Напоминание

"Интеграция образовательной области "Художественное творчество" с другими образовательными областями"


Автор: Шакирзянова Регина Рамилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ясли- сад № 118 "Яблочко"
Населённый пункт: г.Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Интеграция образовательной области "Художественное творчество" с другими образовательными областями"
Раздел: дошкольное образование





Назад





« Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими

образовательными областями »
Слайд 1 Приветствие. Название темы: интеграция обр-ой области «Худ.твор.» с другими обр-ми областями. Слайд 2 Интеграция это – восстановление до целого, то есть из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребёнком окружающего мира и себя в этом мире. Слайд 3 Вариативность использования *Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием). *Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изобразительной деятельности) *Интеграция на основе единого проекта. Слайд 4 Интегрированные занятия позволяют: * гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности; *сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность; *осваивать содержание различных разделов программы параллельно; *сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности; *сформировать у детей целостную картину мира, системные знания и обобщенные умения на одном занятии Cлайд 5
Интеграция с другими образовательными областями:
«Физическая культура» Развитие мелкой моторики «Здоровье» воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни «Коммуникация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,
практическое овладение воспитанниками нормами речи «Познание» сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений «Социализация» формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу «Музыка» использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства «Труд» формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам «Чтение художественной литературы» использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. «Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности Слайд 6
А

конкретно

остановимся

на

интеграции

образовательных

областей

худ.творчество + познание :
изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т.е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму и цвет.
В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. В дошкольном возрасте кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Для умственного развития детей и роста их познавательной активности большое значение имеет постепенно расширяющийся запас на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений внимание также обращено на изменчивость форм и величин (человек – ребенок, человек – взрослый, отличия роста, сложения, черт лица, поведений, занятий и т.д.); цветов (спелая – не спелая ягода, листва на дереве в разное время года, небо в разное время суток и в разные погодные условия и т.п.); разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летит, плывет, клюёт, деревья в спокойную погоду или в ветреную). Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды (, рисование по- сырому, рисование в технике набрызга). Слайд 7
Далее остановимся на интеграции образовательных областей худ.творчество +

художественная литература:
Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение , рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово используется не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия. Во всех возрастных группах занятие, начатое с загадки, вызовет интерес в сознании детей, яркий образ предмета. Также для оживления в памяти детей ранее воспринятых образов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ с натуры или приемов изображения. Слайд 8
Далее остановимся на интеграции образовательных областей худ.творчество +

коммуникация.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.),
цветов и их оттенков, пространственных обозначений (верх – низ, право – лево, выше – ниже, шире - уже) – способствует обогащению словаря. Высказывания во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще и в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объясняться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче. Слайд 9
Интеграция в труд.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в том , что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни. Детей волнуют и полеты в космос, профессии людей в городе и деревне, выступления спортсменов на олимпиадах, и многое другое. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Слайд 10
Заключение
Таким образом, на можно твердо сделать вывод, что интеграция познавательных областей незаменима на протяжении всего процесса обучения дошкольников. Интегрируя в обучении одну или несколько познавательных областей в другую, педагог способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков дошкольников в различных областях. Повторение одного и того же материала посредством итерации его в различной
непосредственной образовательной деятельности, ведет к его лучшему запоминанию. Ребенок учится применять одни и те же навыки и знания в различных областях повседневной жизни и научной деятельности. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством на различных занятиях (художественная литература, музыка, познание, труд) в сочетании с широким использованием в оформлении детского сада создают условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров. Дальнейшее приобщение детей к искусству происходит в школе. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями, приобщаются к социальной среде, в которой они живут. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей, обогащается словарь что, положительно влияет на формирование связной речи. Таким образом , развитию познавательно-речевой деятельности дошкольником несомненно способствуют занятия изобразительным искусством, успешно интегрируя с другими образовательными областями.


В раздел образования