Авторы: Веригина Анастасия Владимировна, Мельниченко Дарья Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда как эффективное условие развития личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
1
«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК
ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
(ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММЫ
«ПРОДЕТЕЙ»)
А.В.Веригина, воспитатель
Д.С.Мельниченко, воспитатель
МБДОУ №31 «Колокольчик»
Аннотация к тексту:
В
статье
рассматривается
вопрос,
как
развивающая
предметно-
пространственная среда способствует развитию у дошкольников способности к
принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности,
нравственного
выбора
и
приоритетного
социального
опыта,
навыков
саморегуляции
поведения;
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной отзывчивости; приобщению к социальным нормам и правилам
в обществе.
Одно
из
условий
обеспечения
качества
дошкольного
образования
–
внедрение
эффективных
педагогических
технологий.
Для
педагогического
коллектива нашего
детского сада характерно
стремление к инновационной
деятельности.
В октябре текущего года пилотная группа педагогов нашего ДОУ начала
обучение по
программе «ПРОдетей» («Рыбаков Фонд»), авторами
которой
являются Е.Г.Юдина и Е.В.Бодрова, ориентированной на ребенка, основанной
на лучших международных и российских практиках.
На первых тренингах мы с интересом познакомились с рядом вариативных
методик, образовательных технологий и методов, основанных на максимальной
индивидуализации
обучения
и
воспитания
и
направленных
на
развитие
познавательного
интереса,
инициативы
дошкольников,
коммуникативных
способностей и саморегуляции.
Это такие технологии:
– «Линейный календарь»;
– «Загадки»;
– «Парные коммуникации»;
– метод планирования работы детей в центрах активности;
- «Модель письма»;
- «Графическая практика»;
- «Волшебная лупа»;
- «Лаборатория историй»
- Утренний и вечерний сбор.
На тренингах учились с легкостью и интересом, так как концептуальные
основы технологий нам были знакомы. Обучение проходило в интерактивной
форме в кругу единомышленников, мы просто «шагали вперед», предвкушая
интерес и новый импульс в предстоящем применении нового.
2
Прежде,
чем
внедрять
данные
технологии
в
практику,
в
результате
целенаправленной работы по реализации средообразующей идеи программы
«ПРОдетей»
мы
организовали
в
группе
развивающую
предметно-
пространственную среду.
Для
обеспечения
индивидуализации
дошкольного
образования
в
Программе используется метод организации центров активности в предметно-
пространственной среде группы.
В
связи
с
этим
в
нашей
группе
появилась
новая
предметно-
пространственная среда, которая разделяет пространство в помещении группы.
Среда ориентирована на ребенка, и его личностно ориентированные качества в
этой среде развиваются. Развивающая среда помогает детям в процессе игры
научиться самостоятельно открывать новые знания.
Помещение нашей группы разделено на небольшие суб-пространства -
так называемые центры активности: искусств, строительства, литературный,
сюжетно-ролевых (драматических) игр, математики и манипулятивных игр,
науки
и
естествознания,
песка
и
воды,
а
так
же
уголок
патриотического
воспитания и спортивный уголок.
Для
этого
мы
используем
полки,
мольберты,
ширмы,
столы.
Все
материалы для занятий, игр детей подобраны и расположены в этих постоянно
действующих центрах активности.
Периодически
в
соответствии
с
интересами
детей
или
темой
реализуемого проекта появляются и другие центры: кулинарии, путешествий,
коллекционирования и т.д.
Места для спокойных и шумных игр разделены таким образом, чтобы
дети не мешали друг другу, поскольку шум отрицательно влияет на уровень
тревожности, креативности и способность концентрироваться.
Центры
активности
крупно
подписаны,
обозначены
соответствующей
картинкой в интерьере группы и на доске выбора.
Групповое
пространство
спланировано
так,
что
дети
могут
самостоятельно
делать
выбор.
Предметно-пространственная
среда
не
ограничивает
детскую
инициативу,
а
наоборот
дает
возможность
для
ее
проявления, развития и реализации разнообразных идей.
В нашей группе отработана процедура выбора детьми деятельности с
обозначением личной карточкой соответствующего центра активности, в связи
с чем они самостоятельно выбирают вид деятельности.
Организуя
групповое
пространство,
мы
подбираем
материалы,
дидактические
игры
и
пособия
по
темам
недели.
Материалы
в
центрах
активности подталкивают детей к самостоятельным исследованиям.
Все материалы для игр и занятий находятся на доступной высоте. Все
центры
и
находящиеся
в
них
материалы
промаркированы.
Маркировка
обозначена картинками или фото. Она нужна для того, чтобы дети могли
самостоятельно брать и убирать на место материалы и игры. Таким образом, у
них формируется и развивается внимание и аккуратность, привычки и навыки,
3
формирующие способность к ответственности и планированию собственной
деятельности.
Продукты детской деятельности размещаются детьми самостоятельно для
оформления группы, а также их рассматривания и обмена мнениями.
Использование детских работ позволяет создать среду, способствующую
эмоционально-ценностному,
познавательному,
социально-личностному
развитию
ребёнка,
создавая
благоприятные
условия
в
коллективе
группы,
способствует
проявлению
индивидуальности
каждого
воспитанника,
формирует положительную «Я -концепцию» воспитанника.
Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку
разнообразный
материал
для
его
активного
участия
в
разных
видах
деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком
для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет
отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим
содержанием и видом.
Важно, что предметная среда нашей группы имеет характер открытой,
незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря,
среда
не
только
развивающая,
но
и
развивающаяся.
Предметный
мир,
окружающий
наших
воспитанников,
пополняется
и
обновляется,
приспосабливаясь к новообразованиям их возраста.
Благодаря
мобильности
и
свободной
планировки
предметно-
пространственная среда группы обеспечивает активную жизнедеятельность и
возможность для индивидуального самовыражения.
Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный
мир
ребенка,
побуждает
его
к
деятельности
и
ставит
в
активную
познавательную позицию, обеспечивает психологическое здоровье личности,
базис
личностной
культуры,
способствует
развитию
индивидуальности
(ориентированной не на «запрограммированность», а на содействие развитию,
где основная тактика общения педагога - сотрудничество).
Наполнение развивающей среды тщательно сориентировано на создание
воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед выбором деятельности. Сама
среда
является
тем
самым
центром,
где
зарождаются
положительные
взаимоотношения, организованное поведение, бережное отношение. Поэтому
воспитывающая
функция
среды
приобретает
особую
значимость
при
ее
построении.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы разумно
организована и способствует к подготовке к жизни, формирует стремление
познавать, делать новые открытия. Так же способствует развитию партнерского
общения, работы в команде. У детей формируется самостоятельный стиль
мышления и деятельности для личностного роста ребенка.
Так же в нашем групповом пространстве появился активный стенд –
«рабочая стена» для проведения группового сбора, а в режиме дня - «утренний
круг».
Рабочая стена включает в себя:
4
- линейный календарь,
- тема недели,
- наш день,
- время года,
- парные коммуникации,
- время суток,
- погода,
- выбор деятельности.
На утреннем круге мы используем методы:
- линейный календарь;
- моделирование;
- загадка дня;
- парные коммуникации.
Благодаря этому нововведению ежедневный утренний монолог педагога
сменился на активный диалог, появилась возможность в форме развивающего
общения порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать
новости, обсудить совместные планы, проблемы. Для регуляции этого процесса
совместно с детьми были придуманы и зарисованы правила «утреннего круга»,
а
также
возникла
необходимость
внедрения
технологии
«Парные
коммуникации».
В
процессе
такого
ежедневного
общения
дети
стали
продуктивнее взаимодействовать, слушать и слышать друг друга, лаконичнее
высказывать свои мысли.
Особо хотелось бы выделить одну из технологий, которую мы с успехом
применяем во время «утреннего круга»: это «линейный календарь». Наличие
такого календаря в групповом помещении дает детям целостное представление
о
том,
что
такое
год,
помогает
формировать
навыки
счёта,
временные
и
математические
представления.
Это
помогает
детям
ориентироваться
во
времени суток, планировать планы на день и выбирать деятельность, готовится
к значимым праздникам.
Наших
воспитанников
воодушевил
процесс
создания
шаблона,
самостоятельное придумывание символов рабочих и выходных дней.
Развивающая
предметно-пространственная среда нашей
группы –
это
комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для
осуществления
педагогического
процесса,
рационально
организованный
в
пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми
материалами.
В
такой
среде
наши
воспитанники
включаются
в
активную
познавательную и творческую деятельность, поэтому их любознательность,
воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные
навыки
развиваются.
Формируются
и
совершенствуются
навыки
саморегуляции
поведения;
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
дети
приобщаются
к
социальным
нормам
и
правилам в обществе.
5
Литература:
1.
Развитие
познавательных
способностей
в
процессе
дошкольного
воспитания/ Под ред. Венгера А.В..- М.:Педагогика,1986.-224 с.
2.
Выготский
Л.С.
Умственное
развитие
детей
в
процессе
обучения:
Сб.статей
–Государственное
учебное-
педагогическое
издатетльство,
1935.-134 с.
3.
Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в
современной
психологии
развития//
Культурно-историческая
психология.- 2005.-№2- с.87-94.
4.
Игра дошкольника : учебное пособие. / Под редакцией Новоселовой С.Л.
- М.:Просвещение,1989.-286с,:ил.
5.
Е.Г.
Юдина,
Е.В.
Бодрова
Примерная
основна
общеобразовательная
программа дошкольного образования «ПРОдетей» - Москва, 2019.