. Опубликовано 09.04.2020.
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. №204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024года».