Напоминание

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности»


Автор: Ольга Равилевна Сотникова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - д/с №22 "Журавушка"
Населённый пункт: Ступино
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности жизнедеятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №22 «Журавушка»

городского округа Ступино

Консультация для педагогов

«Современные подходы в работе с детьми по

изучению основ безопасности жизнедеятельности»

Подготовила воспитатель

Сотникова О.Р.

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ

безопасности жизнедеятельности»

«Самое дорогое у человека - это жизнь»

Н. А. Островский

Детский сад- это целостный организм, где все должны осознавать и нести

полную ответственность за сохранение жизни здоровья, за безопасность

доверенных нам детей. Современная жизнь доказала необходимость

обеспечения безопасной жизнедеятельности детей, потребовала обучения

сотрудников детского сада и их родителей безопасному поведению в сложных

условиях социального, техногенного, природного и экологического

неблагополучия. Малыш по своим физиологическим особенностям не может

самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого

человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Детский сад ведет большую работу в этом направлении, ищет поиски новых

подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности

дошкольников. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число

опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и,

давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает

напряженность страха ввиду этих опасностей».

Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир,

дошкольники часто попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях

дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой

проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью

информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими

опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Нами совместно с

родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с

возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему

навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые

выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в

ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но

современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и

такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

1. При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны

быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные

ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями

в случае опасности, формирование представления о способах безопасного

поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и

бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности

осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей

опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных

особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие

виды);

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через

богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

2. Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни,

на практике.

3. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может

просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний

общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно,

осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам

овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в

транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и

ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно

лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем

выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог,

вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

4. Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников

необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет

улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;

атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик»,

«Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором

находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для

игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание!

Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы

«Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии»,

«Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним

словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по

городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки»,

«Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература,

фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных

ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом

мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина

избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели»,

«как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом

охраняли»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

5. Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-

образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью

ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим

тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью,

как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы

безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной

проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде

всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое

направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное

направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно-

информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый

просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-

передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное

проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих

работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье

позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ

использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных

особенностей дают положительные результаты.

Использованная литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по

основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

возраста. М.: ACT - С.П., 2002.

2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.

Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996.

3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М.,

1992.

4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.

5. Кобитина И.И. Детям о технике. - М., 1991.

6. Усачев А., Березин А. Школа безопасности. - М., 1997

7. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. - СПб., 1997.

8. Шаталин А.А. «Огонь - наш друг, огонь - наш враг». // После уроков - 2003.

9. Якупов А.М. Организационно-педагогические условия подготовки

школьников к безопасному участию в дорожном движении: Автореф. дисс.

канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997



В раздел образования