Автор: Балясова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №21"
Населённый пункт: Октябрьского района города Саратова
Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: Проект "Занимательная математика" средняя группа
Раздел: дошкольное образование
Проект
средняя группа
"Занимательная математика"
Воспитатель:
Балясова Е.В.
2021 уч.год – февраль (08.02.21-19.02.21 г.)
Название проекта
: «Занимательная математика»
Цель проекта:
Способствовать
созданию
педагогических
условий
для
развития
любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через
занимательный развивающий материал. Формировать у детей логические
приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать
причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие
умозаключения на основе причинно-следственной связи.
С целью усвоения математических знаний рассмотреть организацию специальных
занятий для детей, испытывающих трудности в обучении.
Актуальность:
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие
ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из
показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень
развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика
занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но
особенно чётко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный
характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать,
делая определённые выводы, недостаточное владение математической памятью создают
особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным
разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп
продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и
дальнейшего
восприятия
математической
информации.
Для
более
эффективного
внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в
детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом
возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает,
это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в
памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений,
ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять
и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в
игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу
скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его
познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности
математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения
математике в начальной школе.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Занимательная
математика" по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически
мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно
выражать свои мысли вслух.
Гипотеза:
Использование специально-подобранных дидактических игр способствует развитию
элементарных математических представлений у детей, испытывающих трудности в
обучении.
Задачи:
- развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной
интеллектуальной деятельности;
- формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и
математические представления;
- развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий
по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- развивать коммуникативные способности детей.
- развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального
усилия.
С помощью родителей воспитанников изготовить математические дидактические игры и
пособия, соответствующие возрасту и интересам детей, и использовать их в учебно-
педагогическом процессе;
Ожидаемые результаты:
1. Использование дидактических игр способствует развитию логического мышления у
дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
2.Усвоение знаний в школе для этих детей будет не механическим, а осмысленным.
3. Дошкольники полюбят математику.
4. Математический уголок пополнится новыми самодельными математическими
дидактическими играми и пособиями;
5. Умения детей использовать графические средства, логические умения в занимательной
математике.
6. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных
умений, цветовосприятия и зрительной координации.
7. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого
воображения, гибкости мышления, умение доказывать правильность суждений.
8. Родители проявят интерес к данной теме, примут активное участие в изготовлении
самодельных математических дидактических игр.
Перспективы проекта:
Дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в
качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.
Вид проекта:
1. По количеству участников: групповой.
2. По направленности: предметный (математическое развитие).
3. По приоритету метода: познавательный (создание комплекса упражнений)
4. По контингенту участников: одной возрастной группы (4-5 лет).
5. По продолжительности: краткосрочный
Сроки реализации проекта: февраль (08-19.02.21г) 2021г
Участники проекта:
Воспитатели средней группы
Дети средней группы.
Родители воспитанников
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный
Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;
Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;
Выявление уровня формирования математических знаний у детей.
Разработка плана работы над проектом.
Создание соответствующей развивающей среды.
2 этап – Практический
Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:
Цикл занятий с использованием математических, дидактических игр;
Цикл вечеров совместной деятельности с детьми «Поиграем?»
Выставка самодельных математических, дидактических игр «Делай с нами! Делай,
как мы!! Делай лучше нас!!!»
Наглядная информация «Занимательные игры по математике».
Консультация - практикум для родителей «Как играть с ребенком в математические
игры и их роль в умственном развитии детей»;
Организация выставки работ родителей «Вот как мы умеем!» на тему самодельные
настольные математические, дидактические игры.
3 этап – Заключительный
Проведение итогового занятия «Путешествие в страну Математика»;
Выставка групповых дидактических игр и пособий с учетом возрастных и
обучающих задач;
;
Презентация проекта «Занимательная математика»
Итог:
В конце проекта дети с удовольствием принимают участие в дидактических играх,
и с большим интересом и успехом играют в них, самостоятельно занимаются с
дидактическими пособиями и настольными играми на развитие логического
мышления;
Родители познакомились с различными дидактическими играми на развитие
математических представлений и способами подачи игр детям;
Математический уголок в группе пополнился новыми самодельными настольными
дидактическими играми и пособиями на развитие математических представлений у
детей.
У детей развился интерес к математическим знаниям, дети научились логически
мыслить и доказывать правильность своих суждений.
У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности
Использованная литература:
1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.
3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. -
М. : Просвещение, 1991) .
4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках,
народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.
5. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. :
Просвещение, 1985
6. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и
технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»//
СПб, 2008, стр. 392.
7. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование
игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л.
: 1990г. стр. 47-62.
8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.-М. :Учпедиз, 1954г. стр.
651 -652.
9. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-
99.
10. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В.
Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157
11. Словарь литературных терминов /Под ред. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. :
Просвещение, 1974.
12. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. :
Просвещение, 1985.
13. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д.
Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.
14. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА
Москва 2008.
15. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.
16. «Конспекты занятий по математике», Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева, АЙРИС ПРЕСС
Москва 2008.
17. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, В. В. Данилова, М. :
Просвещение, 1987.
18. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада, Т. И. Ерофеева, Л. Н.
Павлова, В. П. Новикова, М. : Просвещение, 1992.
Приложение
Реализуемые мероприятия
1. Дидактические игры:
«Один-много», «Лево-право», «Какой цифры не стало», «Федорка», «Что изменилось»,
«Рики-тики», «Катится-не катится», «Самолеты», «Когда это бывает», «Мы художники».
Игры со счетными палочками:
«Сделай фигуру», «Читаем и считаем», «Счетная мозаика», «Сделай как на рисунке».
2. Подвижные игры:
«Найди свой домик», «Что мы делали - покажем», «Правильный счет», «Куда пойдешь и
что найдешь».
3. Лепка фигур и цифр из пластилина.
4. Логические задачи в стихах.
5. Потешки, загадки, физкультминутки, крылатые выражения, ребусы.
(смотреть приложение).
6. Чтение математических сказок: «Сказка первая, в которой солнышко сравнивает
круг и квадрат», «Сказка вторая, в которой квадрат помогает выбраться другу из
оврага».
7. Занимательные задания на печатной основе.
8. Математический КВН.
9. Занятие «В гостях у сказки - в поисках братца Иванушки».
10.Математические занятия «В гости к зайчонку», «Мишки на ступеньках»,
«Волшебные цветы».
Работа с родителями.
1. Помощь в изготовлении математической игры «Танграм», «Колумбово яйцо».
2. Родительское собрание «Занимательная математика».
3. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».
4. Консультации: «Математика - это интересно», «Математика дома», «Компьютерные
игры» (для одаренных детей), «Играем вместе с детьми», «Математические игры по
дороге домой», «Что такое математика? ».
План реализации проекта
Образовательные
области
Виды деятельности
Дата проведения
Работа с детьми
Художественно-
эстетическое
развитие.
Познавательное
развитие,
Коммуникативное
развитие.
Дидактические игры «Один-
много», «Какой цифры не стало».
Подвижная игра «Найди свой
домик»
Чтение математических потешек.
08.02. – 19.02.2021г.
Познавательное
развитие.
Физическое
развитие.
Речевое развитие
Рассматривание
иллюстраций,
альбомов «Времена года» , «День
и ночь-сутки прочь»
Знакомство с физкультминуткой.
Подвижная игра «Куда пойдешь и
что найдешь».
08.02. – 19.02.2021г.
Познавательное и
коммуникативное
развитие.
Дидактические игры:
«Лево-право»
«Федорка »
«Что изменилось».
Создание уголка « Город
математики».
08.02. – 19.02.2021г.
Художественно-
эстетическое
развитие
Познавательное
развитие,
Коммуникативное
развитие.
Речевое развитие.
Развлечение «В гости к зайчонку»
Загадывание загадок по
математике.
Дид игра «Когда это бывает».
17.02.2021г.
,
Познавательное
развитие
Физическое
развитие..
Занимательные
задания
на
печатной основе.
Дидактическая игра «Катится-не
катится».
Подвижная игра «Что мы делали-
покажем»
08.02.-19.02.2021г.
Художественно-
эстетическо
развитие.
Речевое развитие.
Рисование и лепка цифр по
образцу- пластилин и соленое
тесто
Знакомство с крылатыми
выражениями и ребусами.
08.02.-19.02.2021г.
Познавательное
развитие.
Физическое
развитие
Математический КВН.
Игры со счетными палочками.
Подвижная игра «Павильный
счет».
16.02.2021г.
Речевое развитие.
Коммуникативное
развитие.
Чтение математических сказок
«Сказка первая, в которой
солнышко сравнивает круг с
квадратом». «Сказка вторая, в
которой квадрат помогает
выбраться другу из оврага».
10-11.09.2021г.
Работа с родителями
Наглядная
агитация
Консультации: «Математика
-
это
интересно»,
«Математика
дома»,
«Компьютерные игры» (для
одаренных детей), «Играем
вместе
с
детьми»,
«Математические
игры
по
дороге домой», «Что такое
математика? ».
01.02.2021г.
Совместная
деятельность
родителей и
педагога
Помощь
в
изготовлении
математической
игры
«Танграм»,
«Колумбово
яйцо».
01.02-18.02.2021г.
Совместная деятельность родителей и детей
Выставка
Картотека занимательных игр
«Это можно взять с собой».
09.02.-19.02.2021г.