Напоминание

"Ступеньки творчества" подготовительной группы


Автор: Мамонтова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Лангепас, Тюменская область, ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: Программа
Тема: "Ступеньки творчества" подготовительной группы
Раздел: дошкольное образование





Назад





Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение "Детский сад комбинированного вида №8 "Рябинка"
Утверждено приказом заведующего ЛГ МАДОУ «ДСКВ № 8 «Рябинка» О.Н. Семеняк сентября 2015 года приказ №
Программа дополнительного образования «Ступеньки творчества»

подготовительной группы № 5 «Островок детства» возраст 6-7 лет

на 2015-2016 учебный год
(срок реализации 1 год) Воспитатель Мамонтова Наталья Викторовна г. Лангепас 2015г.
Содержание дополнительной образовательной программы

I. Пояснительная записка. 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы 1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы 1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы 1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ 1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) 1.7. Формы и режим занятий 1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 1.1. Перечень разделов, тем. 1.2. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. III. Содержание дополнительной образовательной программы. IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. a. Обеспечение программы методическими видами продукции b. Рекомендации по проведению практических работ и т.д. c. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе. V. Список используемой литературы.
I. Пояснительная записка


1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого челове- ка умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной творческой деятельности. Дополнительная образовательная программа «Ступеньки творчества» поможет приобщить детей к творческой деятельности, научит наблюдать, делать выводы, поможет сформировать творческие способности, стремление к познанию.
1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной

образовательной программы

Новизна
Основными направлениями дополнительной образовательной программы являются: развитие творческих и интеллектуальных способностей, проведение развивающих игр с использованием Блоков Дьенеша и Б. П. Никитина, обнаружение взаимосвязей между рисунком (узором) и сооружения из кубиков, самостоятельное сопоставление «задания» с «решением».
Актуальность дополнительной образовательной программы
Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в создании условий для развития интеллектуально-творческих способностей посредством внедрения в педагогический процесс современных игровых технологий. В процессе реализации дополнительной образовательной программы потребуются особые качества ума, такие как: сообразительность, умение анализировать, находить связи, делать выводы, самому проверять точность выполнения задания.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы
Приобщать детей к творческому складу мышления и создать условия для развития творческих способностей и конструкторских умений.
Задачи программы:

Обучающие:
- выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс познания, что достигает - ся благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка, - формировать детский интеллект и математическое мышление, - учиться решать новые творческие задачи без предварительного обучения, - анализировать и оценивать результат;
Развивающие:
- развивать сообразительность, конструкторские и творческие способности, - расширить кругозор детей;
Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, - почувствовать радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.

1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от

уже существующих программ
Дополнительная образовательная программа «Ступеньки творчества» предполагает не только игровую деятельность, но и охватывает множество других направлений: - решение интеллектуальных задач, - работа со схемами, схемами – символами и таблицами, - моделирование и исследовательская деятельность, - творческая конструктивная и художественная деятельность, Предполагаемый комплексный подход в работе интеллектуально-творческого развития способствует разностороннему развитию личности ребенка.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной

программы
Участники программы дополнительного образования воспитанники группы №5 (11 человек). Возраст воспитанников от 6 до 7 лет.
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность

образовательного процесса, этапы)
Дополнительная образовательная программа «Ступеньки творчества» реализуется в течение одного учебного года, 2 раза в месяц продолжительностью не более 30 минут. Это определяется возможностями и особенностями развития детей данного возраста.
1.7. Формы и режим занятий
Формы организации занятий:логико-математические игры, решение логических задач, сказки, беседы, практическая работа.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
По окончанию курса воспитанники должны: - иметь элементарные математические представления; - уметь производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстраги- рование); - уметь обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем); - сопоставлять объекты живой и неживой природы с рисунком (узором) и сооружения из кубиков; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. - самостоятельно выполнять творческие задачи по принципу «от простого к сложному»; - задавать вопросы; - сам проверять точность выполнения задания; - уметь составлять целое из частей; - проявлять индивидуальные и творческие способности.
1.9. Формы подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся самостоятельные, творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения игровых упражнений.
II. Учебно- тематический план дополнительной образовательной программы:


№ п/п

Тема

Кол-во занятий (часов)
1. Игры с кубиками Б. П. Никитина. 8 (4 часа) 2. Знакомство с Блоками Дьенеша. 1 (30 мин) 3. Игры с Блоками Дьенеша. 6 (3 часа) 4. Творческая конструктивная деятельность. 2 (1 час) Итого: 17 (8 часов 30 мин)
III. Содержание дополнительной образовательной программы



п/

п

Темы

Дидактический

материал

Оборудование
1. Организационное занятие. Введение. П о з н а к о м и т ь с содержанием кружка, с ва ж н о с т ь ю р а з в и т и я творческих способностей и конструированием. Кубики Б. П. Никитина, схемы. 2. Складывание из 4 кубиков узора елочки, бантика, мол- нии. Повторить складывание узоров из 4 кубиков. Кубики Б. П. Никитина, схемы. 3. Складывание из 4 кубиков молнии и из 9 кубиков елоч- ки, гриба, ослика. Повторить конструирование из 9 кубиков. Кубики Б. П. Никитина, схемы. 4. Складывание из 9 кубиков ослика, оленя, бабочки. Повторить конструирование из 9 кубиков. Кубики Б. П. Никитина, схемы. 5. Конструирование из 9 куби- ков бабочки, конструирова- ние буквы Б, Г. Повторить конструирование из 9 кубиков. Кубики Б. П. Никитина, схемы. 6. Складывание из кубиков бук- вы Г, Д, Т. Повторить конструирование из 9 кубиков. Кубики Б. П. Никитина, схемы. 7. Складывание из кубиков бук- вы Т, из 16 кубиков шахмат- ную доску, автомобиль. П о з н а к о м и т ь с конструированием из 16 кубиков. Кубики Б. П. Никитина, схемы. 8. Конструирование из 16 куби- ков автомобиля. Складыва- ние квадрата из частей. Повторить конструирование из 16 кубиков. Кубики Б. П. Никитина, схемы. 9. Складывание квадрата из ча- стей. Знакомство с Блоками Дьенеша. Закрепить складывание к в а д р ат а и з ч а с т е й . Познакомить с Блоками Дьенеша, с историей возникновения Блоков. Кубики Б. П. Никитина, схемы, блоки Дьенеша, методическое пособие к ним.
10. Игры с Блоками Дьенеша «Чего не стало?», «Волшеб- ный мешочек». Повторить какие детали есть в Блоках Дьенеша. Н а у ч и т ь и г р а т ь с Блоками. Б л о к и Д ь е н е ш а , методическое пособие к ним, карточки-схемы. 11. Игры с Блоками Дьенеша «Волшебный ме ш оч е к », «Что лишнее?», «Продолжи ряд фигур». П о в т о р и т ь и г р у с Б л о к а м и Д ь е н е ш а «Волшебный мешочек». Формировать ум е н и е играть с Блоками «Что лишнее?», «Продолжи ряд фигур». Б л о к и Д ь е н е ш а , методическое пособие к ним, карточки-схемы. 12. Игры с Блоками Дьенеша «Продолжи ряд фигур», «Продолжи ряд так, чтобы каждая последующая фигура отличалась от предыдущей только одним признаком». П о в т о р и т ь и г р у с Б л о к а м и Д ь е н е ш а «Продолжи ряд фигур». Б л о к и Д ь е н е ш а , методическое пособие к ним, карточки-схемы. 13. Повторить игру с Блоками Дьенеша «Продолжи ряд так, чтобы каждая последующая фигура отличалась от преды- дущей только одним призна- ком», «Продолжи ряд так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цве- ту». П о в т о р и т ь и г р у с Б л о к а м и Д ь е н е ш а «Продолжи ряд фигур». Б л о к и Д ь е н е ш а , методическое пособие к ним, карточки-схемы. 14. Повторить игру с Блоками Дьенеша «Продолжи ряд так, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цве- ту», «Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. П о в т о р и т ь и г р у с Б л о к а м и Д ь е н е ш а «Выкладываем цепочку». Б л о к и Д ь е н е ш а , методическое пособие к ним, карточки-схемы. 15. Знакомство с игрой «Доми- но» с Блоками Дьенеша, зна- комство с карточками, где изображены свойства Блоков Дьенеша. Научить играть в игру «Домино». Познакомить с обозначением свойств Блоков Дьенеша. Б л о к и Д ь е н е ш а , методическое пособие к ним, карточки-схемы. 16. Повторить свойства Блоков и их обозначения. Знакомство с игрой «Раздели на группы по признакам». П о вт о р и т ь с в о й с т в а блоков и их обозначения. Научить играть в игру «Раздели на группы по признакам». Б л о к и Д ь е н е ш а , методическое пособие к ним, карточки-схемы. 17. Итоговое занятие. Фотовы- ставка. Презентация. Систематизировать имеющиеся знания о конструировании фигур из 4, 9 и 16 кубиков по заданным узорам, умение и г р а т ь с Б л о к а м и Кубики Б. П. Никитина, схемы, блоки Дьенеша, методическое пособие к ним, карточки-схемы.
Дьенеша.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
№ п/ п Тема Обеспечение программы методически ми видами продукции Рекомендации по проведению практических работ, по постановке экспериментов, опытов и т.д. Дидактический и лекционный материалы, методики 1. Организационное занятие. Введение. Беседа, игра Создание игровой ситуации, наличие набора кубиков Б. П. Никитина. 1. Кубики Б. П. Никитина. 2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1990. 2. Складывание из 4 кубиков узора елочки, бантика, молнии. Беседа, игры, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие узоров на каждого ребенка. 1. Кубики Б. П. Никитина. 2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1990. 3. Складывание из 4 кубиков молнии и из 9 кубиков елочки, гриба, ослика. Беседа, игры, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие узоров на каждого ребенка. 1. Кубики Б. П. Никитина. 2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1990. 4. Складывание из 9 кубиков о с л и ка , оленя, бабочки. Беседа, игры, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие узоров на каждого ребенка. 1. Кубики Б. П. Никитина. 2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1990. 5. Конструирование из 9 кубиков бабоч- ки, конструирова- ние буквы Б, Г. Беседа, игры, конструиров ание букв. Создание игровой ситуации, наличие узоров на каждого ребенка. 1. Кубики Б. П. Никитина. 2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1990. 6. Складывание из ку- биков буквы Г, Д, Т. Беседа, игры, конструиров ание букв. Создание игровой ситуации, наличие узоров на каждого ребенка. 1. Кубики Б. П. Никитина. 2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1990. 7. Складывание из ку- биков буквы Т, из 16 кубиков шахмат- Беседа, игра, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие узоров на каждого ребенка. 1. Кубики Б. П. Никитина. 2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»,
ную доску, автомо- биль. Москва, «Просвещение», 1990. 8. Конструирование из 16 кубиков авто- мобиля. Складыва- ние квадрата из ча- стей. Беседа, логические упражнения, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие узоров на каждого ребенка. 1. Кубики Б. П. Никитина. 2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1990. 9. Складывание квад- рата из частей. Зна- комство с Блоками Дьенеша. Конструиров ание, беседа, игра. Создание игровой ситуации, наличие на каждого ребенка блоков Дьенеша. 1. Кубики Никитина. 2. Блоки Дьенеша, методическое пособие к ним. 3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб.: «Детство-пресс», 2004 г. 10. Игры с Блоками Дьенеша «Чего не стало?», «Волшеб- ный мешочек». Игра, словесные модели, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие на каждого ребенка блоков Дьенеша. 2. Блоки Дьенеша, методическое пособие к ним. 2. Михайлова З. А, Чеплашкина И. Н. «Математика – это интересно. СПб «Детство-пресс», 2002. 11. Игры с Блоками Дьенеша «Волшеб- н ы й м е ш о ч е к » , «Что л и ш н е е ? » , «Продолжи ряд фи- гур». Игра, словесные модели, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие на каждого ребенка блоков Дьенеша. 2. Блоки Дьенеша, методическое пособие к ним. 2. Михайлова З. А, Чеплашкина И. Н. «Математика – это интересно. СПб «Детство-пресс», 2002. 12. Игры с Блоками Дьенеша «Продол- жи ряд ф и г у р » , «Продолжи ряд так, чтобы каждая по- следующая фигура отличалась от пре- дыдущей только одним признаком». Игра, словесные модели, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие на каждого ребенка блоков Дьенеша. 2. Блоки Дьенеша, методическое пособие к ним. 2. Михайлова З. А, Чеплашкина И. Н. «Математика – это интересно. СПб «Детство-пресс», 2002. 3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб.: «Детство-пресс», 2004 г. 13. Повторить игру с Блоками Дьенеша «Продолжи ряд так, чтобы каждая по- Игра, словесные модели, конструиров ание. Создание игровой ситуации, наличие на каждого ребенка блоков Дьенеша. 1. Блоки Дьенеша, методическое пособие к ним. 2. Панова Е. Н. «Дидактические игры –
следующая фигура отличалась от пре- дыдущей только одним признаком», «Продолжи ряд так, чтобы рядом не было фигур одина- ковых по форме и цвету». занятия в ДОУ» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. 3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб.: «Детство-пресс», 2004 г. 14. Повторить игру с Блоками Дьенеша «Продолжи ряд так, чтобы рядом не было фигур одина- ковых по форме и цвету», «Выклады- ваем цепочку, что- бы рядом были фи- гуры одинаковые п о р а з м е р у, н о разные по форме и т.д. Беседа, игры, поисковая деятельност ь. Создание игровой ситуации, наличие на каждого ребенка блоков Дьенеша. 1. Блоки Дьенеша, методическое пособие к ним. 2. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. 3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб.: «Детство-пресс», 2004 г. 15. Знакомство с игрой «Домино» с Блока- ми Дьенеша, зна- комство с карточка- ми, где изображены свойства Блоков Дьенеша. Беседа, игры, поисковая деятельност ь. Создание игровой ситуации, карточек со свойствами блоков Дьенеша. 1. Блоки Дьенеша, методическое пособие к ним. 2. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. 3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб.: «Детство-пресс», 2004 г. 16. Повторить свойства Блоков и их обозна- чения. Знакомство с игрой «Раздели на группы по призна- кам». Беседа, игры, поисковая деятельност ь. Создание игровой ситуации, карточек со свойствами блоков Дьенеша. 1. Блоки Дьенеша, методическое пособие к ним. 2. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. 3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб.: «Детство-пресс», 2004 г. 17. Итоговое занятие. Фотовыставка. Презентация. Игры, поисковая деятельност ь, подведение Наличие игр, схем, карточек, узоров по желанию на каждого ребенка. 1. Блоки Дьенеша. 2. Кубики Никитина.
итогов.
V. Список используемой литературы
1. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, «Просвещение», 1990. 2. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. 3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников» СПб.: «Детство- пресс», 2004 г. 4. Михайлова З. А, Чеплашкина И. Н. «Математика – это интересно. СПб «Детство-пресс», 2002.


В раздел образования