Напоминание

Применение диагностического оборудования для повышения мотивации обучающихся на уроках учебной практики


Автор: Гриднев Валентин Иванович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Марксовский политехнический колледж"
Населённый пункт: Маркс
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Применение диагностического оборудования для повышения мотивации обучающихся на уроках учебной практики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МАРКСОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Применение диагностического оборудования для повышения

мотивации обучающихся на уроках учебной практики

Выполнил: Гриднев В.И.

Маркс-2022 г.

1

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1. Основные методы проведения занятия по учебной практике 4

1.1. Мотивация обучающихся при проведении занятия по учебной практики 4

1.2. Основные этапы организации занятия по учебной практики 5

Глава 2. Методы изучения учебной мотивации на занятиях по учебной

практики……………………………………………………………………..6

Заключение………………………………..………………...…………….. 8

Литература………………………………………………………………………...8

2

Введение

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро

стоит

задача

повышения

эффективности

педагогического

процесса.

Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более

эффективным?

Каждый преподаватель хочет, чтобы его студенты хорошо учились, с

интересом и желанием занимались на уроках. В этом заинтересованы и

родители студентов. Но подчас и учителям, и родителям приходится с

сожалением

констатировать:

“не

хочет

учиться”,

“мог

бы

прекрасно

заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у

студента не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению.

Следовательно, целью будет

создание условий для формирования

активной, социально-значимой личности студента, выявление и развитие его

творческих способностей, сохранение физического и психического здоровья.

Преподаватели знают, что студента нельзя успешно учить, если он

относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая

потребности

к

ним.

Поэтому

перед

педагогами

стоит

ряд

задач

по

формированию и развитию у обучающегося положительной мотивации к

учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

3

Глава 1. Основные методы проведения занятия по учебной практике

1.1. Мотивация обучающихся при проведении занятия по учебной практики

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень — высокий уровень мотивации, учебной активности. У

таких студентов есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно

выполнять все предъявляемые учебные требования. Обучающиеся четко

следуют всем указаниям преподавателя, добросовестны и ответственны, сильно

переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень — хорошая учебная мотивация. Обучающиеся успешно

справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является

средней нормой.

Третий уровень — положительное отношение к учебе, но учебное заведение

привлекает таких обучающихся внеучебной деятельностью. Такие студенты

достаточно благополучно чувствуют себя, чтобы общаться с друзьями, с

преподавателями. Им нравится ощущать себя студентами. Познавательные

мотивы у таких студентов сформированы в меньшей степени, и учебный

процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень — низкая учебная мотивация. Эти студенты посещают

учебу

неохотно,

предпочитают

пропускать

занятия.

На

уроках

часто

занимаются

посторонними

делами,

играми.

Испытывают

серьезные

затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к учебе.

Пятый уровень — негативное отношение к учебе и учебному заведению,

учебнаядезадаптация. Такие студенты испытывают серьезные трудности в

обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают

проблемы

в

общении

с

одногруппниками,

во

взаимоотношениях

с

преподавателями. Учебное заведение нередко воспринимается как враждебная

среда, пребывание в ней для них невыносимо. Студенты могут проявлять

агрессию, отказываться выполнять задания.

Как отмечают А.К. Маркова с соавторами, мотивация, определяемая

главным

образом

новой

социальной

ролью

обучающегося,

не

может

поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно

теряет свое значение. И надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по

себе, стихийно, не приходится. А.К. Маркова отмечает, что учебно —

4

познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности,

поэтому важно как эта деятельность осуществляется.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной

устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности;

- коллективные формы учебной деятельности;

- оценка учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности педагога.

Как же пробудить у студентов желание «напиться» из источника знаний? Как

мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво

работают преподаватели, методисты, психологи. Поэтому и придумывают

различные «завлекалочки» на уроках — игры, слайды и т.д. Но все это —

внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете,

качество образования зависят от мотивации внутренней. Поэтому педагоги

должны держать проблемы мотивированности в поле внимания, и работать в

этом направлении.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать

одной из центральных проблем современных образовательных учреждений. Ее

актуальность

обусловлена

самой

учебной

деятельностью,

обновлением

содержания обучения, формированием у студентов приемов самостоятельного

приобретения

знаний,

развития

активности.

Сегодня

наиболее

острые

проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью

основной

массы

обучающихся,

следовательно,

со

снижением

базовых

показателей их обученности и воспитанности. Для разных студентов учебная

деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации — смысла

учения для студентов — значит определить меры педагогического влияния,

способы работы с этим студентами.

1.2. . Основные этапы организации занятия по учебной практики.

А.К. Маркова и соавторы отмечают, что изучение каждого раздела или

темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов:

мотивационного, операционально — познавательного и рефлексивно —

оценочного.

Мотивационный этап состоит из трех учебных действий:

1) Создание учебно — проблемной ситуации, вводящей в содержание

предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов:

а) постановкой перед обучающимися задачи, которую можно решить, лишь

изучив данную тему;

б) рассказом преподавателя о теоретической и практической значимости

предлагаемой темы;

в) рассказом о том, как решалась эта проблема в истории науки.

2) Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной

ситуации. Эта задача является дляобучающихся целью их деятельности на

данном уроке.

5

3) Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по

изучению данной темы. Создается установка на необходимость подготовки к

изучению материала.

Операционально — познавательный этап.

На этом этапе обучающиеся усваивают тему, овладевают учебными

действиями и операциями в связи с ее содержанием.Роль данного этапа в

создании и поддержании мотивации к учебной деятельности будет зависеть от

того, ясна ли обучающимся необходимость данной информации, понимают

ли

они

предложенный

учебный

материал.

Существенное

влияние

на

возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном

этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие от процесса

деятельности.

Рефлексивно — оценочный результат

Связан

с

анализом

проделанного,

сопоставлением

достигнутого

с

поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать

так, чтобы обучающиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от

преодоления возникших трудностей и познания нового. Этот этап должен

служить своеобразным подкреплением учебной мотивации, что приведет к

формированию ее устойчивости.

Глава 2. Методы изучения учебной мотивации на занятиях по учебной

практике.

У многих обучающихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это

связано не с работоспособностью обучающегося или его интеллектуальными

возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной

мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того,

чтобы бороться с неуспешностью в обучении. Студенты, которые обучаются

учебных заведениях, разные не только по характеру и поведению, но и по

уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают

все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня программы требуются

напряженные усилия. И есть студенты, для которых процесс обучения

оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы,

которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий студент работает медленно, зачастую

неверно, нарушает учебную дисциплину, получает много замечаний и

отрицательных оценок. В результате обучающийся становится нервным, у него

появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой отметкой, что

еще больше тормозит процесс усвоения знаний. Т.о., чувство постоянной

неуспешности, приводит к потере интереса к учебе.

Основные признаки неуспешностиобучающихся:

- пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета

умениях;

6

- пробелы в навыках учебно — познавательной деятельности, снижающие темп

работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть

необходимым объемом знаний, умений и навыков;

- недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не

позволяющий

студенту

проявлять

самостоятельность,

настойчивость,

организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

-

студент

не

может

воспроизвести

определения

понятий,

формул,

доказательств, не понимает текста.

Причины возникновения трудностей.

Причины возникновения трудностей у

студента, проявляющейся в форме

отставания в учебе:

- слабое здоровье обучающихся;

- несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания);

- недостаточное развитие мотивационной сферы.

И выявление причин отставания у обучающихся — дело трудоемкое. Среди

основных способов обнаружения отставаний обучающихся можно назвать:

- наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и

неудачи;

- вопросы преподавателя или его требования сформулировать то или иное

положение;

- обучающие самостоятельные работы в классе (преподаватель наблюдает за

работой обучающихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда

помогает).

Приемы деятельности педагога, которые помогут обучающимся перейти от

мотивации избегания неудач к мотивации учения:

- отмечать и поощрять малейшие удачи студента в учебной деятельности, даже

незначительные сдвиги к лучшему;

- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были

понятны студентам, постепенно воспитывать у обучающихся с трудностями в

обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его

самооценку;

-

занимательность

изложения,

эмоциональность

речи

преподавателя,

познавательные задания;

- контроль используется как средство мотивации обучающихся;

- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к

учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке,

соблюдение гигиены труда;

- создание ситуации успеха;

- стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающегося.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:

- связанные со школой в целом, пребыванием в ней;

- обусловленные отношениями с преподавателями, другими обучающимися;

7

-

связанные

с

осознанием

студента

своих

больших

возможностей

и

способностей;

-

положительные

эмоции

от

полученных

знаний

(любознательность,

любопытство);

- от самостоятельного добывания знаний, от овладения способов добывания

знаний.

Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок

(стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

- новизна информационного материала — стимулирующий фактор внешней

среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

-

демонстрация

незавершенности

теоретических

знаний.

Многие

темы

позволяют

ставить

новые

проблемы;

решение

некоторых

из

них

непосредственно связано с изучаемым материалом, решение других потребует

дополнительных знаний.

Преподаватель, развивая творческие способности студентов, должен видеть

потенциальные способности в каждом студенте, внимательно реагировать на

все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе

повышается

уровень

учебной

мотивации,

формируются

навыки

самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Заключение

В своей работе я рассмотрел роль мотивации и ее формирование в учебной

деятельности.

Под мотивацией мы понимаем некое побуждение к какому-либо действию,

систему факторов, которые побуждают личность к активности. К этим

факторам мы относим стимулы, мотивы, потребности. Из этого следует то, что

мотивация

это

побуждение

к

деятельности,

которая

связанна

с

удовлетворением потребностей, желаний.

Структура мотивации: потребности, мотивы, цели. Потребностями можно

назвать источники активности человека, мотивами - причины, которые

определяют поведение человека в той или иной ситуации, цели же это то, на

что направлены потребности.

Мотивы в свою очередь можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы определяются желаниями, которые человек испытывает

без всякого рода подкрепления. Для внешних мотивов необходим некий

стимул: деньги, вещи и т.д. Следовательно, внутренние мотивы куда

долговечней и прочней, нежели внешние.

В современном учебном процессе мало кто задумывается о том, что

необходимо развивать у обучающихся внутреннюю мотивацию для того, чтобы

познание несло некую ценность для личности. Ведь обучающийся, имеющий

внешние мотивы может получать знания, но при этом внутренне не

развиваться. Это влияет и на оценки по изучаемым дисциплинам.

В заключение хочется отметить, искусство обучения всетаки заключается в

создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально

8

действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое

значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход

к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Литература:

1.

Маркова А.К., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения, М., 2012.

2.

Подласый И.П. Педагогика,книга2 изд.центр «Владос» 2014

3.

Крившинко Л.П. и др. Педагогика,учебник изд. «Проспект» 2013.

4.

Дмитриева

И.А.,

Кибальченко

И.А.

Педагогика

среднее

профессиональное образование. Ростов, изд. Феникс, 2014.

9



В раздел образования