Напоминание

Проект "Занимательная математика" средняя группа


Автор: Балясова Екатерина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №21"
Населённый пункт: Октябрьского района города Саратова
Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: Проект "Занимательная математика" средняя группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

средняя группа

"Занимательная математика"

Воспитатель:

Балясова Е.В.

2021 уч.год – февраль (08.02.21-19.02.21 г.)

Название проекта

: «Занимательная математика»

Цель проекта:

Способствовать

созданию

педагогических

условий

для

развития

любознательности у детей среднего возраста, познавательной активности через

занимательный развивающий материал. Формировать у детей логические

приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать

причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие

умозаключения на основе причинно-следственной связи.

С целью усвоения математических знаний рассмотреть организацию специальных

занятий для детей, испытывающих трудности в обучении.

Актуальность:

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие

ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из

показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень

развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика

занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но

особенно чётко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный

характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать,

делая определённые выводы, недостаточное владение математической памятью создают

особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным

разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп

продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и

дальнейшего

восприятия

математической

информации.

Для

более

эффективного

внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в

детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом

возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает,

это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в

памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений,

ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять

и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в

игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу

скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его

познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности

математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения

математике в начальной школе.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Занимательная

математика" по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически

мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно

выражать свои мысли вслух.

Гипотеза:

Использование специально-подобранных дидактических игр способствует развитию

элементарных математических представлений у детей, испытывающих трудности в

обучении.

Задачи:

- развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной

интеллектуальной деятельности;

- формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и

математические представления;

- развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий

по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

- развивать коммуникативные способности детей.

- развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального

усилия.

С помощью родителей воспитанников изготовить математические дидактические игры и

пособия, соответствующие возрасту и интересам детей, и использовать их в учебно-

педагогическом процессе;

Ожидаемые результаты:

1. Использование дидактических игр способствует развитию логического мышления у

дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

2.Усвоение знаний в школе для этих детей будет не механическим, а осмысленным.

3. Дошкольники полюбят математику.

4. Математический уголок пополнится новыми самодельными математическими

дидактическими играми и пособиями;

5. Умения детей использовать графические средства, логические умения в занимательной

математике.

6. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных

умений, цветовосприятия и зрительной координации.

7. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого

воображения, гибкости мышления, умение доказывать правильность суждений.

8. Родители проявят интерес к данной теме, примут активное участие в изготовлении

самодельных математических дидактических игр.

Перспективы проекта:

Дальнейшее применение на практике дидактических игр существенно поможет в

качественном обучении дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Вид проекта:

1. По количеству участников: групповой.

2. По направленности: предметный (математическое развитие).

3. По приоритету метода: познавательный (создание комплекса упражнений)

4. По контингенту участников: одной возрастной группы (4-5 лет).

5. По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта: февраль (08-19.02.21г) 2021г

Участники проекта:

Воспитатели средней группы

Дети средней группы.

Родители воспитанников

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;

Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;

Выявление уровня формирования математических знаний у детей.

Разработка плана работы над проектом.

Создание соответствующей развивающей среды.

2 этап – Практический

Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:

Цикл занятий с использованием математических, дидактических игр;

Цикл вечеров совместной деятельности с детьми «Поиграем?»

Выставка самодельных математических, дидактических игр «Делай с нами! Делай,

как мы!! Делай лучше нас!!!»

Наглядная информация «Занимательные игры по математике».

Консультация - практикум для родителей «Как играть с ребенком в математические

игры и их роль в умственном развитии детей»;

Организация выставки работ родителей «Вот как мы умеем!» на тему самодельные

настольные математические, дидактические игры.

3 этап – Заключительный

Проведение итогового занятия «Путешествие в страну Математика»;

Выставка групповых дидактических игр и пособий с учетом возрастных и

обучающих задач;

;

Презентация проекта «Занимательная математика»

Итог:

В конце проекта дети с удовольствием принимают участие в дидактических играх,

и с большим интересом и успехом играют в них, самостоятельно занимаются с

дидактическими пособиями и настольными играми на развитие логического

мышления;

Родители познакомились с различными дидактическими играми на развитие

математических представлений и способами подачи игр детям;

Математический уголок в группе пополнился новыми самодельными настольными

дидактическими играми и пособиями на развитие математических представлений у

детей.

У детей развился интерес к математическим знаниям, дети научились логически

мыслить и доказывать правильность своих суждений.

У детей появилась потребность в систематической мыслительной деятельности

Использованная литература:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.

3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. -

М. : Просвещение, 1991) .

4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках,

народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.

5. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. :

Просвещение, 1985

6. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и

технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»//

СПб, 2008, стр. 392.

7. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование

игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л.

: 1990г. стр. 47-62.

8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.-М. :Учпедиз, 1954г. стр.

651 -652.

9. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-

99.

10. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В.

Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157

11. Словарь литературных терминов /Под ред. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. :

Просвещение, 1974.

12. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. :

Просвещение, 1985.

13. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д.

Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.

14. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА

Москва 2008.

15. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.

16. «Конспекты занятий по математике», Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева, АЙРИС ПРЕСС

Москва 2008.

17. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, В. В. Данилова, М. :

Просвещение, 1987.

18. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада, Т. И. Ерофеева, Л. Н.

Павлова, В. П. Новикова, М. : Просвещение, 1992.

Приложение

Реализуемые мероприятия

1. Дидактические игры:

«Один-много», «Лево-право», «Какой цифры не стало», «Федорка», «Что изменилось»,

«Рики-тики», «Катится-не катится», «Самолеты», «Когда это бывает», «Мы художники».

Игры со счетными палочками:

«Сделай фигуру», «Читаем и считаем», «Счетная мозаика», «Сделай как на рисунке».

2. Подвижные игры:

«Найди свой домик», «Что мы делали - покажем», «Правильный счет», «Куда пойдешь и

что найдешь».

3. Лепка фигур и цифр из пластилина.

4. Логические задачи в стихах.

5. Потешки, загадки, физкультминутки, крылатые выражения, ребусы.

(смотреть приложение).

6. Чтение математических сказок: «Сказка первая, в которой солнышко сравнивает

круг и квадрат», «Сказка вторая, в которой квадрат помогает выбраться другу из

оврага».

7. Занимательные задания на печатной основе.

8. Математический КВН.

9. Занятие «В гостях у сказки - в поисках братца Иванушки».

10.Математические занятия «В гости к зайчонку», «Мишки на ступеньках»,

«Волшебные цветы».

Работа с родителями.

1. Помощь в изготовлении математической игры «Танграм», «Колумбово яйцо».

2. Родительское собрание «Занимательная математика».

3. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».

4. Консультации: «Математика - это интересно», «Математика дома», «Компьютерные

игры» (для одаренных детей), «Играем вместе с детьми», «Математические игры по

дороге домой», «Что такое математика? ».

План реализации проекта

Образовательные

области

Виды деятельности

Дата проведения

Работа с детьми

Художественно-

эстетическое

развитие.

Познавательное

развитие,

Коммуникативное

развитие.

Дидактические игры «Один-

много», «Какой цифры не стало».

Подвижная игра «Найди свой

домик»

Чтение математических потешек.

08.02. – 19.02.2021г.

Познавательное

развитие.

Физическое

развитие.

Речевое развитие

Рассматривание

иллюстраций,

альбомов «Времена года» , «День

и ночь-сутки прочь»

Знакомство с физкультминуткой.

Подвижная игра «Куда пойдешь и

что найдешь».

08.02. – 19.02.2021г.

Познавательное и

коммуникативное

развитие.

Дидактические игры:

«Лево-право»

«Федорка »

«Что изменилось».

Создание уголка « Город

математики».

08.02. – 19.02.2021г.

Художественно-

эстетическое

развитие

Познавательное

развитие,

Коммуникативное

развитие.

Речевое развитие.

Развлечение «В гости к зайчонку»

Загадывание загадок по

математике.

Дид игра «Когда это бывает».

17.02.2021г.

,

Познавательное

развитие

Физическое

развитие..

Занимательные

задания

на

печатной основе.

Дидактическая игра «Катится-не

катится».

Подвижная игра «Что мы делали-

покажем»

08.02.-19.02.2021г.

Художественно-

эстетическо

развитие.

Речевое развитие.

Рисование и лепка цифр по

образцу- пластилин и соленое

тесто

Знакомство с крылатыми

выражениями и ребусами.

08.02.-19.02.2021г.

Познавательное

развитие.

Физическое

развитие

Математический КВН.

Игры со счетными палочками.

Подвижная игра «Павильный

счет».

16.02.2021г.

Речевое развитие.

Коммуникативное

развитие.

Чтение математических сказок

«Сказка первая, в которой

солнышко сравнивает круг с

квадратом». «Сказка вторая, в

которой квадрат помогает

выбраться другу из оврага».

10-11.09.2021г.

Работа с родителями

Наглядная

агитация

Консультации: «Математика

-

это

интересно»,

«Математика

дома»,

«Компьютерные игры» (для

одаренных детей), «Играем

вместе

с

детьми»,

«Математические

игры

по

дороге домой», «Что такое

математика? ».

01.02.2021г.

Совместная

деятельность

родителей и

педагога

Помощь

в

изготовлении

математической

игры

«Танграм»,

«Колумбово

яйцо».

01.02-18.02.2021г.

Совместная деятельность родителей и детей

Выставка

Картотека занимательных игр

«Это можно взять с собой».

09.02.-19.02.2021г.



В раздел образования