Автор: Гориславская Жанна Ивановна
Должность: психолог
Учебное заведение: Конно-Спортивный Клуб "Новополье"
Населённый пункт: Ленинградская обл. Ломоносовский р. д. Новополье
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Опыт работы по программе сенсо-моторной интеграции посредством использования сенсорно-динамической комнаты «Дом Совы» в работе психолога ребенком с особыми возможностями здоровья.
Раздел: высшее образование
Опыт работы по программе сенсо-моторной интеграции
посредством использования сенсорно-динамической комнаты
«Дом Совы» в работе психолога ребенком с особыми возможностями
здоровья.
Гориславская Жанна Ивановна, психолог.
Цель данной статьи проанализировать опыт работы, приобретенный в
процессе работы с детьми с ОВЗ, и с семьями, воспитывающих детей-
инвалидов. Подвести итоги работы по программе реализации комплексного
проекта «Круг Доверия. Расширяем границы». Комплексная реабилитация
семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов детства.
Основой умственного развития является сенсорное обогащение, которое
направлено прежде всего на развитие процессов ощущения и восприятия.
Уровень развития ощущения и восприятия определяет успешность
познавательной деятельности ребенка.
Физическое развитие – это развитие баланса, гибкости, согласованности
движений разных частей тела (координации), мелкой моторики кистей рук.
По мере увеличения физических упражнений тело становится способно
включать в работу большее количество двигательных единиц. Это
объясняется тем, что головной мозг и нервная система создают и улучшают
связи с мышечными волокнами, которые часто используются. Мышцы,
которые вы используете не так часто, не иннервируются в должной степени и
не управляются с необходимой точностью.
Эмоциональное развитие – умение распознавать эмоции у себя и у других,
расширение диапазона эмоций. Эмоция в переводе с греческого – это
волнение, то есть, тоже движение, только внутреннее, сначала невидимое
никому. Лишь спустя время – а это могут быть секунды, минуты, часы, годы
– внутренние эмоции берут власть над мыслями и движениями тела,
управляют и своевольничают. Если долго копить, не стараться понимать
себя, не выражать свои чувства, то наступает время болезней, которые
называю психосоматическими. В физическом движении проявляются самые
разнообразные чувства: восторг, злость, отчаяние, удивление и прочее.
Эмоции энергетически мобилизуют организм. Например, радость приводит к
усилению иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются,
увеличивается приток крови к коже, кожа становится теплее, ускоренное
кровообращение делает легче питание тканей и улучшает физиологические
процессы. Радость омолаживает, поскольку происходит оптимизация
условий питания всех тканей тела. С другой стороны, физиологическое
проявление печали характеризуется парализующим влиянием на мышцы.
Движения становятся медленными и слабыми, сосуды сужаются, ткани
обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.
Огорчения делают человека старее, они изменяют кожу, волосы, ногти,
зубы.
Познавательное развитие – это повышение активности мыслительной
деятельности дошкольников посредством развития интеллектуальных
умений и навыков, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления.
Привести эти три процесса – телесный, эмоциональный и когнитивный - в
единство – и есть цель работы психолога детьми в «Доме Совы».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» - это высококачественный
профессиональный комплекс для занятий с детьми по принципам сенсорной
интеграции. В «Доме Совы» оказывается эффективная помощь особенным
детям.
Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию
физической силы, телесной пластики, ловкости, баланса и координации.
Развитие получает как тело, так и мозг. Активные и разноплановые
упражнения в «Доме Совы» заставляют сердце чаще биться, следовательно,
улучшается кровоснабжение мозга, и он начинает работать лучше.
Пространство «Дом Совы» организованно таким образом, что на занятиях
улучшается способность ребенка контролировать свои движения.
Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого
полушария.
В ходе работы с ребенком создаются новые ситуации, благодаря которым он
учится новым способам быстро принимать самостоятельные решения. В
процессе значительно улучшаются все когнитивные процессы и как
следствие академическая успеваемость.
Особенности сенсорно-динамического комплекса «Дом Совы»:
Антигравитационные упражнения.
Все приспособления-снаряды подвешены в воздухе. Это во много раз
повышает эффективность занятий и процедур. Проведение занятий с
ребенком, основанных на принципах теории сенсорной интеграции,
предполагает включение сенсорных ощущений в контекст осмысленных,
самостоятельных, адаптивных форм взаимодействия. Акцент делается на
интеграции вестибулярных, проприоцептивных и тактильных ощущений.
Регулировка уровня нагрузки.
Меняя способы подвешивания (неподвижно закрепленный снаряд-снаряд,
раскачивающийся горизонтально-закручивающийся вокруг вертикальной
оси-пружинящий вверх-вниз), можно регулировать нагрузку. Это позволяет
привести уровень сложности упражнения на снаряде к потребностям
конкретного ребенка или группы детей. По мере роста возможностей детей
уровень сложности увеличивается.
Чередование игры и заданий.
Педагогу открывается простор для творчества в зависимости от
поставленных им целей. Очень важно то, что ребенок активен во время таких
занятий, так как сенсомоторная интеграция формируется только во время
намеренных движений. Взрослый не навязывает свои правила, а строит
диалог с ребенком вокруг игр, которые выбрал сам ребенок. Такое частично
структурированное взаимодействие со взрослым, предполагающее
чередование спонтанных движений и движений, выполняемых по заданию
взрослого, очень важно для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга
с телом.
В «Доме Совы» работа психолога направлена на то, чтобы научить детей
задействовать мышцы, которые не участвуют в выполнении обычных
движений. Укрепление этих мышц влияет на общее физическое состояние
человека, а главное – расширяются и
укрепляются нейромышечные связи (связи между мозгом и мышцами,
которая осуществляется за счет нервной системы, благодаря которой и
проходят эти сигналы). Усиливается нейромышечная активация, то есть,
нервная система посылает сигналы от мозга системе мышечной, чтобы
запустить ее работу.
Количество занятий на одного ребенка 30. 36 семей с детьми ОВЗ стали
участниками программы.
Реализация программы была рассчитана на срок с 15 марта2021 по 30
апреля2022.
Цель программы
Комплексное воздействие на умственное, физическое, эмоциональное и
коммуникативное развитие детей.
Задачи программы
Провести курс занятий по методу сенсорной интеграции с использованием
оборудования «Дома Совы».
Снизить уровень нарушений двигательной системы (нарушения
проприоцепции, баланса и координации)
Развить навыки общения
Развить способность к имитации как к основе обучаемости
Снизить уровень тревожности и агрессивности
Форма организации занятий
Парная и индивидуальная
Структура занятий
Приветствие, работа с визуальным расписанием, комплексное физическо-
эмоционально-познавательное развитие, ритуал завершения.
Методические средства:
- упражнения на проприоцепцию, баланс, координацию
- психогимнастические игры
- релаксационные упражнения
- коммуникативные упражнения
- музыкально-ритмические практики на подвесных тренажерах
Материалы и оборудование:
- Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» базовой комплектации.
- Музыкальный центр
- Наборы музыкальных композиций в соответствии с коррекционно-
развивающими задачами
Особенности курса по сенсорной интеграции в «Доме Совы»
Сенсорная интеграция – это метод минимизации нарушений обработки
сенсорной информации (дисфункция сенсорной интеграции). Разработан Дж.
Айрес. В ходе работы организуется стимуляция работы органов чувств в
условиях координации различных сенсорных систем.
Сенсорная интеграция в «Доме Совы» направлена на формирование и
исправление регистрации мозгом сенсорного сигнала должным образом; на
корректировку развития тех областей мозга, которые отвечают за
возбуждение к действиям и за мотивацию.
Основная особенность детей с нарушением сенсорной интеграции -
сложность концентрации внимания, если окружающая среда насыщена теми
раздражителями, к которым они особенно чувствительны.
Цель сенсорной интеграции: снижение (или стимулирование) с помощью
приспособлений «Дома Совы» чувствительности ребенка и оказание ему
помощи в правильной обработке информации и минимизировании
дисфункций.
Для достижения цели программы коррекционно-развивающая деятельность
обязательно включает в себя постоянное пересечение игровых маршрутов, а
именно:
- зрительный контакт с ребенком
- взаимодействие при необходимости
- взаимопомощь в случае парной работы ребенок-ребенок и ребенок-
взрослый
- совместное выполнение упражнений двух детей или ребенка и взрослого
- совместный отдых детей с целью релаксации, осознания границ своего тела
и развития воображения
- эмоциональное подкрепление в случае успешного прохождения практик и
оказание взаимопомощи, а также поддержка в случае затруднений.
Работа специалиста в «Доме Совы» стоится по принципу «От эффективного
восприятия к продуктивному обучению»
ВЫВОДЫ
Программа по сенсомоторной интеграции в сенсорно-динамическом зале
«Дом Совы» в настоящее время находится в стадии активной разработки и
совершенствования. Однако, уже полученные результаты и наблюдения за
ходом процесса развития детей позволяют сделать промежуточные выводы:
1. Тренажеры и приспособления в «Доме Совы» выполнены в виде базовых
геометрических форм, поэтому ходе выполнения практик у ребенка
формируется связь между формой, объемом, действием и словом (между
объектом и свойством).
3. Использование снарядов дает ребенку большой проприоцептивный опыт,
так как поверхность снарядов ограничена (например, Бочка Совы). Ребенку
приходится соотносить их с размерами своего тела, тем самым происходит
построение схемы тела.
4. Подвешенное положение снарядов создает неустойчивость, что
стимулирует работу мозжечка. Он – главный информационный центр, куда
стекается вся сенсорная информация, в том числе и от двигательных центров.
Устраняются или ослабляются нарушения сенсорной интеграции.
2. Работа со снарядами дает ребенку большой двигательный опыт в широком
спектре действий (от разноплановой ходьбы до выполнения гимнастических
упражнений), вследствие этого система кровообращения работает более
эффективно.
5. Использование мелодий и ритмов, соответствующих движениям ребенка
во время практик и упражнений, увеличивает диапазон мышечных и
дыхательных движений. Уделяется внимание дополнительному направлению
- развитию звукопроизношения и речи.
6. Все практики проходят в атмосфере эмоционального подъема и
творческого настроя, что создает у детей мотивацию к занятиям и как
следствие, повышается коррекционно-развивающий эффект.
7. Намечены новые направления работы специалистов в команде психолог-
дефектолог-логопед.
Беседа с родителями детей с ВОЗ и детьми-инвалидами, показала
возрастание удовлетворенности родителей в отношении улучшения
сенсорного развития детей. По их мнению, дети в развивающем процессе
продвинулись значительно вперед, у них наметились определенные успехи.
Родители отмечают незначительное снижение уровня тревожности детей,
повышение интереса к занятиям.
Беседа с детьми с ВОЗ и детьми-инвалидами, показала положительную
динамику процесса социализации детей, проявление интерес к разным видам
деятельности. Беседа психологом, дала основания полагать, что проводимые
упражнения способствовали улучшению показателей детей в учебной
деятельности, в их общении с окружающими, в улучшении моторных
навыков.
Проведение занятий с детьми с ВОЗ и детьми-инвалидами, позволяет
отмечать возрастание интереса детей к занятиям, у детей повысились
следующие показатели:
а) отмечаются улучшение координации движений у всех участников
исследования;
б) отмечается улучшение работы общей и мелкой моторики всех детей.
в) наблюдается значительное улучшение чувствительности к тактильным,
зрительным, звуковым, слуховым стимулам;
г) отмечается улучшение осознания своего тела в пространстве;
д) наблюдается снижение уровня двигательного беспокойства;
е) отмечается улучшение концентрации внимания;
ж) отмечается улучшение способности к обучению и коммуникации;
д) отмечается улучшение эмоционального фона.