Напоминание

"Игры для слабовидящих и незрячих дошкольников"


Автор: Клименко Елена Владимировна
Должность: Учитель-дефектолог тифлопедагог
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №25 Невский район
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры для слабовидящих и незрячих дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

«детский сад № 25 комбинированого вида»

Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Игры для слабовидящих и незрячих детей»

Автор: Клименко Елена Владимировна

учитель дефектолог тифлопедагог

г. Санкт-Петербург

2022 год

Методическая разработка

«Игры для слабовидящих и незрячих детей»

Методическая разработка посвящена проблеме развития компенсации

нарушения зрения, профилактики появления и при необходимости

коррекции вторичных нарушений, обусловленных трудностями чувственного

отражения в условиях ограничения сенсорной сферы, с освоением ребенком

умений и навыков пространственной ориентировки, развитием чувственной

основы ориентации, познания окружающего, умений формирования

адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и

детализированных образов восприятия, умений и навыков моторного

поведения в разных видах деятельности.

Цель : Создание оптимальных условий, необходимых для полноценного

физического и психического развития, эмоционального и социального

благополучия слепых и слабовидящих детей.

Задачи: Формировать общую культуру личности слепого и слабовидящего

дошкольника с развитием им социальных, нравственных, эстетических,

интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности,

доступной самостоятельности и ответственности, преодолением

пассивности.

Обеспечивать развитие компенсации зрительных нарушений, профилактики

появления и при необходимости коррекции вторичных отклонений.

Методическая разработка отвечает на вопросы:

Какими приемами игровой деятельности можно коррегировать особенности

физического развития слепых и слабовидящих детей.

Как компенсировать, и всесторонне развивать дошкольников с нарушением

зрения.

Может быть полезна: родителям, воспитателям, дефектологам, психологам.

Введение

Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет, является периодом интенсивного

формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в

раннем детстве. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные

установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения

к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и

самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и

дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в

быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм

активности ребенка, передача общественных норм и ценностей,

способствующих позитивной социализации в поликультурном

многонациональном обществе, учет компенсаторных механизмов детей,

развитие компенсаторных возможностей личности.

Актуальность : В настоящее время наблюдается увеличение количества

людей, страдающих нарушениями зрения. И, к большому сожалению, всё

чаще аномалии зрения встречаются у детей.

Нарушения зрения в дошкольном возрасте разнообразны по клиническим

формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре

нарушенных функций. Так же известно, что дети с нарушением зрения имеют

определённую специфику развития. Характерная особенность таких детей –

вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Из-за

недостаточности зрительного контроля и анализа за движением

наблюдается снижение двигательной активности, затруднены

дифференцированные движения рук и пальцев, сдерживается

формирование зрительно-двигательных взаимосвязей. Дети с нарушением

зрения быстро утомляются, и как следствие этого снижается познавательная

активность, хуже усваивается материал на занятиях, интерес к занятиям

падает, ухудшается самочувствие.

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания,

отдыха. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид

непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное

переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного

проявления духовных и физических сил личности.

Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает

нормы социального и культурного поведения.

Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры

ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни

навыки.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с

другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт

совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко

проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то

самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление

стать лучше.

Исторически сложившись как средство приобщения ребенка к культуре

общества, игра сама стала элементом культуры, передающимся детям. Игра

приобретает свою вещественную сторону в специальных предметах для игры

— игрушках, текстах, в которых записываются правила и сюжеты.

Выбор темы обусловлен широким спектром особенностей физического

развития слепых и слабовидящих детей, таких как- недостаточный уровень

физического развития (в узком значении) – несоответствие

антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной

клетки) средневозрастным показателям; ослабленное здоровье и

недостаточная функциональная деятельность дыхательной, сердечно-

сосудистой, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки,

недостаточное развитие мышечной системы; низкий уровень физических

качеств: ловкости, координации, быстроты реакции, выносливости; бедный

двигательный опыт, малый запас двигательных умений и навыков;

своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание

невозможно), трудности и длительность формирования двигательных

навыков (особенно двигательного динамического стереотипа); неточность,

приблизительность, недостаточная дифференцированность чувственных

образов движений, малый запас двигательных представлений; трудности

освоения подвижных игр средней и большой подвижности; трудности

формирования навыков правильной ходьбы; выраженное снижение

двигательной активности, трудности пространственной ориентировки и

необходимость целенаправленного формирования умений и навыков

пространственной ориентировки.

Каждое игра-занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество

модулей (игр и упражнений), из которых состоит игра-занятие, варьируются

педагогом.

Занятия длительностью 8-10 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из

игр-занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и

песенок, правила игр.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

- переключение;

- игры с песком, водой;

- игры с бытовыми предметами;

- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу,

топать ногами);- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан,

погремушка и т.д.).

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать

состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности

осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень

физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности

ребенка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а

иногда и их настроение. Если есть необходимость увлечь детей,

заинтересовать их игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в

которой все они могут принять активное участие. И наоборот, если дети

чрезмерно возбуждены, игра должна быть более спокойной.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ

Игра должна соответствовать физическому развитию детей и тем навыкам,

которыми они владеют. Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для

слепых — использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток,

бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.); для детей с остаточным

зрением и слабовидящих — подобрать яркий и красочный инвентарь,

учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный,

желтый, зеленый, оранжевый цвета).

При использовании мяча в игре со слепыми детьми рекомендуется мяч

подбирать очень ровный (круглый), при этом он должен быть несколько

тяжелее волейбольного. Тяжелый мяч лучше ощущается слепыми, и они

скорее овладевают игрой с ним. Можно пользоваться и волейбольным

мячом, предварительно проложив между камерой и покрышкой

утяжеляющий материал. Выбор цвета мяча зависит от освещения. Если во

дворе или в помещении не слишком светло, необходимо пользоваться

мячом светлых тонов, если же освещение сильное, рекомендуется выбирать

более темный мяч. Желательно использовать озвученный мяч, который дает

возможность слепому ребенку не только свободно играть с мячом, точно

бросать, легко ловить, но и самостоятельно находить его.

Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет

проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки,

определить ее размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки,

засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или

травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур,

натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные

обозначения). Такое оборудование игрового пространства дает возможность

играющим определять границы площадки, легко ориентироваться на ней,

что помогает им избавиться от страха перед препятствиями. На площадке не

должно быть пней, ям, кустарника, поверхность площадки должна быть

однородной, так как даже незначительные неровности почвы являются

ощутимой помехой для слепого ребенка. Для слабовидящих

ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками или

полосками яркой ткани. С размерами игровой площадки и со всеми

возможными ориентирами (осязательными, слуховыми) играющих

необходимо ознакомить заранее, следует дать им самостоятельно походить,

побегать, ощупать руками все предметы и инвентарь для безбоязненного

передвижения по площадке.

Ведущий тем или иным сигналом (например, два длинных свистка означают

прекращение игры) должен ориентировать играющих, задавать нужное

направление и предупреждать об опасности. Звук используется как условный

сигнал, заменяющий зрительное восприятие.

Звук лучше всего улавливается ребенком, если его источник установлен на

уровне лица.

В связи с тем что слепой ребенок воспринимает всю игру на слух, у него

может возникнуть перенапряжение органов слуха и нервной системы, что

вызывает общее переутомление. Поэтому большое внимание уделяется

дозировке физической нагрузки при играх. Эти меры безопасности дают

возможность легко вводить ребенка в игру, помогают ему избавиться от

комплекса неполноценности, обеспечивают самореализацию и раскрытие

творческого потенциала ребенка, создают положительный эмоциональный

фон.

Проведение совместных подвижных игр слепых и слабовидящих, детей с

другой нозологией и детей без патологии представляется на первый взгляд

затруднительным. Однако существуют варианты проведения и таких

подвижных игр. Они нестандартны, поэтому в каждом отдельном случае

приходится искать новые приемы, вносить в правила игры небольшие

изменения, адаптируя игру для существующей группы. Например, если игра

ведется парами, то их можно составить так: зрячий — незрячий; незрячий —

слабовидящий; мама — незрячий ребенок и т.д. Вместо простого можно

использовать озвученный мяч, научить незрячих пользоваться

осязательными и звуковыми ориентирами. В ряде игр нужно ограничивать

поле деятельности зрячих игроков и игроков с остатками зрения,

предварительно объявив об этом всем играющим. Если незрячих игроков

равномерно распределить по командам, то команды уравновешиваются по

общему состоянию зрения.

В играх-догонялках слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же

ловят всех, а в играх «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза

только зрячим детям. Нельзя допускать, чтобы дети с остатком зрения или

зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и

у них может появиться чувство недоверия к окружающим. Так как во время

игр незрячие ориентируются на звук, на площадке необходимо соблюдать

полную тишину. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала

показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Необходимо

научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук

шагов бегущего впереди. Ведущий всегда должен находиться там, куда бегут

играющие, являясь для них ориентиром. Некоторые дети страдают

светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило

им в глаза. Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует

увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге

максимальной интенсивности продолжительностью 5 секунд наблюдается

снижение внутриглазного давления. Эти данные следует учитывать при

определении физической нагрузки для детей, страдающих глаукомой.При

проведении игр на местности с активным использованием слуха («Чем

играем?», «Узнай по голосу» и др.) необходимо учитывать силу и

направление ветра. Ветер способен отнести звуки в другую сторону, отчего

игроки могут сбиться с пути.В процессе игры (эстафеты) взрослый ведет

постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать

переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о

физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно:

рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра,

психоневролога;

общее состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и

др. заболевания);

состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

наличие сопутствующих заболеваний;

состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая

ремиссия);

способность ребенка ориентироваться в пространстве;

наличие предыдущего сенсорного опыта;

состояние и возможности сохранных анализаторов;

состояние нервной системы.

При организации и проведении занятий со слепыми и слабовидящими

детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью

глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с

отягощением, упражнения, связанные с сотрясанием тела и наклонным

положением головы.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

1. «Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение

навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог,

мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат,

треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).

Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются

по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков.

Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке,

затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя

нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до

тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания

Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой

поверхностью.

«Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия,

через которые продевается резинка-«браслет».

В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им

завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и

правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

2. «Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без

посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того

как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания

Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь

бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука

мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.

Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева,

спереди и сзади.

Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

3. «Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с

предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.

Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут

рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По

команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-

назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют

звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания

• Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.

Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед

или назад.

Смена движений происходит по команде ведущего.

4. «Попади в мишень»

Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

Игра проводится с группой из четырех и более детей.

Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с

мячами.

Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с

мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий

издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием

рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в

цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был

неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее.

После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот,

кто быстрее всех наберет 5 баллов.

Методические указания

Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив

бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных

материалов (липкой ленты, пластыря).

Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать

уровню глаз ребенка.

5. «Догони меня»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: площадка без препятствий размером 5x5 метров, колокольчик.

Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью

колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и

убегает от ребенка, а тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь

на звук.

Методические указания

Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от

ребенка.

Можно помогать ребенку указаниями, например: «немного правее,

левее» и т.д.

6. «Горячий мяч»

Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения,

так и без зрительных нарушений.

Инвентарь: озвученный мяч.

Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга.

Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего

мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.

Методические указания

Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при

построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со

слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры

мяч нужно давать прямо в руки.

Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове

(ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти

прижаты к туловищу).

Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не

останутся двое, которые и становятся победителями.

Заключение Подвижные игры являются сильнейшим средством

всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой

ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть

почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь

ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого

ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими

детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и

врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей

следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному

ребенку, а какие нет. Вожатым и педагогам необходимо знать содержание

каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма

детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в

физическом развитии слепого ребенка.

Список литературы:

Азарян Р.Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий

физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и

слабовидящих школьников. 1989 «ВОС» – 4 экз.

А.Я.Акшонина, Васина Г.В. Как научить глухого ребенка с тяжелыми

нарушениями зрения чтению и письму по системе Брайля. 2001 Институт

специальной педагогики и психологии – 1 экз.

А.Я.Акшонина, Васина Г.В. Формирование первоначальных математических

представлений у детей со сложными сенсорными нарушениями. 2006

«Логос» – 5 экз.

А.Я.Акшонина, Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей

со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. 2008

«Логос» – 5 экз.

Антонов Н.К., Денискина В.З. Обучение плоскому письму слепых детей

младшего школьного возраста. 2007 «Логос» – 5 экз.

Бирючков М.В. Книга, несущая свет. 2014 «Логос» – 5 экз.

Быков А.Г. Система обозначений по математике, физике, химии и

астрономии. 1982 «ВОС» – 1 экз.

Графов А.П. Слепой и зрячий. 2003 «Логос» – 5 экз.

Денискина В.З. Средства обучения математике в начальных классах школ

слепых. 1991 «ВОС» – 1 экз.

Денискина В.З. Коррекционная направленность уроков математики в

начальных классах школ для детей с нарушениями зрения. Методические

рекомендации. 2002 АПКиПРО – 1 экз.



В раздел образования