Напоминание

Своя игра по рассказу М.Осоргина "Пенсне"


Автор: Фисенко Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ - КАЗАНСКАЯ СОШ
Населённый пункт: село Казанка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Своя игра по рассказу М.Осоргина "Пенсне"
Раздел: среднее образование





Назад




Своя игра по рассказу М.А.Осоргина «Пенсне», 8 класс.

Цель:

1) в игровой форме стимулировать познавательный интерес учащихся к

предмету;

2) расширить и углубить знания по литературе, пробудить интерес к чтению.

Раздел

Стоимость вопроса

Биография

М.А.Осоргина.

5

10

15

20

25

Бюро находок.

5

10

15

20

25

Всякая всячина.

5

10

15

20

25

Очень важная деталь.

5

10

15

20

25

Вопросы, вопросы… 5

10

15

20

25

Тропы.

5

10

15

20

25

Да или Нет

5

10

15

20

25

I

.

Биография М. А. Осоргина.

. Назовите настоящую фамилию автора произведения (Ильин)

10б. Укажите годы жизни Михаила Андреевича Осоргина (1878-1942)

15б. В каком городе родился М. А. Осоргин? (в Перми)

20б.

В каких печатных изданиях состоялся литературный дебют М. А.

Осоргина?

(в газете «Пермские губернские ведомости» и журнале «Для

всех»).

25б. О чем М. А. Осоргин несколько раз просил М. Горького? (помочь ему

напечататься в России).

II

. Бюро находок.

5б. «...непременно передразнивает своего владельца» (шляпа).

10б. «...жалкая душонка и легкая нетрезвость» ( пальто).

15б. «...подмигивает и рисуется» (запечатанное письмо).

20б. «...сидит, с точностью копируя старого толстого дядю» (кресло).

25б.

«...гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной

усталости...» (пенсне).

III

. Всякая всячина.

. Что такое пенсне? (очки без заушных дужек, держащиеся на носу

посредством зажимающей переносицу пружины)

10б. Что больше всего удивляет рассказчика в «жизни» вещей? (страсть к

путешествиям)

15б. Что рассказчик думает о пропаже мелких вещей? ( у вещей есть свой

мир, и они часто уходят от людей)

20б. Укажите фантастическое событие в рассказе ( пенсне вернулось из

дальней прогулки)

25б. Как рассказчик отзывается о большинстве прочитанных им книг? ( как о

добрых и глупых книгах)

IV

. Очень важная деталь.

. «...вечно юная и суетливая сплетница» (почтовая марка).

10б. «...сидит, с точностью копируя старого толстого дядю» (кресло).

15б. «...дышат, ораторствуют» (книги).

20б. « …реакционная, стеариновая…» (свеча)

25б. «лицо у неё своё, забулдыжно – актёрское» (шляпа)

V

. Вопросы, вопросы…

5б. Как рассказчик называет чайник? ( добродушный комик)

10б. Что случилось с пенсне в финале рассказа? ( разбилось)

15б. Какой способ пытался применить в поисках пропавшего пенсне

знакомый автора? (индуктивный)

20б. Какова главная мысль этого рассказа? (надо спокойнее относиться к

своим пропажам : все объяснимо. Автор с юмором подходит к проблеме

потери вещей и по- своему пытается объяснить их пропажу).

25б. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обоснуйте.

VI

. Тропы.

5б. Назовите термин, которым обозначается художественное определение в

тексте: «лицо забулдыжно-актерское», «жалкая душонка», «добродушный

комик» (эпитет)

10б. Назовите термин, обозначающий средство иносказательной вы-

разительности: «письмо подмигивает», «ножницы кричат», «книги дышат»

(олицетворение)

15б. Назовите термин, обозначающий средство иносказательной вы-

разительности: «пенсне — наездник моего носа» (метафора)

20б. Как называется вопросительное предложение в тексте, использующееся

для того, чтобы привлечь внимание читателя к изображаемому: «Где оно

шлялось? Что перевидало? И чем объяснить?» (риторический вопрос)

25б. Как называется тонкая, скрытая насмешка в литературном про-

изведении: «Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в

серьгах, — и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики:

демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-

термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая

сплетница — почтовая марка» (ирония)

VII

. Да или Нет.

5б. Стакан, свечка, носовой платок – это вещи-труженики? (да)

10б. «На примере крупных вещиц легче установить полнейшую

самостоятельность поступков» (нет, мелких)

15б. Рассказчик близорук (нет, дальнозорок)

20б. Мир вещей, по мнению автора, живёт параллельно той жизни, которую

мы для них выдумали. (Да)

25б. Знакомый рассказчика был знатоком испанского языка. (Да)



В раздел образования