Автор: Иванова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад ,,Куобахчаан''г. Вилюйск Республика Саха(Якутия)
Населённый пункт: Город Вилюйск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование STEAM-технологии в образовательном процессе дошкольной организации
Раздел: дошкольное образование
«Использование STЕАМ-технологии
в образовательном процессе дошкольной организации»
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов
требует внедрения современных технологий в образовательный процесс.
Из всего многообразия технологий наш детский сад «Куобахчаан» г.
Вилюйска Республики Саха (Якутия),
выбрал одну из современных
направлений образовательного процесса в ДОУ использование STEAM-
технологии для развития интеллектуальных и технических способностей
детей.
STEAM образование включает несколько образовательных модулей:
-это естественная наука, где входит цифровая лаборатория «Наураша»;
- это инженерия, где включили робототехнику и конструирование;
- это творчество, где была включена мульстудия «Я творю мир»
-и образовательный модуль математика, где включена дидактическая
система Фридриха Фребеля
Была разработана программа по SТЕАМ технологии с перспективно-
тематическим
планированием
с
учетом
содержания
образовательных
модулей. Каждый модуль имеет свои цели по заданной теме и решает те
или иные задачи.
Тема недели проходит через следующие модули:
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф.Фрёбеля». Целью
данного образовательного модуля является формирование естественно-
научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей
дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля.
В образовательном модуле «Экспериментирование с живой и неживой
природой»
используется детская цифровая лаборатория «Наураша в
стране Наурандии»,которая состоит из 8 лабораторий, каждая из которых
посвящена отдельной теме: температура, свет, электричество, кислотность,
магнитное поле, пульс, сила, звук
Цель научной лаборатории –в игровой форме познакомить детей с
различными
природными
явлениями
и
ввести
простейшие
понятия,
описывающие эти явления. Эта модуль развивает восприятие, мышление,
речь, внимание, память, познавательно-исследовательскую деятельность.
Образовательный модуль «LEGO-конструирование”
Необходимо как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать
базовые знания и навыки в области конструирования,.
Технические
способности
у
детей
дошкольного
возраста
–
это
взаимосвязанные и независимые друг от друга личностные качества,
проявляющиеся в основном в игровой, конструкторской и продуктивной
видах деятельности.
Индивидуальные способности ребенка последовательно выстраиваюся
в соответствии с возрастными особенностями:
В младшем возрасте ( 3-4 года) - развитие мелкой моторики рук;
В среднем возрасте (4-5 лет) - развитие пространственного
мышления ребенка;
В старшем возрасте (5-7 лет) - развитие логики, включение в
продуктивные виды деятельности (конструирование, черчение и рисование,
решение творческих задач и изобретательских задач).
Образовательный модуль «Робототехника»
является одним из самых
востребованных в современном образовательном процессе.
Это активно развивающееся направление в современном образовании,
которое в дошкольном детстве легко адаптируется к детской игре и мечте
ребенка об оживлении игрушки. Опираясь на эту детскую мечту, можно
развивать интерес ребенка к робототехнике и инженерному творчеству в
разных направлениях.
Образовательный модуль «Мульстудия «Я творю мир» развивает у детей
конвергентное и дивергентное мышление в исследовательской деятельности.
Позволяет
суммировать
и
на
современном
уровне
демонстрировать
результаты работы детей над различными проектами посредством создания
ребенком собственного мультипликационного фильма.
Следовательно, ожидаемым результатом STEAM образования является
развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной
деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Проект
«Техностарт-образовательная
среда
STEAM-технологии»,
получивший в 2019 году статус кандидата республиканской инновационной
площадки стал ступенькой для создания предметно-пространственной
среды по STEAM
технологии в каждой группе, созданы кабинеты по
робототехнике и конструированию, математике и экспериментированию,
оснащенные современными техническими оборудованиями и брендовыми
корейскими конструкторами по робототехнике.
Для юных инженеров создана достаточная материальная база для
развития технических способностей детей. В результате этого увеличилось
число детей, имеющих высокий уровень технического, интеллектуального,
творческого
развития.
Участвуют
на
различных
соревнованиях
республиканского, всероссийского, международного уровнях. Таких как:
"Ай- роботы ", «Деталька», «Я-исследователь», “ИКаренок-Якутск”"Парад
роботов" , BabySkills, «Я-инженер». На федеральном этапе Всероссийского
Чемпионата First Lego League.
Стали победителями
в
номинации
«Командный дух» в Нижнем - Новгороде. В этом году в Москве наши
воспитанники участвовали в Всероссийском чемпионате по робототехнике и
стали победителями в престижной номинации «Сложность и оформление».
Таким образом,
к
завершению дошкольного возраста ребенок активно
проявляет любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и
сверстниками,
задавая
вопросы,
так
и
самостоятельно,
устанавливая
причинно-следственные связи. Обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, в конструировании, создании
собственных
образов,
творческих
фантазиях.
Закладываются
основы
познавательного интереса и мотивации ко всем видам творчества, включая
техническое. Также ребенок получает возможность адекватно проявлять
свои чувства, в том числе чувства веры в себя.
Иванова Елена Юрьевна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский сад “Куобахчаан”,
г.Вилюйск. Республика Саха (Якутия)