Автор: Гриднев Валентин Иванович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Марксовский политехнический колледж"
Населённый пункт: Маркс
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Применение диагностического оборудования для повышения мотивации обучающихся на уроках учебной практики
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Применение диагностического оборудования для повышения
мотивации обучающихся на уроках учебной практики
Выполнил: Гриднев В.И.
Маркс-2022 г.
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основные методы проведения занятия по учебной практике 4
1.1. Мотивация обучающихся при проведении занятия по учебной практики 4
1.2. Основные этапы организации занятия по учебной практики 5
Глава 2. Методы изучения учебной мотивации на занятиях по учебной
практики……………………………………………………………………..6
Заключение………………………………..………………...…………….. 8
Литература………………………………………………………………………...8
2
Введение
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро
стоит
задача
повышения
эффективности
педагогического
процесса.
Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более
эффективным?
Каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с
интересом и желанием занимались на уроках. В этом заинтересованы и
родители студентов. Но подчас и учителям, и родителям приходится с
сожалением
констатировать:
“не
хочет
учиться”,
“мог
бы
прекрасно
заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у
студента не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению.
Следовательно, целью будет
создание условий для формирования
активной, социально-значимой личности студента, выявление и развитие его
творческих способностей, сохранение физического и психического здоровья.
Преподаватели знают, что студента нельзя успешно учить, если он
относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая
потребности
к
ним.
Поэтому
перед
педагогами
стоит
ряд
задач
по
формированию и развитию у обучающегося положительной мотивации к
учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
3
Глава 1. Основные методы проведения занятия по учебной практике
1.1. Мотивация обучающихся при проведении занятия по учебной практики
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень — высокий уровень мотивации, учебной активности. У
таких студентов есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно
выполнять все предъявляемые учебные требования. Обучающиеся четко
следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно
переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень — хорошая учебная мотивация. Обучающиеся успешно
справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является
средней нормой.
Третий уровень — положительное отношение к учебе, но учебное заведение
привлекает таких обучающихся внеучебной деятельностью. Такие студенты
достаточно благополучно чувствуют себя, чтобы общаться с друзьями, с
преподавателями. Им нравится ощущать себя студентами. Познавательные
мотивы у таких студентов сформированы в меньшей степени, и учебный
процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень — низкая учебная мотивация. Эти студенты посещают
учебу
неохотно,
предпочитают
пропускать
занятия.
На
уроках
часто
занимаются
посторонними
делами,
играми.
Испытывают
серьезные
затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебе.
Пятый уровень — негативное отношение к учебе и учебному заведению,
учебнаядезадаптация. Такие студенты испытывают серьезные трудности в
обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают
проблемы
в
общении
с
одногруппниками,
во
взаимоотношениях
с
преподавателями. Учебное заведение нередко воспринимается как враждебная
среда, пребывание в ней для них невыносимо. Студенты могут проявлять
агрессию, отказываться выполнять задания.
Как отмечают А.К. Маркова с соавторами, мотивация, определяемая
главным
образом
новой
социальной
ролью
обучающегося,
не
может
поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно
теряет свое значение. И надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по
себе, стихийно, не приходится. А.К. Маркова отмечает, что учебно —
4
познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности,
поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной
устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности педагога.
Как же пробудить у студентов желание «напиться» из источника знаний? Как
мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво
работают преподаватели, методисты, психологи. Поэтому и придумывают
различные «завлекалочки» на уроках — игры, слайды и т.д. Но все это —
внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете,
качество образования зависят от мотивации внутренней. Поэтому педагоги
должны держать проблемы мотивированности в поле внимания, и работать в
этом направлении.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать
одной из центральных проблем современных образовательных учреждений. Ее
актуальность
обусловлена
самой
учебной
деятельностью,
обновлением
содержания обучения, формированием у студентов приемов самостоятельного
приобретения
знаний,
развития
активности.
Сегодня
наиболее
острые
проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью
основной
массы
обучающихся,
следовательно,
со
снижением
базовых
показателей их обученности и воспитанности. Для разных студентов учебная
деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации — смысла
учения для студентов — значит определить меры педагогического влияния,
способы работы с этим студентами.
1.2. . Основные этапы организации занятия по учебной практики.
А.К. Маркова и соавторы отмечают, что изучение каждого раздела или
темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов:
мотивационного, операционально — познавательного и рефлексивно —
оценочного.
Мотивационный этап состоит из трех учебных действий:
1) Создание учебно — проблемной ситуации, вводящей в содержание
предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:
а) постановкой перед обучающимися задачи, которую можно решить, лишь
изучив данную тему;
б) рассказом преподавателя о теоретической и практической значимости
предлагаемой темы;
в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.
2) Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной
ситуации. Эта задача является дляобучающихся целью их деятельности на
данном уроке.
5
3) Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по
изучению данной темы. Создается установка на необходимость подготовки к
изучению материала.
Операционально — познавательный этап.
На этом этапе обучающиеся усваивают тему, овладевают учебными
действиями и операциями в связи с ее содержанием.Роль данного этапа в
создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от
того, ясна ли обучающимся необходимость данной информации, понимают
ли
они
предложенный
учебный
материал.
Существенное
влияние
на
возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном
этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса
деятельности.
Рефлексивно — оценочный результат
Связан
с
анализом
проделанного,
сопоставлением
достигнутого
с
поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать
так, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от
преодоления возникших трудностей и познания нового. Этот этап должен
служить своеобразным подкреплением учебной мотивации, что приведет к
формированию ее устойчивости.
Глава 2. Методы изучения учебной мотивации на занятиях по учебной
практике.
У многих обучающихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это
связано не с работоспособностью обучающегося или его интеллектуальными
возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной
мотивации.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того,
чтобы бороться с неуспешностью в обучении. Студенты, которые обучаются
учебных заведениях, разные не только по характеру и поведению, но и по
уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают
все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня программы требуются
напряженные усилия. И есть студенты, для которых процесс обучения
оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы,
которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.
Бесспорно то, что слабоуспевающий студент работает медленно, зачастую
неверно, нарушает учебную дисциплину, получает много замечаний и
отрицательных оценок. В результате обучающийся становится нервным, у него
появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой, что
еще больше тормозит процесс усвоения знаний. Т.о., чувство постоянной
неуспешности, приводит к потере интереса к учебе.
Основные признаки неуспешностиобучающихся:
- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета
умениях;
6
- пробелы в навыках учебно — познавательной деятельности, снижающие темп
работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть
необходимым объемом знаний, умений и навыков;
- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не
позволяющий
студенту
проявлять
самостоятельность,
настойчивость,
организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
-
студент
не
может
воспроизвести
определения
понятий,
формул,
доказательств, не понимает текста.
Причины возникновения трудностей.
Причины возникновения трудностей у
студента, проявляющейся в форме
отставания в учебе:
- слабое здоровье обучающихся;
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания);
- недостаточное развитие мотивационной сферы.
И выявление причин отставания у обучающихся — дело трудоемкое. Среди
основных способов обнаружения отставаний обучающихся можно назвать:
- наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и
неудачи;
- вопросы преподавателя или его требования сформулировать то или иное
положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе (преподаватель наблюдает за
работой обучающихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда
помогает).
Приемы деятельности педагога, которые помогут обучающимся перейти от
мотивации избегания неудач к мотивации учения:
- отмечать и поощрять малейшие удачи студента в учебной деятельности, даже
незначительные сдвиги к лучшему;
- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были
понятны студентам, постепенно воспитывать у обучающихся с трудностями в
обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его
самооценку;
-
занимательность
изложения,
эмоциональность
речи
преподавателя,
познавательные задания;
- контроль используется как средство мотивации обучающихся;
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к
учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке,
соблюдение гигиены труда;
- создание ситуации успеха;
- стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающегося.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
- обусловленные отношениями с преподавателями, другими обучающимися;
7
-
связанные
с
осознанием
студента
своих
больших
возможностей
и
способностей;
-
положительные
эмоции
от
полученных
знаний
(любознательность,
любопытство);
- от самостоятельного добывания знаний, от овладения способов добывания
знаний.
Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок
(стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:
- новизна информационного материала — стимулирующий фактор внешней
среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;
-
демонстрация
незавершенности
теоретических
знаний.
Многие
темы
позволяют
ставить
новые
проблемы;
решение
некоторых
из
них
непосредственно связано с изучаемым материалом, решение других потребует
дополнительных знаний.
Преподаватель, развивая творческие способности студентов, должен видеть
потенциальные способности в каждом студенте, внимательно реагировать на
все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе
повышается
уровень
учебной
мотивации,
формируются
навыки
самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Заключение
В своей работе я рассмотрел роль мотивации и ее формирование в учебной
деятельности.
Под мотивацией мы понимаем некое побуждение к какому-либо действию,
систему факторов, которые побуждают личность к активности. К этим
факторам мы относим стимулы, мотивы, потребности. Из этого следует то, что
мотивация
это
побуждение
к
деятельности,
которая
связанна
с
удовлетворением потребностей, желаний.
Структура мотивации: потребности, мотивы, цели. Потребностями можно
назвать источники активности человека, мотивами - причины, которые
определяют поведение человека в той или иной ситуации, цели же это то, на
что направлены потребности.
Мотивы в свою очередь можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы определяются желаниями, которые человек испытывает
без всякого рода подкрепления. Для внешних мотивов необходим некий
стимул: деньги, вещи и т.д. Следовательно, внутренние мотивы куда
долговечней и прочней, нежели внешние.
В современном учебном процессе мало кто задумывается о том, что
необходимо развивать у обучающихся внутреннюю мотивацию для того, чтобы
познание несло некую ценность для личности. Ведь обучающийся, имеющий
внешние мотивы может получать знания, но при этом внутренне не
развиваться. Это влияет и на оценки по изучаемым дисциплинам.
В заключение хочется отметить, искусство обучения всетаки заключается в
создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально
8
действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое
значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход
к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.
Литература:
1.
Маркова А.К., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения, М., 2012.
2.
Подласый И.П. Педагогика,книга2 изд.центр «Владос» 2014
3.
Крившинко Л.П. и др. Педагогика,учебник изд. «Проспект» 2013.
4.
Дмитриева
И.А.,
Кибальченко
И.А.
Педагогика
среднее
профессиональное образование. Ростов, изд. Феникс, 2014.
9