Напоминание

психологические аспекты


Автор: Кашина Наталья Валентиновна
Должность: психолог, преподаватель психологии
Учебное заведение: Нижнетагильский филиал ГБПОУ "СОМК"
Населённый пункт: Нижний Тагил
Наименование материала: статья "Психологические аспекты формирования девиантного поведения"
Тема: психологические аспекты
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Психологические аспекты формирования девиантного поведения.

Девиантное, или отклоняющиеся от нормы поведение связывают с изменением поведения

человека от общепринятых норм, это поведение не соответствует стандартам принятых в

обществе. Проблема отклоняющегося поведения актуальна в любом обществе, так как

очень часто человек начинает представлять

опасность как для самого себя, таки для

окружающих и общества.

Девиант - это человек, который имеет отличительные характеристики в личностных

качествах, поведении, и поступках. Изучением девиантов занимаются многие науки, такие

как:

медицина,

психиатрия,

психология,

социология.

Зачастую

индивид

причиняет

дискомфорт окружающим, вредит себе, имеет проблемы в поведении.

Представители современных наук называет разные причины девиантного поведения:

состояние здоровья, общесистемный кризисом

общества, размытость норм, ослабление

социальной регуляции, опыт ранних антисоциальных и осуждаемых обществом поступков,

неправильное

воспитание,

протест

против

кажущейся

несправедливости,

средство

самоутверждения.

Существуют различные трактовки природы девиаций: биологическая, психологическая и

социальная.

Биологическая трактовка

причин и природы отклонений связана, главным образом, с

особенностями личности человека, характеризующегося девиантностью в поведении, и

фокусируется в основном на выявлении генетической предрасположенности к отклонениям.

Психологическая

трактовка

связана

с

морально-этическими

факторами

девиантного

поведения,

что

выражается

в

низком

морально-нравственном

уровне

общества,

бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности.

Социальная трактовка,

считает источником девиации на социальном уровне наличие в

обществе социального неравенства, выражение в высокой степени различий в возможностях

удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Рассматривая отклоняющиеся поведение необходимо помнить, что одни и те же внешне

сходные

особенности

поведения

могут

свидетельствовать

о

разных

процессах,

происходящих в психике индивида.

При анализе и изучении специфических возрастных особенностей девиаций является вопрос

о критериях возрастной поведенческой нормы.

Под возрастной

поведенческой

нормой понимается

модель

поведения,

система

предписаний,

которых

должен

придерживаться

индивид,

чтобы

его

признали

соответствующим определенному возрасту. В процессе оценки возрастной нормы следует

анализировать

различные

особенности

(стили)

деятельности,

которым

должен

соответствовать человек определенного возраста:

особенности общения;

уровень развития эмоционально волевой сферы;

степень развития позновательных процессов;

эмоциональные особенности;

психомоторные особенности;

стиль устной и письменной речи.

Девиантность имеет свои специфические характеристики, которые складываются под

влиянием окружающих неблагоприятных факторов, особенности взаимоотношений.

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно

повысить личностный контроль над негативными проявлениями, нужно помочь человеку

найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы положительно влияющих на

него.

Прогноз профилактики отклоняющегося поведения будет

затруднен: если не

принимать меры, девиации станут глубокими и разрушающими.



В раздел образования