"Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения"
Автор: Шубина Валентина Альверьевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №17" Населённый пункт: город Усть-Илимск Наименование материала: статья Тема: "Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения" Раздел: полное образование
«Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС.
Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения
».
Я позволю себе начать со слов Сократа:
«В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определили для меня цели
образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Теперь на моих уроках учащиеся (девочки) должны научиться: не только различать
ткани
по
составу,
уметь
работать
за
швейной
машиной
или
приготовить
блюдо
согласно подобранному меню с учетом его разнообразия, чему и всегда успешно
учили. Сейчас, с введением стандартов второго поколения, я стараюсь прививать
группы новых умений:
1группа
-
это универсальные учебные действия.
Они составляют основу умения
учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации
информации.
Универсальные
учебные
действия
–
это
обобщенные
действия,
открывающие
возможность
широкой
ориентации
учащихся,
-
как
в
различных
предметных
областях,
на
уроках
технологии
конкретно,
так
и
в
строении
самой
учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности,
ценностно-смысловых и операционных характеристик.
2 группа – это формирование мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
Теоретико-методологической
основой
проектирования
программы
формирования
УУД
в
целом
являются системно-деятельностный
подход.
Метод
обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в
процессе
собственной
учебно-познавательной
деятельности
называется
деятельностным методом.
По
мнению
А.
Дистервега,
деятельностный
метод
обучения
является
универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только на отдельных
уровнях школы и во всей школе, но даже в высших учебных заведениях. Этот метод
уместен
везде,
где
знание
должно
быть
еще
приобретено,
то
есть
для
всякого
учащегося».
Когда я начала осмысливать построение урока в рамках ФГОС НОО, мне было
важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
Я решила, что цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к
ученику; учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и
т.п.); используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие
степень
активности
учащихся
в
учебном
процессе;
учитель
владеет
технологией
диалога, обучает учащихся ставить вопросы; учитель эффективно (адекватно цели
урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать
по правилу и творчески.
На
уроке
задаются
задачи
и
четкие
критерии
самоконтроля
и
самооценки
(происходит
специальное
формирование
контрольно-оценочной
деятельности
у
обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для
этого специальные приемы, стремиться оценивать реальное продвижение каждого
ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи,
специально планирует
коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию,
иное мнение, обучает корректным формам их выражения; стиль, тон отношений,
задаваемый
на
уроке,
создают
атмосферу
сотрудничества,
сотворчества,
психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»
(через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не
оставили
без
изменений
ни
одну
сторону
школьного
дела.
Отличительной
особенностью нового стандарта второго поколения является развивать умение.
Для достижения поставленных целей существуют различные способы и методы.
Ведущее место среди методов проведения уроков по технологии принадлежит
сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности
учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Необходимо понимать, что самый драгоценный дар, который человек получает от
природы
–
здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший
показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую
ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека
внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие
задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Я
постоянно стараюсь
продолжаю поиски педагогических технологий, позволяющих
решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими
педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях
и укрепить уровень имеющегося здоровья.
Это: учет возрастных особенностей, демократический стиль общения на уроке,
игровые технологии, физкультурные минутки и паузы.
Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности
учителя,
его
профессионализма,
современности
использованных
им
методик,
индивидуального
подхода
к
ученикам,
использования
различных
средств
ИКТ.
Доступная
форма
подачи
учебного
материала,
создание
ситуации
успешности,
доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать
трудный и «сухой» материал учебника, с успехом и заинтересованностью выполнять
практическую
часть
урока
Различные
методы
и
формы
работы,
педагогика
сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть
прежде
всего
актуальным
и
интересным.
Учитель
должен
использовать
новые
технологии,
хорошо
владеть
компьютером
и
не
забывать
так
же
и
о
здоровьесберегающих технологиях.
Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль
учителя – направлять, контролировать.