Автор: Александр Алексеевич Ефимов
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская СОШ им. И.М. Павлова"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Чурапчинский район с. Чурапча
Наименование материала: Статья
Тема: Физическое воспитание сельских школьников на национальных спортивных традициях
Раздел: полное образование
Физическое воспитание сельских школьников на национальных
спортивных традициях.
Ефимов Александр Алексеевич - учитель физической культуры МБОУ
«Чурапчинской средней общеобразовательной школы имени И.М. Павлова»
Физическое
воспитание
является
важнейшим
элементом
в
системе
воспитания человека. В настоящее время в нашей стране стала актуальной –
проблема сохранения и здоровья детей. Вместе с тем возрастает значение
физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы
оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности
надежной основы будущей долголетней жизни.
Уровень здоровья нового поколения и его духовность зависят от ряда
факторов:
биологических,
социально-генетических,
природно-
климатических,
антропогенных,
а
также
от
факторов
как
хорошо
и
правильно
информированы
учащийся о своем организме и его развитии. Академик Н.М.Аммосов писал:
«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек».
Изучая труды якутских ученых, исследователей Шамаева Н.К., Портнягина
И.С., Данилова Д.А., Оконешниковой А.П. и др. пришли к выводу, что
народная педагогика якутского народа всегда уделяла серьезное внимание
физическому развитию детей, формирование у них знаний, умений и навыков
физической
подготовленности,
причем
с
учетом
генеологических
особенностей и пола, стремилась видеть юное поколение здоровым,
сильным, выносливым, мужественным.
Якутские национальные виды спорта, подвижные игры особенно в сельских
малокомплектных школах очень доступны, развлекательны, так как не
требуют большого количества инвентаря и оборудования.
И возвращаясь к национальным традициям, мы можем поднять массовость
физической культуры и в конечном итоге воспитать более здоровое
поколение.
Современная политика в образовании ориентированы на формирование у
подрастающего поколения физической развитости, выносливости, здорового
образа жизни. Но не все провозглашенные проблемы полностью разрешены в
современных воспитательных пространствах сельских школ.
В учебной программе физического воспитания указывают на использование
спортивного инвентаря, который не всегда доступен сельским школам. Не
хватает оборудований, тренажерных залов, фитнес оборудований, бассейнов,
манежов.
Проектируя систему физического воспитания в сельской школе необходимо
учитывать местные условия региона, города, села и предложить такие формы
организации и обеспечения эффективности физического воспитания, которые
способствовали бы преодолению выше упомянутой проблемы физического
воспитания.
В
наших
условиях,
мы
считаем,
повысить
интерес
школьников
к
физкультурной деятельности средствами якутских национальных физических
упражнений, игры, развлечения и виды спорта. Они все – проверка на
ловкость, силу смекалку, выносливость, способствуют повышению работы
мышц, подвижности суставов, улучшению координации движений.
Якутские национальные виды спорта, подвижные игры очень доступны,
развлекательны, особенно в сельских малокомплектных школах, так как не
требуют большого количества инвентаря и оборудования. И возвращаясь к
национальным традициям, мы можем поднять массовость физической
культуры и в конечном итоге воспитать более здоровое поколение людей. В
ходе
якутских
игр,
видов
спорта
разрабатывается
целый
комплекс
взаимосвязанных
физических
качеств,
способствуют
гармоничному
развитию
нравственных, интеллектуальных качеств личности детей, и в настоящее
время
у
нас
имеется
реальная
возможность
их
дальнейшего
совершенствования в программе «Алаас хамсаныылара» о5отун этин-хаанын
сайыннарыы».
Цель: Физическое воспитание с учетом генеалогических особенностей
сельских школьников, на этнопедагогических условиях.
Задачи: 1 Создание этнопедагогических условий физического воспитания
сельских школьников.
2 Выявление форм и методов физического воспитания сельских школьников
с учетом этнопедагогических спортивных традиций.
3 Проведение учебно-воспитательного процесса с учетом национально-
спортивных традиций народа Саха.
Структура работы программы:
Творческая группа
Урочная
Внеурочная
Мед.контроль
Для реализации поставленных задач мы ведем работу по трем направлениям:
I направление - учебная деятельность:
Цель:
укрепление
здоровья
ребенка, формирование системы индивидуального развития учащихся в
данном
образовательном
учреждении,
основанной
на
национальные
традиции.
- Введение компонента якутских национальных физических упражнений,
игр,
видов спорта.
- Изучение народных традиций.
- Воспитание личностных качеств.
- Проведение сюжетных, открытых уроков: «Обугэ оонньуулара», «Остуол
оонньуулара», «Боотурга уЬуйуу», «Якуты-олимпийцы» и.т.д.
II направление - внеурочная деятельность
Цель: создание этнопедагогических условий физического воспитания
сельских школьников,
воспитание силы духа, выносливости.
- Возродить национальные традиции в физическом воспитании
- Проведение традиционных соревнований: «Уолан
Бэрт», «А5а уолунаан», «Декада здоровья».
- Участие на улусном комплексном спартакиаде школьников.
- Работа спортивных секций
III направление - детский физкультурно-оздоровительный клуб
Цель: пропаганда и привлечение к систематическим занятиям физической
культурой и спортом, возродить основы традиционного воспитания.
- Создание школьной и внешкольной среды, стимулирующей стремление
детей, молодежи, взрослого населения к Здоровому образу жизни.
-
Всестороннее
развитие
личности
учащихся
путем
создания
разновозрастных команд (РВК), добиться массовости спорта.
- Воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях
физическими упражнениями.
В малокомплектных школах очень трудно проводить соревнования по
классам, из-за малочисленности. Если соревнования проводить по равным
командам в разновозрастных группах, то повышается общий интерес к
занятиям, формируется навык самоуправления. Учащиеся с 1 по 4 класс –
РВК
начальных классов, с 5по 8 класс – РВК средних классов, с 9 по 11 класс –
РВК
старших классов. Соревнования проводятся в течение всего учебного года,
согласно программе и календарю игр на спортивной базе школы. Участвуют
все учащиеся школы, в отдельных соревнованиях и родители, и учителя. Так
и повышается массовость.
И от того, как будет поставлено физическое воспитание в школе, во многом
зависит отношение учащихся к двигательной активности и к своему
здоровью не только в период школьного возраста, но и в течении всей
последующей жизни.