Автор: Анна Вячеславовна Беговатова
Должность: инструктор по физической культуры
Учебное заведение: МКДОУ 348
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «Как выбрать обувь дошкольнику, для занятий физической культурой».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное
учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 348 Радость»
«Как выбрать обувь дошкольнику, для занятий
физической культурой».
Автор статьи:
Инструктор по физической культуре Беговатова А. В.
г. Новосибирск
Как выбрать обувь для физической культуры.
Почему детям дошкольного возраста, начиная с 4лет, лучше заниматься
физкультурой в кроссовках? Давайте рассмотрим формирование стопы
ребенка, от рождения и до школы.
Этапы развития стопы у ребенка.
при рождении костный свод стопы уже сформирован, но стопа
грудничка очень эластичная. Мышцы, которые держат свод стопы ещё не
работают;
при первых шагах на стопу приходится достаточно большая
нагрузка. Природа позаботилась об этом, создав в области свода стопы у
ребёнка прослойку жировой ткани, своего рода природный супинатор. Он
поддерживает свод стопы при первых шагах, предотвращая распластывание
костного свода стопы.
к концу второго года жизни пухленькая стопа ребёнка начинает
худеть. И по мере постепенного исчезновения жировой подушки задачу по
удержанию свода стопы должны взять на себя мышцы. По истечению 2-х лет
плоский отпечаток стопы уже не является нормой. По внутренней
поверхности появляется выемка, которая постепенно увеличивается. Зона
стопы, не контактирующая с опорной поверхностью, постепенно
расширяется.
Основной фактор формирование свода — обретение мышечного
баланса различных миофасциальных цепей. Если они работают
сбалансировано, если тонус мышц передней глубокой миофасциальной цепи
нормальный — и свод будет правильно доформировываться, и работа
суставов будет в одной оси, и торсионное формирование костей будет
правильное. Ещё раз повторю слова физиолога Ивана Михайловича
Сеченова: "Функция творит орган!"
В данном случае активная работа всех мышц ног формирует правильную
анатомию. Только наличие правильного баланса мышечных цепей способно
запустить развитие детских ножек по благоприятному сценарию.
к 4 - 5 годам детская стопа принимает окончательную форму
подобно взрослой. Отпечаток стопы в этом возрасте напоминает отпечаток
стопы взрослого человека. Это в норме. Иногда этот процесс идет
замедленно. Это может быть связано с врожденными элементами дисплазии
соединительной ткани у ребенка, с низким тонусом мышц, со слабостью
отдельных мышечных цепочек. Для отстающих деток есть время до школы,
когда еще можно повлиять на развитие стопы.
[ 1, 2]
Таким образом, до 4 лет (1 и 2 младшие группы), занятия по
физической культуре проходят в чешках. Дети много ходят по массажным
коврикам, канату, камушкам. Воздействуем на рецепторы стопы, чтобы
мышцы и связки напрягались и укреплялись, а роль амортизатора, еще
выполняет жировая подушка на стопе. Вес ребенка в этом возрасте не более
15 кг, длительность занятий по физической культуре 10-15 минут.
А вот к 4-5 годам, стопа ребенка уже не имеет жировой прослойки,
выполняющей роль амортизатора. Хоть мышцы и связки достаточно уже
крепкие, но и вес ребенка уже более 20 кг, длительность занятий 20-30
минут, моторная плотность занятий выше [3]. Много бега и прыжков, а это
ударная нагрузка на суставы при приземлении, значит и обувь нужна уже
другая, дающая амортизацию. Кроссовки, на мягкой не слишком толстой
подошве, плотно в размер по ноге. А если ребенку удобно, комфортно и
безопасно заниматься, то и делать он будет это с удовольствием!
Рекомендации по выбору обуви для занятий физической
культурой:
Литература.
1. Ткаченко Б.И. Физиология человека [Текст] / Б.И. Ткаченко - М.:
Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2009. - 496 с.
2. Дубровский В.И., Фёдорова В.Н. Биомеханика [Текст]/ В.И.
Дубровский, В.Н. Фёдорова – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 669 с.
3. Филипова С.О., Овечкина Т.А. Физическая культура в дошкольных
учреждениях Санкт-Петербурга [Текст] / С.О. Филипова, Т.А. Овечкина.
СПб.: 2002. 89 с.