Автор: Минаева Лариса Александровна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ гимназия №6
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: «Стратегии работы с текстом на уроках немецкого языка для формирования познавательных УУД обучающихся»
Тема: Формирование УУД на уроках немецкого языка
Раздел: среднее образование
19.01.2022
«Стратегии работы с текстом на уроках немецкого языка для формирования
познавательных УУД обучающихся»
Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте начать мой мастер – класс.
Мне нравиться значение слова «стратегия», которое я прочитала в Википедии:
«Стратегия – искусство полководца – наука о войне, в частности наука полководца,
общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный
период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо
деятельности человека.
Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для
прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.
Задачей
стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для
достижения основной цели.
1 группа получает билет на самолет. Задание: вы получили билет, извлеките,
как можно больше информации: имя, фамилия, откуда летит человек и куда, когда,
пересадки, цель поездки; выскажите своё предположение о семейном положении; по
стоимости билета предположите возможный уровень зарплаты. Мы получаем
информацию о человеке, о цели его путешествия. Мы можем также активировать
знания учащихся по географии. Если исходить из практического опыта, то здесь мы
можем спланировать время нашего отъезда, если мы должны вовремя прибыть в
аэропорт отлета. Также возникает вопрос о компании авиаперевозок. Какие
познавательные УУД, по вашему мнению, мы формируем? Сложите эти названия в
пакет. Членам жюри я предлагаю поучаствовать тоже. На своих листах Вы тоже
можете отметить познавательные УУД.
2 группа получает тексты и рубрики. Задание: к каким сферам жизни
относятся эти тексты (билет, реклама, чек, расписание уроков, рецепт):
-путешествие
-работа
-учеба
-досуг
-кулинария
-покупки
В этом случае мы не просто классифицируем информацию, а привлекаем свой
жизненный опыт. Давайте ответим на вопрос, какие познавательные УУД мы
формируем при этом виде работы. Если мы работаем с рекламными проспектами из
супермаркета, то здесь можно предложить учащимся составить список продуктов,
которые необходимо купить для приготовления борща (салата), можно в качестве
помощи предложить рецепт блюда.
Даже при считывании информации с обыкновенного кассового чека из магазина, мы
можем спрогнозировать количество людей в семье, по какому случаю приобретались
товары (продукты). Если наименований товаров много, то можно предположить о
наличии автомобиля в семье, или о возможности использования услуг такси.
1 группа работает с текстами. Задание: прочитайте текст и подберите
картинку, подходящую к тексту. По ключевым словам (интернациональным) можно
подобрать фото или картинку, даже не понимая основного содержания текста. Какие
УУД мы формируем в этом случае?
2 группа получает большой текст. А теперь прочитайте текст и составьте
телеграмму. Задание: из всего основного содержания текста выберите ключевые слова
и составьте текст телеграммы. Если учащиеся не знают правил написания телеграмм,
можно им рассказать. Какие УУД сформировали мы здесь?
А теперь подведем итог:
Как вы помните, темой являются стратегии работы с текстом на уроках
немецкого языка для формирования познавательных УУД. Давайте посмотрим в наши
коробки и подумаем: использовали мы эффективно наличные ресурсы для достижения
основной цели?