Напоминание

«Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке»


Автор: Ушакова Наталия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия 4"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: статья
Тема: «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке»

статья

учителя русского языка и литературы

Ушаковой Наталии Александровны

«Идеальное управление – когда управления нет,

а его функции выполняются.

Каждый знает, что ему делать.

И каждый делает, потому что хочет этого сам»

А. Гин

Гин Анатолий Александрович Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория

решения изобретательских задач), руководитель международной

Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель»

Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на

уроке является одной из ключевых при организации образовательного

процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как

работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить

нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему

легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что

и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить

учащихся читать, писать и усваивать сумму разнообразных знаний по

различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная

школа.

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном

процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но

значительно

более

сложные.

Одним

из

условий

формирования

самоопределяющейся личности является существование образовательного

пространства,

дающего

возможность

каждому

обучающемуся

систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить

такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном

участии своих учеников.

Важно не просто накормить голодного рыбой, главное - научить его

ловить её. Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если

научите ловить, то накормите на всю жизнь.

Познавательная деятельность - это сознательная организация и

самоорганизация познания явлений действительности.

Активизация познавательной деятельности - такая организация

познавательного процесса, при которой учебный материал становится

предметом активных мыслительных и практических действий каждого

обучаемого.

Управлять познавательным процессом - ставить вполне достижимую

цель перед процессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный

материал, методы преподавания и учения, регулировать и координировать

учебную деятельность, контролировать её, вести учёт знаний.

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке - один

из важнейших факторов успешности учения. Управление необходимо на

любом этапе урока. Его основа - системное проектирование познавательной

деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную

деятельность.

Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих

складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

· целеполаганием учащихся;

· мотивацией их деятельности;

· формированием умений учащихся;

· созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;

· созданием проблемных ситуаций;

· комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно

находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Рассмотрим условия эффективности обучения школьников в современных

условиях.

-применение методов организации активной деятельности;

- дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности;

- привлечение внимания обучающихся к целям обучения, содержанию

знаний, процессу учебной работы и ее результатам;

- мотивационная направленность обучения;

- контакт между учителем и учеником;

- показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь их

знаний с жизненным опытом, интересами, запросами;

- осуществление межпредметных связей в обучении.

Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что

мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными

внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.

Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление

или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать

предметом рассуждения.

Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой

для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса.

А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и

росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития

познавательного

интереса

школьников

для

современного

построения

учебного процесса.

Современные инновационные технологии обучения ориентированы не

на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и

познавательных процессов посредством специально созданных учебных и

познавательных ситуаций.

Управление познавательной деятельности учащихся не может быть

осуществлено

вне

форм

организации

познавательной

деятельности

учащихся.

Формы познавательной деятельности учащихся.

1. Индивидуально – обособленная форма. Она имеет место в том случае,

когда

содержание

учебного

материала

вполне

доступно

для

самостоятельного изучения

школьников. Познавательная задача в этом

случае

не

выступает

перед

классом

как

общая

и

решается

индивидуальными

усилиями

каждого

ученика

самостоятельно,

без

непосредственного

его

общения

с

другими

учащимися.

Успех

ее

определяется

правильным

подбором

дифференцированных

заданий

и

систематическим контролем учителя за их выполнением. Эта форма учит

индивидуальному

труду,

способствует

воспитанию

самостоятельности

учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

2.

Фронтальная форма познавательной деятельности.

Она предполагает

выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими

общей познавательной задачи. Для того, чтобы эта форма была более

эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на

уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой

цели. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание

учеников

и

их

интерес

к

предстоящему

восприятию

знаний.

Этой

дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и

проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную

ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также

объяснительно - иллюстративное изложение, но при условии организации

взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом

класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния. Для фронтальной

работы обязательным является общая оценка ее результатов.

3. Групповая форма организации познавательной деятельности. Групповая

форма познавательной деятельности является организация таких учебных

занятий

при

которых

единая

познавательная

задача

ставится

перед

определенной

группой

школьников.

Величина

группы

различна,

в

зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6

человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно

обеспечить активную работу всех членов группы. Успех осуществления этой

формы познавательной

деятельности,

в

первую очередь,

зависит от

тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание

каждой группе.

4.

Коллективная

форма

познавательной

деятельности.

Эта

форма

познавательной деятельности основывается на равенстве объективных

условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является

общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и

личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и

лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, - писал Я.А. Коменский,

- спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила

дают возможность ученику побеждать учителя.

Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать

товарищам или всякому желающему слушать».

Рычагом формирования и развития познавательных потребностей у

ребенка выступает интерес. На развитие познавательного интерес учащихся в

учебной деятельности оказывает влияние содержания, организация учебного

процесса, средства обучения, полученные результаты, характер общения

учителя с учениками и отношения между учащимися.

При

развитии

познавательных

мотивов

использую

следующие

педагогические приемы стимуляции интересов учащихся.

Первая группа связана с содержанием учебного материала, а) показ

новизны

содержания,

подбор

ярких

фактов,

интересных

сведений,

привлечение различных источников информации.

Вторая группа связана с побуждающей функцией: установка с первого

занятия

на

активное

познание,

постановка

проблемных

вопросов,

стимулирование «открытых вопросов» учащихся; эвристические методы

обучения, учебные дискуссии, метод «мозгового штурма», занимательность и

многообразие форм организации занятий; преодоление познавательных

затруднений, учебная работа, позволяющая открыть себя раскрыть свои

способности, проявить свою смекалку, своевременное чередование видов

деятельности,

перевод

учащихся

от

репродуктивной

к

творческой

деятельности, высокая степень самостоятельности на уроке.

Использую на уроках наглядные пособия, технические средства,

сигнальные карточки. Стараюсь создать ситуацию успеха, совместно

преодолеваем познавательные затруднения. Формирование познавательной

деятельности невозможно без преодоления определенных трудностей. Это

требует приложения волевых усилий. Выработка силы воли состоит в

приобретении способности управлять своим умом, вырабатывать привычку

прилагать усилия. Чем сильнее мотивация, тем меньше требуется усилий на

поддержание деятельности в соответствии с целью. Стараюсь вести работу с

детьми и в этом направлении.

Управлять своею деятельностью можно, используя самоободрение,

само-убеждение. Если семья заинтересована в результатах труда своего

ребенка, то провожу работу и с семьей.

В формировании действий познания отдаю предпочтение поэтапному

формированию умственных действий.

Сначала стремлюсь к тому, чтобы учащиеся знали способ (прием), т. е.

могли бы рассказать своими словами, из каких действий он состоит, и умели

бы выполнять умственную деятельность этим способом: могу дать в готовом

виде или подвожу к пониманию и самостоятельному «введению» приема.

На втором этапе переношу прием в новые условия. Применять

усвоенные приемы познания могут способствовать проблемные задания,

развивающие кружковые занятия, библиотечно-библиографические уроки,

обзоры новой литературы, познавательные игры, викторины, олимпиады,

турниры смекалистых, конкурсы, сочинений. Очень нравится инсценировать

отдельные отрывки из изучаемых произведений.

Стараюсь поощрять тех учащихся, которые умеют защитить свое

мнение, кто приводит в его защиту аргументы, доказательства, используют

приобретенные знания, задают вопросы учителю, выясняют непонятное,

углубляются с их помощью в процессе познания, делятся своими знаниями с

другими,

выполняют

задания

-

максимум,

рассчитанные

на

чтение

дополнительной

литературы

-

все

это

говорит

об

активизации

познавательной деятельности учащихся.

В школьной практике я использую различные виды самостоятельной

работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы,

проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у

учащихся

внимания,

воображения.

Приведу

примеры

некоторых

самостоятельных заданий.

1. Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое

сочинение о труде, которое можно было бы поместить в школьной газете.

2. Найти и выписать пословицы, в которых говорится о любви к

Родине. В первый столбик сначала выписать пословицы со сравнительной

степенью имен прилагательных, а во второй - со сравнительной степенью

наречий. Выделить в сравнительной степени суффиксы.

3. Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений,

добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно

описать основное действие.

4. Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и

подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя

примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую

часть речи).

5. В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в

публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема

свободная).

6.

Послушать

любимое

музыкальное

произведение

(желательно

классическое).

Определить,

какие

чувства,

мысли,

настроение

оно

пробуждает? Слушая музыку, представить какие-либо картины. Написать

вариант сочинения на тему: «Слушая...» Желательно использовать словари:

«Словарь эпитетов», «Словарь синонимов».

7. В русском языке более 140 фразеологических сравнений. Составить

небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические

обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю,

узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.

8. Объяснить одноклассникам, как составлять киносценарий на основе

текста художественного произведения (если затрудняетесь, обратитесь к

учебнику «Русская речь, 8-9», автор Е. И. Никитина, стр. 73-74), записать

советы в форме памятки. А затем сравнить ее с памяткой на стр. 190.

9. Найти в 4 и 5 главах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» такие

сложные бессоюзные предложения, сравнительная часть которых начинается

словом «гак». Записать их.

Для проверки усвоения знаний учащихся использую такие формы

контроля: самоконтроль, текущий контроль, рубежный и заключительный,

тесты. Веду учет знаний учащихся.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства

обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям

каждого ребёнка.

Индивидуальная форма особенно удачна во время самостоятельного

выполнения письменных упражнений (работа по вариантам, по рядам),

выполнение уровневых заданий, работа с учебным материалом (например:

найти ответы на поставленные вопросы) или самостоятельно изучить

теоретический материал

Познавательная задача в этом случае решается индивидуальными

усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного общения

с другими обучающимися. Успех ее определяется правильными подбором

дифференцированных заданий и систематическим контролем за их

выполнением. Положительно то, что эта форма учит индивидуальному труду

и самостоятельной работе, служит подготовкой для занятий

самообразованием, но в то же время она не способствует развитию

коллективизма в обучении. Организация индивидуально – обособленной

формы требует больших расходов времени и усилий учителя.

Технология развития критического мышления.

Развивая способность к критическому мышлению можно добиться

улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой

технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова,

осмысления, рефлексии. Методы и приёмы технологии развития

критического мышления формируют самостоятельность мышления.

Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство

обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.

Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет

использовать наглядность еще более качественно и эффективно:

иллюстрирует текст, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий

учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия

на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке

домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести

индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные

минуты урока.

Групповая работа - это уникальная форма организации обучения.

У нее много положительных сторон:

способствует реализации воспитательных целей, приучая к

ответственности, взаимопомощи;

повышает производительность труда учащихся, развивает

познавательную активность, самостоятельность; расширяет межличностные

отношения детей.

Групповую форму работы использую как при изучении нового

материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав

групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы

использую памятки «Правила работы в группе»

Например, класс делится на группы. Каждая из групп самостоятельно

изучает часть нового материала и готовит сообщение всему классу.Детям

предлагаются инструкции:

Групповая

форма

порождает

взаимную

ответственность,

внимательность, формирует интерес к работе товарища.

Технология использования игровых методов.

Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю,

необходимо применение дидактических игр. Игр имеется достаточное

количество, только остается правильно и уместно их применять на уроке.

Благодаря использованию этих технологий, дети лучше усваиваю учебный

материал, повышается интерес к предмету.

Во время учебного процесса я применяю различные формы, методы и

средства обучения для повышения активности мыслительной деятельности

обучающихся. И она реализуется посредством применения на уроках

различных технологий.

Управление познавательной деятельности не может быть осуществлено

вне форм организации познавательной деятельности обучающихся. Под

формой организации познавательной деятельности следует понимать «…

целенаправленно

формируемый

характер

общения

в

процессе

взаимодействия

учителя

и

учащихся,

отличающихся

спецификой

распределения учебно- познавательных функций, последовательностью и

выбором звеньев учебной работы».

На моих уроках

в основном

преобладает фронтальная форма

познавательной деятельности. В самом начале – контакт с классом,

привлечение внимания учеников, фронтальный опрос (проверка домашнего

задания),

затем

создание

проблемной

ситуации.

Во

время

работы

происходит общение со всеми обучающимися класса: рассказ, объяснение,

вовлечение учеников в обсуждение проблем. Все, что необходимо знать и

уметь одному ученику, показывается одновременно для всех. Каждый

ученик «потребляет» информацию, передаваемую на уроке и стремится ее

усвоить. Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий

каждого.

Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с

обучающимися позволяет выбирать правильные управленческие решения,

которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и

повышению качества образования школьников.

Существенные изменения, которые вносятся в содержание школьного

образования, требуют всемерного совершенствования процесса обучения.

«Человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит, а

ветряную мельницу» - Стивен Кинг.

Памятка для учителей

Приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и

сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны - включение в содержание учебного материала

интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса

благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и

явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения

материала

в

связи

с

его

биологической,

народнохозяйственной

и

эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения

изучаемого материала.

а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью

наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет

развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных

наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач

должны сформулировать вывод.

3)

Приемы

активизации

познавательной

деятельности

на

этапе

воспроизведения полученных знаний.

прием

натурализации

-

выполнение

заданий

с

использованием

натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на

уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на

уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-

консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе

слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а

сильным - простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

4) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При

этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более

активных.



В раздел образования