Автор: Ольга Равилевна Сотникова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с №22 "Журавушка"
Населённый пункт: Ступино
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка-детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино
Консультация для педагогов
«Современные подходы в работе с детьми по
изучению основ безопасности жизнедеятельности»
Подготовила воспитатель
Сотникова О.Р.
«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ
безопасности жизнедеятельности»
«Самое дорогое у человека - это жизнь»
Н. А. Островский
Детский сад- это целостный организм, где все должны осознавать и нести
полную ответственность за сохранение жизни здоровья, за безопасность
доверенных нам детей. Современная жизнь доказала необходимость
обеспечения безопасной жизнедеятельности детей, потребовала обучения
сотрудников детского сада и их родителей безопасному поведению в сложных
условиях социального, техногенного, природного и экологического
неблагополучия. Малыш по своим физиологическим особенностям не может
самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого
человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых
подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности
дошкольников. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число
опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и,
давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает
напряженность страха ввиду этих опасностей».
Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир,
дошкольники часто попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой
проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью
информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими
опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Нами совместно с
родителями ведется в этой области целенаправленная работа.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с
возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных
ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему
навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые
выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в
ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но
современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и
такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
1. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны
быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные
ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями
в случае опасности, формирование представления о способах безопасного
поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и
бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности
осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей
опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных
особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие
виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через
богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
2. Формы организации учебно - воспитательного процесса:
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
-подвижные игры ;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-наблюдения;
-экскурсии;
- театрализованные представления;
-сюжетно – ролевые игры;
-игры - тренинги;
-просмотр мультфильмов;
-трудовая деятельность;
-продуктивная деятельность;
-отгадывание загадок;
-развлечения;
-досуги;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-участие в различных конкурсах;
-личный пример взрослых.
Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни,
на практике.
3. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может
просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний
общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно,
осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам
овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в
транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и
ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно
лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем
выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог,
вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
4. Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников
необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет
улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик»,
«Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором
находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для
игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание!
Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы
«Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии»,
«Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним
словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по
городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки»,
«Черезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература,
фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных
ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом
мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина
избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;
- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели»,
«как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом
охраняли»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
5. Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-
образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью
ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим
тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью,
как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы
безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной
проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде
всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое
направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное
направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно-
информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый
просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-
передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное
проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих
работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье
позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ
использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных
особенностей дают положительные результаты.
Использованная литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста. М.: ACT - С.П., 2002.
2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.
Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.,
1992.
4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.
5. Кобитина И.И. Детям о технике. - М., 1991.
6. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. - М., 1997
7. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. - СПб., 1997.
8. Шаталин А.А. «Огонь - наш друг, огонь - наш враг». // После уроков - 2003.
9. Якупов А.М. Организационно-педагогические условия подготовки
школьников к безопасному участию в дорожном движении: Автореф. дисс.
канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997