Напоминание

"Формирование активной гражданской позиции молодежи в условиях студенческого самоуправления"


Автор: Дьякова Валентина Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование активной гражданской позиции молодежи в условиях студенческого самоуправления"
Раздел: высшее образование





Назад




Дьякова Валентина Сергеевна

Федеральное

государственное

автономное

образовательное

учреждение

высшего

образования

«Крымский

федеральный

университет имени В. И. Вернадского» ( Крымский федеральный

университет им. В.И. Вернадского, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.

Вернадского»)

Студентка

г. Ялта

"Формирование активной гражданской позиции молодежи в

условиях студенческого самоуправления"

С изменением политической ситуации в России особую актуальность

приобретает проблема становления гражданской позиции. Довольно часто

молодежь (студенты, недавние выпускники школ) не чувствуют себя частью

общества, не знают, что такое гражданский долг, идея и т.д. В следствии

этого, во многих случаях, молодежь оказывается социально пассивными либо

недостаточно активными членами российского общества. В современном

российском

обществе

значительно

изменилось

отношение

к

таким

ценностям, как Отечество, долг, патриотизм, честь. В связи с этим ведется

интенсивный поиск новых подходов к формированию гражданской позиции

молодежи.

Развитие

современного

государства

требуют

формирования

и

внедрения

соответствующей

Концепции

национального

воспитания

студенческой молодежи, которая должна стать составляющей частью

системы национального воспитания гражданина РФ.

Роль государства в воспитании гражданской позиции заключается в

координации усилий всех институтов общества, обеспечении единства и

приоритета общегосударственных и национальных интересов.

Ответом на вызовы современного мира должно стать национальное

воспитание студенческой молодежи, которая будет формировать ядро

российской интеллигенции на основе национальной идеи. Национальная идея

объединяет и консолидирует общество, способствует выработке активной

жизненной позиции молодого человека, становлению ее как личности.

Современная наука исследует понятие гражданской позиции с точки

зрения философии, психологии, педагогики. В философии в понятии

«гражданская позиция» выделяются ценностные аспекты с точки зрения

проблем социальной активности и того, какую роль она оказывает на процесс

гражданского становления личности. Рассмотрением понятия «гражданская

позиция»

занимались

такие

философы,

как

Л.М.

Архангельский,

В.Т. Лисовский, О.А. Михалина и др.

Вместе

с

тем,

ряд

актуальных

вопросов

формирования

гражданственности

студенчества

остается

нераскрытым.

Отсутствуют

комплексные исследования, посвященные раскрытию особенностей развития

гражданской

позиции

студентов

в

РФ

на

современном

этапе,

что

характеризуется

пролонгированным

политическим

и

экономическим

кризисом. Недостает исследований, посвященных вопросам гражданского

воспитания

студентов

педагогических

вузов.

Недостаточно

четко

разработано содержание базовых понятий (гражданственность, гражданская

направленность, гражданское воспитание, гражданская компетентность,

гражданская

позиция).

Совершенно

не

нарушена

проблема

развития

гражданской позиции у студентов вузов разных форм собственности.

Отсутствуют

исследования,

посвященные

личностным

детерминантам

гражданской позиции студентов. В условиях, когда общество остро

нуждается в социально активной студенческой молодежи, готовой к

адекватному

гражданскому

самоопределению,

вузы

непедагогического

профиля

государственной,

а

особенно

негосударственной

формы

собственности недостаточно внимания уделяют гражданскому воспитанию

студенческой молодежи.

Взаимоотношения человека с обществом сложны и многогранны.

Развитие человечества не является прямым, линейным процессом, в нем

много коллизий и противоречий, конфликтов и кризисов. В современном

мире одним из базовых противоречий является одновременное усиление

интеграционных

процессов

в

сочетании

с

ростом

национального

самоопределения. Современная молодежь находится под давлением, с одной

стороны,

провозглашение

приоритета

общечеловеческих

ценностей,

стремление политиков включить Россию в различные международные

союзы,

раскрытие

границ,

деятельности

на

территории

государства

огромного количества международных фондов, религиозных организаций,

благотворительных союзов, с другой стороны, все большее внимание

уделяется

усилению

национальных

традиций,

восстановлению

национального корни.

С точки зрения педагогики, Т.В. Болотина, И.В. Суколенов изучают

возможности гражданского образования и формирования гражданской

позиции.

В

свою

очередь,

П.П.

Блонский,

А.С.

Макаренко,

В.А. Сухомлинский и Т.С. Шацкий уделяли особое внимание гражданскому

воспитанию. По мнению данных авторов, главным в воспитании детей

является воспитание любви к семье и родителям. Дети должны уважать

людей

и

формировать

в

себе

духовные

потребности.

По

мнению

В.А.

Сластенина и А.В. Мудрика социальные и политические общественные

факторы оказывают непосредственное влияние на процесс формирования

феномена гражданственности.

В

настоящее

время

придается

большое

значение

роли

образовательного учреждения, студенческого самоуправления в воспитании

патриотизма и формирования общероссийской гражданской идентичности

студенческой молодежи.

Студенческое самоуправление:

это принцип автономного управления малыми сообществами,

общественными организациями и объединениями в гражданском обществе;

это

форма

организации

жизнедеятельности

студенческого

коллектива, которая обеспечивает развития их самостоятельности в принятии

и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Организация студенческого самоуправления позволяет развивать

творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданскую

позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных

направлений деятельности студенческого самоуправления позволяет в

комплексе

содействовать

воспитанию

духовно-нравственной,

профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов колледжа,

развивать их автономность. А это возможно лишь в том случае, когда

студент является активным субъектом общественной жизни колледжа,

участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций,

осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей

профессиональной и гражданской деятельности.

Нужно сказать, что в педагогический науке накоплен значительный

опыт гражданского воспитания молодежи, но в связи с многоплановыми

изменениями в жизни нашей страны и мира этот опыт должен быть

адаптирован к современным условиям и требованиям образования.



В раздел образования