Автор: Красюн Галина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №84 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию
Тема: «Путешествие в страну юного гражданина»
Раздел: среднее образование
Занятие
по гражданско-патриотическому воспитанию
«Путешествие в страну юного гражданина»
(8 класс)
Учитель: Красюн Г.А.
Цель: формирование активной социальной и гражданской позиции; воспитание инициативной и
ответственной личности.
Задачи: формирование представления о правах и обязанностях гражданина, символах государства
(гербе, флаге, гимне, их определении, изображении, значении); коррекция и развитие уважительного
отношения к государственным символам; коррекция и развитие речи, логического мышления,
памяти, воображения, познавательных интересов.
1. Орг. ч.
- Сегодня нам предстоит путешествие по стране юного гражданина. Чтобы попасть в эту страну, нам
нужно ответить на следующие вопросы.
Разминка
- Когда отмечают День России?
- Кто охраняет границы нашего государства?
- На каком материке расположена Россия?
- Как называется главный закон государства?
2. Осн. ч.
- Перед нами первый город страны Геральдика.
- Что такое геральдика?
Геральдика - раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю (по сл . Ожегова)
Все страны мира, государства, которые есть на планете Земля, имеют свои символы. - Постарайтесь
вспомнить всё, что относится к государственным символам России.
(гос. герб, гос. флаг, гос. гимн)
- Что такое государственный герб
Государственный герб — это опознавательный знак государства, он обозначает свою страну,
отличает её от других стран
- Можно ли сказать то же самое и про другие государственные символы – флаг и гимн?
- Да, и герб, и флаг, и гимн - это опознавательные знаки государства, его официальные символы.
Д/и «Собери пазлы»
Работа в группах.
Задание: собрать из пазлов один из символов нашей страны, нашей области и нашего города - герб.
Рассказы детей о гербах
Герб России
Государственный герб Российской Федерации представляет собойгеральдический щит с золотым
двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами
и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в
левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на
серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь конём дракона.
Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти.
Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ
светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины.
Герб Иркутска
Современный герб города Иркутска представляет собой серебряный геральдический щит, на
котором изображён чёрный бабр с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя.
Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля «бабр — сибирский зверь,
равняющийся по лютости и силе льву; «Бабр находится по Иркутской области из всех в Сибири
зверей реже и превосходит своей крепостию и храбростию. Ростом бабр не превосходит большого
волка. Все звери ужасаются и не переходят след его;
Герб г. Саянска
В центральной части герба изображение мифологического существа - грифона, крылатого животного
с туловищем льва и головой орла. Образ грифона - образ сильного, смелого, зоркого и бдительного
хранителя природных богатств нашего края. Согласно мифам эти существа водились в Сибири и
охраняли богатые золотом и серебром кладовые. В геральдике
грифон — символ силы, надежности, мужества. Белый цвет существа говорит о том, что главное
богатство края — поваренная соль. Золотые шишки — знак тайги.
1.
Музыкальный город.
- Как называется хвалебная песня о стране, исполняемая в торжественных случаях?
- Что такое государственный гимн
Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак
государства.
- Какую функцию исполняет гос. гимн?
Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный
флаг — он обозначает свою страну, отличает её от других стран.
- Назовите торжественные случаи, когда звучит гимн?
(лучшим людям вручают награды, воины принимают присягу, дают клятву на верность Родине)
- Как надо себя вести, когда звучит гимн?
Слушать стоя. Нельзя отвлекаться и разговаривать – и это важный момент при прослушивании
гимна.
- Вспомните. В какой торжественный момент необходимо вести себя подобным образом? (минута
молчания)
- Кому можно сидеть в то время, когда звучит гимн?
(инвалидам, женщинам, которые ждут ребенка)
- Назовите автора слов российского гимна (С.В. Михалков)
- Какими словами автор гимна прославляет нашу Родину?
(могучая, священная, великая, свободная)
• Прочтение слов из текста гимна детьми.
- Какие чувства испытали при прослушивании гимна? (предварительное прослушивание)
3. Город прав и обязанностей.
- Как называют жителей страны?
(граждане)
- Гражданами, какой страны являетесь вы?
- Чем вы докажите, что вы являетесь гражданами России?
- Как называют граждан России? (россияне)
- Так как мы с вами прибыли в город прав и обязанностей, поговорим о правах и обязанностях.
- Что такое право?
«Право» от слова правильно, по справедливости. Права – это установленные и охраняемые
государством нормы и правила.
- Что такое обязанность?
Обязанность – определённый круг действий, возложенных на к-н и безусловных для
выполнения.
- Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот обязанность, наоборот,
это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит различие. Своими
правами мы пользуемся по желанию, то, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись,
а обязанности мы обязаны выполнять
- А теперь я вам предлагаю выполнить задание, которое покажет, насколько хорошо вызнаете свои
права и обязанности
Работа по карточкам в группах.
На столах лежат жёлтые и зелёные карточки, на которых написаны права(зеленые) и
обязанности(желтые).
Задание: подберите обязанности к правам.
Соблюдать пожарную безопасность. Не залезать на крыши. Заниматься физической культурой.
Не употреблять психотропные вещества. Одеваться по погоде. Называть друг друга по имени.
Уважать учителя. Выполнять домашнее задание. Читатьгазеты и книги. Просматривать
познавательные телепередачи. Не обзывать друг друга. Не придумывать клички и прозвища.
Посещать кружки и секции. Получать бесплатную медицинскую помощь. Не употреблять
непристойные выражения и жесты. Аккуратно относиться к своему и чужому имуществу.
Право на жизнь
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право свободно выражать свои взгляды
Право на свободное перемещение
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
Право на имя
Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание
Право на получение информации
Анализ предложенных ситуаций
- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются
права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.- А всегда ли мы
это делаем?
Из предложенных ситуаций дать оценку поведению героев.
- Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Детям предлагаются карточки с ситуациями
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку тише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено
насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
Ситуация 5
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались.
В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем
не остановил драку.
- Какие обязанности и права были нарушены
Ситуация 6
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все
разбросали, поломали и ушли.
- Какие обязанности они нарушили?
Ситуация 7
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и
спокойствие.
- Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
- Давайте выведем простые правила взаимообщения:
Нужно знать свои права.
Нужно уважать права других людей.
Нельзя забывать об обязанностях.
Правовая музыкальная пауза.
Задание: внимательно слушайте песню, после окончания музыки приклейте стикер к тому праву, на
которые указала песенка.
- «Учат в школе»
- «Антошка»
- «Песенка о лете»
- «Песенка о мамонтенке»
- «Чунга-Чанга»
- «Песенка Бременских музыкантов»
Моделирование ситуации.
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.
(Садится за стол, начинает есть)
Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правахребёнка знакомились!
Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление
поднялось.
Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
(Встаёт из-за стола.)
- Спасибо, я так наелся.
Мать:- Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка!
(садится, смотрит телевизор).
Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:- Это проявление жестокости, папа.
- О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?
Право на заботу родителей, право на отдых, право на неприкосновенность. Обязанности- оказание
помощи старшим, самообслуживание,
- Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции (ст.32) речь идет
не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях
труда детей.
- Мы часто с вами говорим о негласном законе, если его соблюдать, то жить станет намного легче,
будет меньше конфликтов.
- Что это за закон?
Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Итоги сегодняшнего путешествия по стране юного гражданина мы проведем в форме живого
микрофона. Это значит, что каждый из вас, к кому я подойду, должен продолжить моё предложение,
т.е. я начинаю, а вы заканчиваете, либо ответить на мой вопрос.
- Герб это …
- Чем отличаются права от обязанностей?
- Обязанность это…
- О каком негласном законе мы говорили?
- Кто защищает ваши права?
- После нашего путешествия можно смело сказать, что вы по праву являетесь юными гражданами
своей страны.
Стихотворение в исполнении ребёнка.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются
права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.