Напоминание

Опыт работы по программе сенсо-моторной интеграции посредством использования сенсорно-динамической комнаты «Дом Совы» в работе психолога ребенком с особыми возможностями здоровья.


Автор: Гориславская Жанна Ивановна
Должность: психолог
Учебное заведение: Конно-Спортивный Клуб "Новополье"
Населённый пункт: Ленинградская обл. Ломоносовский р. д. Новополье
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Опыт работы по программе сенсо-моторной интеграции посредством использования сенсорно-динамической комнаты «Дом Совы» в работе психолога ребенком с особыми возможностями здоровья.
Раздел: высшее образование





Назад




Опыт работы по программе сенсо-моторной интеграции

посредством использования сенсорно-динамической комнаты

«Дом Совы» в работе психолога ребенком с особыми возможностями

здоровья.

Гориславская Жанна Ивановна, психолог.

Цель данной статьи проанализировать опыт работы, приобретенный в

процессе работы с детьми с ОВЗ, и с семьями, воспитывающих детей-

инвалидов. Подвести итоги работы по программе реализации комплексного

проекта «Круг Доверия. Расширяем границы». Комплексная реабилитация

семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов детства.

Основой умственного развития является сенсорное обогащение, которое

направлено прежде всего на развитие процессов ощущения и восприятия.

Уровень развития ощущения и восприятия определяет успешность

познавательной деятельности ребенка.

Физическое развитие – это развитие баланса, гибкости, согласованности

движений разных частей тела (координации), мелкой моторики кистей рук.

По мере увеличения физических упражнений тело становится способно

включать в работу большее количество двигательных единиц. Это

объясняется тем, что головной мозг и нервная система создают и улучшают

связи с мышечными волокнами, которые часто используются. Мышцы,

которые вы используете не так часто, не иннервируются в должной степени и

не управляются с необходимой точностью.

Эмоциональное развитие – умение распознавать эмоции у себя и у других,

расширение диапазона эмоций. Эмоция в переводе с греческого – это

волнение, то есть, тоже движение, только внутреннее, сначала невидимое

никому. Лишь спустя время – а это могут быть секунды, минуты, часы, годы

– внутренние эмоции берут власть над мыслями и движениями тела,

управляют и своевольничают. Если долго копить, не стараться понимать

себя, не выражать свои чувства, то наступает время болезней, которые

называю психосоматическими. В физическом движении проявляются самые

разнообразные чувства: восторг, злость, отчаяние, удивление и прочее.

Эмоции энергетически мобилизуют организм. Например, радость приводит к

усилению иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются,

увеличивается приток крови к коже, кожа становится теплее, ускоренное

кровообращение делает легче питание тканей и улучшает физиологические

процессы. Радость омолаживает, поскольку происходит оптимизация

условий питания всех тканей тела. С другой стороны, физиологическое

проявление печали характеризуется парализующим влиянием на мышцы.

Движения становятся медленными и слабыми, сосуды сужаются, ткани

обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.

Огорчения делают человека старее, они изменяют кожу, волосы, ногти,

зубы.

Познавательное развитие – это повышение активности мыслительной

деятельности дошкольников посредством развития интеллектуальных

умений и навыков, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления.

Привести эти три процесса – телесный, эмоциональный и когнитивный - в

единство – и есть цель работы психолога детьми в «Доме Совы».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» - это высококачественный

профессиональный комплекс для занятий с детьми по принципам сенсорной

интеграции. В «Доме Совы» оказывается эффективная помощь особенным

детям.

Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию

физической силы, телесной пластики, ловкости, баланса и координации.

Развитие получает как тело, так и мозг. Активные и разноплановые

упражнения в «Доме Совы» заставляют сердце чаще биться, следовательно,

улучшается кровоснабжение мозга, и он начинает работать лучше.

Пространство «Дом Совы» организованно таким образом, что на занятиях

улучшается способность ребенка контролировать свои движения.

Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого

полушария.

В ходе работы с ребенком создаются новые ситуации, благодаря которым он

учится новым способам быстро принимать самостоятельные решения. В

процессе значительно улучшаются все когнитивные процессы и как

следствие академическая успеваемость.

Особенности сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»:

Антигравитационные упражнения.

Все приспособления-снаряды подвешены в воздухе. Это во много раз

повышает эффективность занятий и процедур. Проведение занятий с

ребенком, основанных на принципах теории сенсорной интеграции,

предполагает включение сенсорных ощущений в контекст осмысленных,

самостоятельных, адаптивных форм взаимодействия. Акцент делается на

интеграции вестибулярных, проприоцептивных и тактильных ощущений.

Регулировка уровня нагрузки.

Меняя способы подвешивания (неподвижно закрепленный снаряд-снаряд,

раскачивающийся горизонтально-закручивающийся вокруг вертикальной

оси-пружинящий вверх-вниз), можно регулировать нагрузку. Это позволяет

привести уровень сложности упражнения на снаряде к потребностям

конкретного ребенка или группы детей. По мере роста возможностей детей

уровень сложности увеличивается.

Чередование игры и заданий.

Педагогу открывается простор для творчества в зависимости от

поставленных им целей. Очень важно то, что ребенок активен во время таких

занятий, так как сенсомоторная интеграция формируется только во время

намеренных движений. Взрослый не навязывает свои правила, а строит

диалог с ребенком вокруг игр, которые выбрал сам ребенок. Такое частично

структурированное взаимодействие со взрослым, предполагающее

чередование спонтанных движений и движений, выполняемых по заданию

взрослого, очень важно для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга

с телом.

В «Доме Совы» работа психолога направлена на то, чтобы научить детей

задействовать мышцы, которые не участвуют в выполнении обычных

движений. Укрепление этих мышц влияет на общее физическое состояние

человека, а главное – расширяются и

укрепляются нейромышечные связи (связи между мозгом и мышцами,

которая осуществляется за счет нервной системы, благодаря которой и

проходят эти сигналы). Усиливается нейромышечная активация, то есть,

нервная система посылает сигналы от мозга системе мышечной, чтобы

запустить ее работу.

Количество занятий на одного ребенка 30. 36 семей с детьми ОВЗ стали

участниками программы.

Реализация программы была рассчитана на срок с 15 марта2021 по 30

апреля2022.

Цель программы

Комплексное воздействие на умственное, физическое, эмоциональное и

коммуникативное развитие детей.

Задачи программы

Провести курс занятий по методу сенсорной интеграции с использованием

оборудования «Дома Совы».

Снизить уровень нарушений двигательной системы (нарушения

проприоцепции, баланса и координации)

Развить навыки общения

Развить способность к имитации как к основе обучаемости

Снизить уровень тревожности и агрессивности

Форма организации занятий

Парная и индивидуальная

Структура занятий

Приветствие, работа с визуальным расписанием, комплексное физическо-

эмоционально-познавательное развитие, ритуал завершения.

Методические средства:

- упражнения на проприоцепцию, баланс, координацию

- психогимнастические игры

- релаксационные упражнения

- коммуникативные упражнения

- музыкально-ритмические практики на подвесных тренажерах

Материалы и оборудование:

- Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» базовой комплектации.

- Музыкальный центр

- Наборы музыкальных композиций в соответствии с коррекционно-

развивающими задачами

Особенности курса по сенсорной интеграции в «Доме Совы»

Сенсорная интеграция – это метод минимизации нарушений обработки

сенсорной информации (дисфункция сенсорной интеграции). Разработан Дж.

Айрес. В ходе работы организуется стимуляция работы органов чувств в

условиях координации различных сенсорных систем.

Сенсорная интеграция в «Доме Совы» направлена на формирование и

исправление регистрации мозгом сенсорного сигнала должным образом; на

корректировку развития тех областей мозга, которые отвечают за

возбуждение к действиям и за мотивацию.

Основная особенность детей с нарушением сенсорной интеграции -

сложность концентрации внимания, если окружающая среда насыщена теми

раздражителями, к которым они особенно чувствительны.

Цель сенсорной интеграции: снижение (или стимулирование) с помощью

приспособлений «Дома Совы» чувствительности ребенка и оказание ему

помощи в правильной обработке информации и минимизировании

дисфункций.

Для достижения цели программы коррекционно-развивающая деятельность

обязательно включает в себя постоянное пересечение игровых маршрутов, а

именно:

- зрительный контакт с ребенком

- взаимодействие при необходимости

- взаимопомощь в случае парной работы ребенок-ребенок и ребенок-

взрослый

- совместное выполнение упражнений двух детей или ребенка и взрослого

- совместный отдых детей с целью релаксации, осознания границ своего тела

и развития воображения

- эмоциональное подкрепление в случае успешного прохождения практик и

оказание взаимопомощи, а также поддержка в случае затруднений.

Работа специалиста в «Доме Совы» стоится по принципу «От эффективного

восприятия к продуктивному обучению»

ВЫВОДЫ

Программа по сенсомоторной интеграции в сенсорно-динамическом зале

«Дом Совы» в настоящее время находится в стадии активной разработки и

совершенствования. Однако, уже полученные результаты и наблюдения за

ходом процесса развития детей позволяют сделать промежуточные выводы:

1. Тренажеры и приспособления в «Доме Совы» выполнены в виде базовых

геометрических форм, поэтому ходе выполнения практик у ребенка

формируется связь между формой, объемом, действием и словом (между

объектом и свойством).

3. Использование снарядов дает ребенку большой проприоцептивный опыт,

так как поверхность снарядов ограничена (например, Бочка Совы). Ребенку

приходится соотносить их с размерами своего тела, тем самым происходит

построение схемы тела.

4. Подвешенное положение снарядов создает неустойчивость, что

стимулирует работу мозжечка. Он – главный информационный центр, куда

стекается вся сенсорная информация, в том числе и от двигательных центров.

Устраняются или ослабляются нарушения сенсорной интеграции.

2. Работа со снарядами дает ребенку большой двигательный опыт в широком

спектре действий (от разноплановой ходьбы до выполнения гимнастических

упражнений), вследствие этого система кровообращения работает более

эффективно.

5. Использование мелодий и ритмов, соответствующих движениям ребенка

во время практик и упражнений, увеличивает диапазон мышечных и

дыхательных движений. Уделяется внимание дополнительному направлению

- развитию звукопроизношения и речи.

6. Все практики проходят в атмосфере эмоционального подъема и

творческого настроя, что создает у детей мотивацию к занятиям и как

следствие, повышается коррекционно-развивающий эффект.

7. Намечены новые направления работы специалистов в команде психолог-

дефектолог-логопед.

Беседа с родителями детей с ВОЗ и детьми-инвалидами, показала

возрастание удовлетворенности родителей в отношении улучшения

сенсорного развития детей. По их мнению, дети в развивающем процессе

продвинулись значительно вперед, у них наметились определенные успехи.

Родители отмечают незначительное снижение уровня тревожности детей,

повышение интереса к занятиям.

Беседа с детьми с ВОЗ и детьми-инвалидами, показала положительную

динамику процесса социализации детей, проявление интерес к разным видам

деятельности. Беседа психологом, дала основания полагать, что проводимые

упражнения способствовали улучшению показателей детей в учебной

деятельности, в их общении с окружающими, в улучшении моторных

навыков.

Проведение занятий с детьми с ВОЗ и детьми-инвалидами, позволяет

отмечать возрастание интереса детей к занятиям, у детей повысились

следующие показатели:

а) отмечаются улучшение координации движений у всех участников

исследования;

б) отмечается улучшение работы общей и мелкой моторики всех детей.

в) наблюдается значительное улучшение чувствительности к тактильным,

зрительным, звуковым, слуховым стимулам;

г) отмечается улучшение осознания своего тела в пространстве;

д) наблюдается снижение уровня двигательного беспокойства;

е) отмечается улучшение концентрации внимания;

ж) отмечается улучшение способности к обучению и коммуникации;

д) отмечается улучшение эмоционального фона.



В раздел образования