Автор: Пиценко Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 4 г. Буденновска Буденновского района
Населённый пункт: город Буденновск, Буденновский район, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Химия в математике"
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4 города Буденновска Буденновского района
Урок
«Химия в математике»
11 класс
Учитель математики
Пиценко Елена Александровна
2019 г.
Химия в математике
(решение задач на смеси, растворы и сплавы)
Учитель: Пиценко Е. А.
Класс: 11а
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
1.
Обобщить решение задач на сплавы, растворы и смеси различными способами.
2.
Воспитывать интерес к предмету через межпредметные связи с химией, обращая
внимание на аккуратность, дисциплинированность и самостоятельность.
3.
Развивать устную и письменную речь, внимание и логическое мышление.
Оборудование:
компьютер и проектор;
тексты задач на смеси, растворы и сплавы для решения в классе и дома.
Подготовка к уроку: повторение способов решения задач на смеси и сплавы.
Комментарий к уроку: использование презентации Microsoft Power Point
План урока:
1.
Оргмомент (сообщение необходимости решения задач на смеси и сплавы, связь темы
урока с КИМами ЕГЭ по математике).
2.
Актуализация опорных знаний (повторение определения процента и концентрации).
3.
Закрепление материала (решение задач на смеси, растворы и сплавы разными способами).
4.
Домашнее задание.
5.
Рефлексия.
(Слайд 1) Решение задач на смеси, растворы и сплавы.
Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, газообразные или
т/вердые вещества, или разбавлять что-либо водой. Текстовые задачи на смеси, сплавы и
растворы входят в экзаменационные задания по математике на ЕГЭ
В задачах этого типа идет речь о составлении смесей, растворов, сплавов и т. п. Решение
этих задач связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание», «проба»,
«влажность» и т. д. и основано на следующих допущениях:
1.
Все полученные смеси (сплавы, растворы) однородны.
2.
Не делается различия между литром как единицей емкости и литром как единицей массы.
«Закон сохранения объема или массы»
Если два сплава (раствора) соединяют в один «новый» сплав (раствор), то V = V
1
+
V
2
– сохраняется объем; m = m
1
+ m
2
– сохраняется масса.
Если смесь массы m состоит из веществ А, В, С с массами m
1,
m
2,
m
3 ,
то величина m
1
/ m
называется концентрацией вещества А в смеси.
Величина (m
1
/ m)∙100% называется процентным содержание вещества А в
смеси.
Ясно, что m
1
/ m + m
2
/ m + m
3
/ m = 1, то есть от концентрации двух веществ зависит
концентрация третьего.
Примеры:
Если сплав содержит свинец и медь в отношении 4:7, то в этом сплаве 4/11 частей от
массы сплава составляет масса свинца, а 7/11- масса меди.
Если имеется 40%-й раствор соли, то в этом растворе 0,4 объема занимает «чистая» соль.
Значит, объемная концентрация соли в растворе равна 0,4.
(Слайд 2) Задача №1
Смешивают 300г 90%-ного раствора соли 900г 30%-ного раствора той же соли.
Определить содержание соли в полученном растворе.
Решение
(Слайд 3) Задача №2
Какой раствор получится при смешивании 300 граммов 50%-ного раствора соли и
раствора, в котором 120 граммов соли составляют 60%?
Решение
(Слайд 4)
Имеются сплавы золота и серебра. В одном эти металлы находятся в отношении 2:
3, а в другом в отношении 3: 7. Сколько нужно взять от каждого сплава, чтобы
получить 1 кг нового, в котором золото и серебро находились бы в отношении 5: 11?
Решение
По этой схеме уравнение х + у =1 показывает массу нового сплава.
Определяем массу золота в каждом сплаве и получаем уравнение
Аналогично массу серебра и получаем уравнение
Записываем одну из систем:
Решая ее, получаем х = 0,125 и у = 0,875
Ответ: 125 г и 875 г.
(Слайд 5)
Имеются два сплава меди со свинцом. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65%.
Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего
30% меди?
Решение
х = 140 и у = 60
Ответ: 140 г меди и 60 г свинца
(Слайд 6)
Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г
15%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора надо было взять?
Решение
Решение 1: Обозначим x массу первого раствора, тогда масса второго (600 - x). Составим
уравнение: 30x + 10* (600 - x) = 600 *15
x = 150
Решение 2: Приравнивание площадей равновеликих прямоугольников: 15x = 5 (600- x),
x =150
Ответ: 150 г 30% и 450 г 10% раствора
(Слайд 7)
Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно
взять металла каждого из этих сортов, чтобы получить140 т стали с содержанием
30% никеля?
Решение
С использованием графика: (приравнивание площадей равновеликих прямоугольников)
10*х = 25*(140 – х)
х = 100
140 – 100 = 40
Ответ: 100 т и 40 т
(Слайд 8)
Имеется два кислотных раствора: один 20%, другой 30%. Взяли 0,5 л первого и 1,5 л
второго раствора и образовали новый раствор. Какова концентрация кислоты в
новом растворе?
Решение
Так как первый раствор 20 % - й, то в нем 0,2 объема занимает «чистая» кислота. Так как
объем первого раствора равен 0,5л, то в этом количестве содержится 0,2*0,5=0,1 л
«чистой» кислоты.
Аналогично во втором растворе будет содержаться 0,3*1,5=0,45л «чистой» кислоты.
При смешивании обоих растворов получим 0,5+1,5=2л кислотного раствора, в котором
0,1+0,45=0,55л «чистой» кислоты.
Отсюда следует, что концентрация кислоты в новом растворе есть отношение
0,55:2=0,275, т.е.27,5%.
Ответ: 27,5
(Слайд 9)
Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько «бедной» руды
надо взять, чтобы получить при смешивании с «богатой» 20 т руды с содержанием
меди 8%?
Решение
Аналитическая модель:
Переведем проценты в дроби: 6%=0,06; 11%=0,11; 8%=0,08
Пусть надо взять х т «бедной» руды, которая будет содержать 0,06х т меди, а «богатой»
руды надо взять (20-х) т, которая будет содержать 0,11(20 - х) т меди.
Так как получившиеся 20 т руды будут содержать 20*0,08 т меди, то получим уравнение:
0,06х + 0,11(20 - х) = 20*0,08.
Решив уравнение, получим х = 12.
Получили 12т руды с 6% содержанием меди
Ответ: 12.
(Слайд 10)
Старинный способ решения задач на смешивание двух веществ
У некоторого человека были на продажу масла двух сортов: одно ценою 10 рублей за
ведро, другое же 6 рублей за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав
их, масло ценою 7 рублей за ведро. Какие части этих двух масел нужно взять, чтобы
получить ведро масла ценою 7 рублей?
Решение
Из схемы делаем заключение, что дешевого масла нужно взять втрое больше, чем
дорогого, т.е. для получения одного ведра ценою 7 гривен нужно взять дорогого масла 1/4
ведра, а дешевого масла 3/4.
Ответ: ¼ по 10р., ¾ по 6р.
(Слайд 11)
Способ Л.Ф.Магницкого для трех веществ
Некто имеет чай трех сортов – цейлонский по 5 рублей за фунт, индийский по 8
рублей за фунт и китайский по 12 рублей за фунт. В каких долях нужно смешать эти
сорта, чтобы получить чай стоимостью 6 рублей за фунт?
Решение
Взять 6+2=8 частей чая ценой по 5 рублей и по одной части ценой 8 рублей и 12 рублей за
один фунт. Всего 10 частей. Возьмем 8/10 фунта чая ценой по 5 рублей за фунт и по1/10
фунта чая ценой 8 и 12 рублей за фунт, то получим 1 фунт чая ценой 8/10*5 + 1/10*8 +
1/10*12 = 6 рублей.
Ответ: 6.
(Слайд 12)
Сплавили два слитка серебра: 75 г 600-й и 150 г 864-й пробы. Определить пробу сплава.
Решение
Пусть проба сплава равна х. Составим диагональную схему:
Получаем: (864 – х): (х – 600) = 75: 150
1728 – 2х = х – 600
х = 776.
Сплав 776-й пробы.
Ответ: 776
(Слайд 13) «Правило креста»
При решении задач на смешивание растворов разных концентраций используется
«правило креста». В точке пересечения двух прямых обозначают концентрацию смеси. У
концов этих прямых слева от точки пересечения указывают концентрации составных
частей смеси, а справа – разности концентраций смеси и ее составных частей:
Например, для приготовления 30 г 80%-го раствора H
3
PO
4
требуется взять 20 г 90%-го и
10 г 60%-го растворов кислоты.
(Слайд 15)
Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 11 кг больше, чем
цинка. Этот кусок латуни сплавили с 12 кг меди и получили латунь, в котором 75%
меди. Сколько килограммов меди было в куске латуни первоначально?
Решение
Обозначим искомую величину за х. Тогда масса первоначального куска латуни 2х – 11, а
его
содержание меди составляет
процентов. Поскольку «медность» куска меди
100%, то по правилу квадрата получаем:
(Слайд 16)
В
бидон
налили
4л
молока
трехпроцентной
жирности
и
6л
молока
шестипроцентной жирности. Сколько процентов составляет жирность молока в
бидоне?
Решение
Обозначим искомую величину за х. По правилу квадрата (креста) получим:
Составим
пропорцию:
(Слайд 17) Самостоятельная работа
1вариант
1.
Сплавили 2кг сплава цинка и меди, содержащего 20% цинка, и 6кг сплава цинка и меди,
содержащего 40% цинка. Найдите процентную концентрацию меди в получившемся
сплаве.
Ответ: 65.
2.
Для приготовления маринада необходим 2%-ый раствор уксуса. Сколько нужно добавить
воды в 100г 9%-го раствора уксуса, чтобы получить раствор для маринада?
Ответ: 350.
2 вариант
1.
Имеется кусок сплава меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько
чистого олова надо прибавить к этому сплаву, чтобы получившийся новый сплав
содержал 40% меди?
Ответ: 1,5.
2.
Морская вода содержит (по весу) 5% соли. Сколько килограммов пресной воды нужно
прибавить к 40кг морской воды, чтобы содержание соли в растворе составило 2% ?
Ответ: 60.
(Слайд 18)
Домашнее задание:
1.Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к
30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%?
2.От двух кусков сплава с массами 3 кг и 2 кг и с концентрацией меди 0,6 и 0,8
отрезали по куску равной массы. Каждый из отрезанных кусков сплавлен с остатком
другого куска, после чего концентрация меди в обоих сплавах стала одинаковой.
Какова масса каждого из отрезанных кусков?
Рефлексия
Слайд 19