"Интеграция образовательной области "Художественное творчество" с другими образовательными областями"
Автор: Шакирзянова Регина Рамилевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ясли- сад № 118 "Яблочко" Населённый пункт: г.Набережные Челны, Республика Татарстан Наименование материала: Статья Тема: "Интеграция образовательной области "Художественное творчество" с другими образовательными областями" Раздел: дошкольное образование
« Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими
образовательными областями »
Слайд 1
Приветствие.
Название темы: интеграция обр-ой области «Худ.твор.» с другими обр-ми областями.
Слайд 2
Интеграция это – восстановление до целого, то есть из частностей складывается целое. В
педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребёнком
окружающего мира и себя в этом мире.
Слайд 3
Вариативность использования *Полная интеграция (экологическое воспитание с худ.
литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием).
*Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изобразительной деятельности)
*Интеграция на основе единого проекта.
Слайд 4
Интегрированные занятия позволяют:
* гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности;
*сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность;
*осваивать содержание различных разделов программы параллельно;
*сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности;
*сформировать у детей целостную картину мира, системные знания и обобщенные умения
на одном занятии
Cлайд 5
Интеграция с другими образовательными областями:
«Физическая культура»
Развитие мелкой моторики
«Здоровье»
воспитание культурно-гигиенических навыков,
цветотерапия, арттерапия, формирование начальных
представлений о здоровом образе жизни
«Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по
поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,
практическое овладение воспитанниками нормами речи
«Познание»
сенсорное развитие, формирование целостной картины
мира, расширение кругозора в сфере изобразительного
искусства, творчества, формирование элементарных
математических представлений
«Социализация»
формирование гендерной, семейной принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к
мировому сообществу
«Музыка»
использование музыкальных произведений для обогащения
содержания области, развитие детского творчества,
приобщение к различным видам искусства
«Труд»
формирование трудовых умений и навыков, воспитание
трудолюбия, воспитание ценностного отношения к
собственному труду, труду других людей и его результатам
«Чтение художественной
литературы»
использование художественных произведений для
обогащения содержания области, развитие детского
творчества, приобщение к различным видам искусства,
развитие художественного восприятия и эстетического
вкуса.
«Безопасность»
формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности в различных видах продуктивной
деятельности
Слайд 6
А
конкретно
остановимся
на
интеграции
образовательных
областей
худ.творчество + познание :
изобразительная
деятельность
тесно
связана
с
познанием
окружающей
жизни.
В
начале,
это
непосредственное
знакомство
со
свойствами
материалов,
познание
связи
действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания
об
окружающих
предметах,
о
материалах
и
оборудовании,
однако
его
интерес
к
материалам
будет
обусловлен
стремлением
передать
в
изобразительной
форме
свои
мысли, впечатления от окружающего мира.
Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т.е.
видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму и цвет.
В
процессе
изобразительной
деятельности
уточняются
и
углубляются
зрительные
представления детей об окружающих предметах.
В
дошкольном
возрасте
кроме
наглядно-действенных
форм
мышления,
связанных
непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень
развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может
представить результат своей работы и затем начать действовать.
Для
умственного
развития
детей
и
роста
их
познавательной
активности
большое
значение
имеет
постепенно
расширяющийся
запас
на
основе
представлений
о
разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира,
различных
величинах,
многообразии
оттенков
цветов.
При
организации
восприятия
предметов и явлений внимание также обращено на изменчивость форм и величин (человек
– ребенок, человек – взрослый, отличия роста, сложения, черт лица, поведений, занятий и
т.д.); цветов (спелая – не спелая ягода, листва на дереве в разное время года, небо в разное
время суток и в разные погодные условия и т.п.); разное пространственное положение
предметов и частей (птица сидит, летит, плывет, клюёт, деревья в спокойную погоду или в
ветреную).
Занимаясь
рисованием,
дети
усваивают
опыт
работы
с
некоторыми
орудиями
человеческой
деятельности
(карандаш,
кисть
ножницы).
Также
дети
знакомятся
с
различными свойствами воды (, рисование по- сырому, рисование в технике набрызга).
Слайд 7
Далее остановимся на интеграции образовательных областей худ.творчество +
художественная литература:
Художественный
образ,
воплощенный
в
слове
(стихотворение
,
рассказ,
загадка)
обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что
свойственно
данному
явлению
и
выделяет
его
среди
других.
Выразительное
чтение
художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной
работе мысли, воображения.
С
этой
целью
художественное
слово
используется
не
только
на
занятиях
по
иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их
восприятия.
Во всех возрастных группах занятие, начатое с загадки, вызовет интерес в сознании
детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых
образов
можно
использовать
короткие
стихотворения
и
отрывки
из
художественных
произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ с натуры или
приемов изображения.
Слайд 8
Далее остановимся на интеграции образовательных областей худ.творчество +
коммуникация.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь
детей: усвоение названий форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.),
цветов и их оттенков, пространственных обозначений (верх – низ, право – лево, выше –
ниже, шире - уже) – способствует обогащению словаря.
Высказывания
во
время
наблюдений
предметов
и
явлений,
при
обследовании
предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин
художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно
включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе
анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают
суждения
о
работах
других
детей.
Привлечение
образных
сравнений,
стихотворных
текстов
для
эстетической
характеристики
предметов
способствует
развитию
у
детей
образной, выразительной речи.
Значение
занятий
изобразительной
деятельностью
для
нравственного
воспитания
заключается
еще
и
в
том,
что
в
процессе
этих
занятий
у
детей
воспитываются
нравственно-волевые
качества:
умение
и
потребность
доводить
начатое
до
конца,
сосредоточенно
и
целенаправленно
заниматься,
помогать
товарищу,
преодолевать
трудности и т.д. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения
объясняться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
Общегрупповые
занятия
изобразительной
деятельностью
содействуют
воспитанию
общительности и дружеских взаимоотношений. Коллективные просмотры работ приучают
детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно
их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Слайд 9
Интеграция в труд.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в
том
,
что
в
рисунке,
лепке,
аппликации
и
конструировании
дети
передают
явления
общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и
деревне, выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для
создания
рисунка,
лепки,
аппликации
необходимо
применить
усилия,
осуществить
трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной
формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и
кистью, с глиной и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться
получения желаемого результата.
Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в
подготовке к занятиям и уборке после них.
Слайд 10
Заключение
Таким образом, на можно твердо сделать вывод, что интеграция познавательных
областей незаменима на протяжении всего процесса обучения дошкольников. Интегрируя
в обучении одну или несколько познавательных областей в другую, педагог способствует
лучшему
усвоению
знаний,
умений
и
навыков
дошкольников
в
различных
областях.
Повторение
одного
и
того
же
материала
посредством
итерации
его
в
различной
непосредственной образовательной деятельности, ведет к его лучшему запоминанию.
Ребенок
учится
применять
одни
и
те
же
навыки
и
знания
в
различных
областях
повседневной жизни и научной деятельности.
Ознакомление
детей
дошкольного
возраста
с
изобразительным
искусством
на
различных занятиях (художественная литература, музыка, познание, труд) в сочетании с
широким использованием в оформлении детского сада создают условия для полноценного
восприятия
детьми
произведений
разных
жанров.
Дальнейшее
приобщение
детей
к
искусству происходит в школе. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них
предметами
и
явлениями
жизни,
проникаются
высокими
идеями,
приобщаются
к
социальной среде, в которой они живут.
Обучение
изобразительной
деятельности
невозможно
без
формирования
таких
мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по
рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей, обогащается
словарь
что,
положительно
влияет
на
формирование
связной
речи.
Таким
образом
,
развитию познавательно-речевой деятельности дошкольником несомненно способствуют
занятия изобразительным искусством, успешно интегрируя с другими образовательными
областями.