Автор: Ворошнина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 8 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Шадринск Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная деятельность в детском саду» (Из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
«Проектная деятельность в детском саду»
(Из опыта работы)
В начале третьего тысячелетия к образованию предъявляются
принципиально новые требования. В рамках Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» главным результатом образования «должно
стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что детей
необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в
будущем: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и
осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли,
уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и
осознавать возможности».
В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех
«этажах» системы российского образования сегодня обращаются к методу
проектов.
В квалификационных характеристиках должностей работников
образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009
№ 593, определены должностные инструкции воспитателя ДОУ: «Воспитатель
осуществляет текущее и перспективное тематическое планирование своей работы
на основе проектного метода...»
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является
самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая,
продуктивная деятельность детей. В процессе этой деятельности ребенок познает
себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной
деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире,
формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявить
проблему, самостоятельно найти нужное решение. Приобретаются необходимые
социальные и коммуникативные навыки. Дети становятся внимательнее друг к
другу, учатся слушать мнения других людей.
В основе технологии проектной деятельности лежит интеграция
образовательных областей, что дает возможность педагогу целостно организовать
педагогический процесс.
По словам Л.В. Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок
времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают
увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие
детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и
игр». Организация проектной деятельности процесс трудоемкий и требующий
определенных условий. «…Создание благоприятных условий познавательного
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми,
взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) напрямую зависит от взрослого, который
находится рядом с детьми.
Вот почему столь важно педагогу, прежде всего, глубоко изучить тематику
проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
Участие в проекте дает ребенку возможность делать что-то интересное
самостоятельно или в группе со сверстниками, проявить свои способности,
применить свои знания и личный опыт.
Воспитателю проект дает возможность решать множество педагогических
задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать
коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения,
проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в
различных, в том числе и новых, ситуациях, развивать умение презентовать
полученный продукт. В проектной деятельности меняется и сама позиция
воспитателя. Из носителя готовых знаний, которые он стремится передать детям,
он превращается в организатора увлекательной познавательной,
исследовательской деятельности своих воспитанников.
Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности
воспитывает у детей ответственность, умение работать в коллективе, проявляя
при этом индивидуальные способности и творчество.
Используя методики и наработки разных авторов можно найти
великолепные проекты, готовые сценарии. Например, такие темы проектов в
ДОУ: «Я и мое настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья», «Семейный
театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-
красавица» и т.д. Любой проект в проектной деятельности в ДОУ дошкольников
должен создаваться и планироваться воспитателем заранее.
В своей практике я использую разные по продолжительности проекты:
краткосрочные, средней продолжительности. Хочется рассказать о некоторых из
них.
Так с детьми подготовительной группы был реализован проект «Космос
далекий и близкий», посвящённый 60-летней годовщине первого полета человека
в космос. Целью проекта – формирование у детей старшего дошкольного возраста
представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Дети осознали уникальность нашей планеты и важность ее изучения. При
изучении темы выяснилось, что среди Российских космонавтов есть и те, кто жил
на Шадринской земле. Летчик-космонавт Максим Сураев провел свое детство в
Шадринске, в нашем детском саду. Мы с детьми смогли больше узнать о
знаменитом земляке. Проведены выставки поделок о космосе. С помощью
родителей организован конкурс космических костюмов. В заключении проекта
провели мероприятия в честь покорителей космоса.
В рамках календарно-тематического планирования был реализован
экологического проект по теме «Синичкин день». Целью которого стало создание
условий, способствующих формированию у детей и их родителей экологической
привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время, воспитание
познавательного интереса, бережного отношения к зимующим птицам. А во
время работы над проектом дополнились рисунками, сделанные дома вместе с
родителями и аппликацией перелетных птиц, изготовленных на занятии.
Повысился устойчивый познавательный интерес о зимующих птицах.
Обогатились знания о существовании праздника «Синичкин день». Пополнились
знания о зимующих птицах. Дети сделали с помощью взрослых кормушки и
подкармливали птиц зимой. Появилось чувство заботы о пернатых,
любовь к природе родного края.
Один из интересных для детей подготовительной группы реализован
познавательно-исследовательский проект «Мой город, область, в которой я живу»
Целью этого проекта было познакомить детей с достопримечательностями
родного города, расширить пространственные представления детей, дать детям
возможность почувствовать сопричастность жизни родного города. Мы
убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города Шадринска
и Курганской области. Все этапы проекта прошли через разные виды
деятельности. Мы вместе с детьми создали фотовыставку «Мой город, мои
улицы». Родители предоставили интересные и яркие фотографии для создания
фотовыставки, разучили стихи о городе. Совершили экскурсии по городу,
посетили выставки в краеведческом музее. Много интересных историй узнали о
шадринском Гусе, символе нашего города. Появилось желание слепить Гуся из
соленного теста. На заключительном этапе дети показали свои знания и умения,
полученные во время провождения проекта.
Такой проект как «Зимние забавы» позволяет в условиях образовательного
процесса расширить, систематизировать и творчески применить представления
дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время
года, познакомить с зимними забавами. Продукт проектной деятельности -
выставка рисунков и поделок; развлечения «Зимние забавы». Родители стали
активными участниками в жизни группы. Повысить интерес к зимним видам
спорта, зимним забавам у детей и родителей. Для работы с родителями были
подготовлены консультации «Зимние забавы для всей семьи»; «Роль подвижных
игр в жизни ребенка», «Детские зимние игры». В заключении проекта проведено
развлечение совместно с родителями «Наша дружная семья».
Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности
обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное
пространство детей, развивать их творческую активность, общие
интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию.
Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в
образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.
Литература:
1. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Детские экологические
проекты. СПб.: 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 176 с. -
(Из опыта работы по программе «Детство»)
2. Лобанова В. А. Учебное проектирование в ДОО. Конспекты совместных
практических занятий: методическое пособие для педагогов ДОО. - СПб.: 000
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 96 с., ил.
3. Л.В. Михайлова-Свирская Метод проектов в образовательной работе детского
сада: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015. (Работаем по
ФГОС дошкольного образования).
4. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
5. Е.А. Сыпченко Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в
ДОУ. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.