Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ИГРОВОГО «ЧАСА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
Ахмедулина Людмила Геннадьевна,
заместитель заведующего,
МБДОУ г. Иркутска №41,
Иркутской области
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ИГРОВОГО «ЧАСА» В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ.
Аннотация:
в статье представлен опыт работы по организации
оздоровительно-игрового «часа» в педагогическом процессе
дошкольного
образовательного учреждения.
Ключевые слова: оздоровительно-игровой «час», «двигательный дефицит»,
взаимодействие с родителями, инновационные формы работы.
Детство – период в жизни человека, когда происходит формирование основ
здоровья, происходит становление личности, именно от того, каким человек
станет в будущем.
Дошкольный
возраст
является
важнейшим
периодом
формирования
человеческой личности.
В этот период огромное внимание уделяется формированию активной
двигательной деятельности, многообразию ее видов; совершенствованию
физических качеств. Но более успешное совершенствование детской личности
возможно, если обеспечивается взаимосвязь и взаимодействие физических и
психических сил организма.
Ни для кого не секрет, что и в дошкольных учреждениях дети большую часть
времени проводят в статичном положении.
Значительно снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что
в свою очередь, влечет за собой плоскостопие, нарушение осанки, задержку
возрастного
развития
быстроты,
ловкости,
координации
движений,
выносливости, гибкости и силы, искривление позвоночника.
Исследования современных ученых свидетельствуют о том, что дети в
настоящее врем в большинстве своем испытывают большой «двигательный
дефицит».
В настоящее время нашем дошкольном учреждении сложилась эффективная
система физкультурно- оздоровительных мероприятий, в том числе форма
работы с детьми дошкольного возраста, как оздоровительно-игровой «час».
При
использовании
в
педагогическом
процессе
учитываются
продолжительность и интенсивность двигательной активности, содержание и
количество основных движений, индивидуальные особенности ребенка в
объеме и виде основных движений. Оздоровительно-игровой «час» проводится
после дневного сна. Длительность его проведения для детей 3-4 лет составляет
15-20 минут; для детей 5- 7лет - 20-25 минут.
В
дошкольном
учреждении
составлено
перспективное
планирование
оздоровительно-игрового «часа» для детей дошкольного возраста на год, для
каждой возрастной группы. Оздоровительно-игровой «час» может начинаться с
гимнастики пробуждения. Она начинается уже в кровати ребенка, а затем
продолжается в группе. В помещении пол кругу могут быть разложены
специальные коврики-дорожки. По ним дети ходят в спокойном темпе.
Учитывая,
что
дети
легко
одеты,
одновременно
проводятся
элементы
закаливания, а именно воздушные процедуры с соблюдением температурного
режима. Далее проводится комплекс упражнений, тоже направленный на
плавный переход к бодрствованию.
Гимнастика
пробуждения
дает
хорошие
результаты,
если
используется
нестандартный комплекс упражнений. Заканчивается гимнастика пробуждения
приемами восстановления дыхания.
При проведении с детьми оздоровительно-игрового «часа мы активно
используем
музыкальное
сопровождение,
вводим
игровые
персонажи,
художественное слово, элементы психогимнастики.
Например,
предлагается
игра
«Солнышко
и
тучка»,
направленную
на
чередование напряжения и расслабления мышц лица, туловища; игры на
развитие произвольной активности и волевой сферы: «Замри», «Запрещенное
движение»; игры на психомышечную тренировку «Жизнь леса», «Обезьянки»,
релаксационные упражнения», самомассаж (массаж точек на переносице,
потирание под носом, растирание ладонью кончика носа, указательным и
средним пальцем боковых частей носа (2-3 минуты); самомассаж плечевых
суставов и т.д.), упражнения дыхательной гимнастики.
Основным содержанием оздоровительно-игрового «часа» являются подвижные
игры и игровые упражнения. В дошкольном учреждении, в рамках авторской
программы «Первые шаги к здоровью» успешно действует родительский клуб,
деятельность
которого
направлена
на
усиление
оздоровительного
и
физкультурного развития детей, пропаганду здорового образа жизни, на
объединение усилий сотрудников дошкольного образовательного учреждения и
родителей для эффективной оздоровительной работы с детьми.
В рамках деятельности клуба проводятся консультации, совместные занятия
родителей и детей, спортивные досуги, совместные оздоровительно-игровые
«часы», происходит обмен семейного опыта оздоровления детей.
Родители
осваивают
навыки
проведения
самомассажа,
дыхательной
гимнастики. Подобные практические занятия способствуют установлению
доверительного делового контакта между дошкольным учреждением и семьями
воспитанников. Мамы и папы становятся активными участниками наших
мероприятий, тем самым подобная работа может положить начало зарождению
добрых семейных традиций.
Литература:
1.
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-Пресс,
1993
2.
Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной
работе в ДОУ// Управление дошкольным образовательным учреждением.
2006. №8
3.
Зарипова Т.П., Ушакова Т.А. Планирование оздоровительной работы //
Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №1
4.
Чистякова М.И. Пситхогимнастика. М.: Просвещение , 1990
5.
ШмаковскийС, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сборник игр
– коррекций. М., 1993