Автор: Самбарова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: с.Быковский
Наименование материала: Доклад
Тема: «Содействие и сотрудничество детей и взрослых»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Золотая рыбка» с.Быковский МО
«Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
Доклад
На тему: «
Содействие и сотрудничество детей и взрослых»
Автор воспитатель МБДОУ
«Золотая рыбка» с.Быковский
Высшей квалификационная категория
Самбарова Екатерина Николаевна
2022г
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых
и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы
организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как
сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения,
перемещения и общения детей.
Чтобы
организовать
современную
НОД,
я
перестроила
свой
стиль
поведения.
Партнерская
позиция
для
меня
предполагает
принятие
демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с
воспитательской позицией.
Что значит быть партнером детей?
Для меня партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой
связан с другими взаимным уважением.
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве
(например, сидящий в круге с детьми за общим столом)
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми я опираюсь
на тезисы Н.А. Коротковой:
Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и
дисциплинарного принуждения.)
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства.)
Совместную деятельность реализую через организацию различных
видов
детской
деятельности
(игровой,
двигательной,
познавательно-
исследовательской,
коммуникативной,
продуктивной,музыкально-
художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или
их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,
выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от
контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач.
Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности,
стараюсь организовать при проведении режимных моментов, совместной
деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Двигательная
деятельность
я
организую
при
проведении
физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности .
Коммуникативная деятельность осуществляю в течение всего времени
пребывания ребенка в детском саду; способствую овладению ребенком
конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими
людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех
компонентов устной речи.
Трудовая деятельность я организую с целью формирования у детей
положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом
взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой
деятельности в детском саду и дома.
Познавательно-исследовательская деятельность
я организую с целью
развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.
Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их
потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через
рисование, лепку, аппликацию.
Музыкально-художественная деятельность организую с детьми ежедневно, в
определенное время и направляю на развитие у детей музыкальности,
способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности
включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное
творчество,
музыкально-ритмические
движения,
танцевально-игровое
творчество. Игра на музыкальных инструментах.
Стараюсь
ознакомление с
художественной литературой направить на
формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг,
формирование целостной картины мира, развитие литературной речи,
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно
обращаться с книгами.
Моя партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности,
самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не
боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению,
благоприятствует эмоциональному комфорту.
Проявление моей
партнерской позиции на разных этапах деятельности
Этапы
деятельности
Характеристика действий
1 этап
Целеполагание
и
мотивация
детей
на
деятельность:
воспитатель
акцентирует
внимание
детей
на
фактах.
Стимулирую
детские
высказывания,
активизирую
имеющийся
опыт
детей,
я
направляю
обсуждение
на
постановку
проблемы.
Рассматриваю вариативность её
решения. В результате совместного обсуждения выдвигается
гипотеза, которую я предлагаю детям подтвердить в процессе
поисковой деятельности.
Приглашаю
к
деятельности
–
необязательной,
непринужденной:
«Давайте
сегодня…,
Кто
хочет,
устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет,
присоединяйтесь…».
Намечаю
задачу
для
совместного
выполнения,
как
равноправный участник, предлагает возможные способы ее
реализации.
2 этап
Представляю собой разработку совместного плана действий
по достижению цели. Сначала провожу общее обсуждение,
чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом
предмете или явлении. Я обсуждаю с детьми возможные пути
решения
проблемы.
Ответы
детей
можно
фиксировать
наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя
условные
обозначения,
понятные
детям.
Чтение
книг,
энциклопедий,
обращение
к
родителям,
специалистам,
проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти
действия могут стать решением поставленного вопроса.
Таким образом, составляется план совместных действий,
интегрирующий готовый проект и предложения детей. свой
план интересам и мнениям детей. Главные задачи данного
этапа - обучение детей планированию и формирование
навыков взаимодействия.
3 этап
Практическая часть , в ходе которой дети исследуют,
экспериментируют, творят. Я на равных правах с ребенком
участвуют
в
процессе
достижения
цели,
осуществляя
постоянный обмен информацией и действиями, являются
соучастником деятельности ребенка, распределяя права,
обязанности, ответственность. Моя функция по отношению к
детям
заключается
не
трансляция
информации,
а
организация исследовательской деятельности по её усвоению,
решению
выявленных
проблем
Па
данном
этапе
осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и
самоконтроля.
4 этап
Партнёрской
деятельности
является
презентация.
В
зависимости от возраста детей и темы проекта презентация
может проходить в различных формах: итоговые игры-
занятия,
тематические
развлечения,
игры
-
викторины,
оформление
фотовыставок,
альбомов,
мини-музеев,
творческих газет и т. н.
Мой стиль поведения (от административно-регламентирующего к
непринужденно-доверительному);
Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа
(от отдельного места за общим столом рядом с детьми);
Мое отношение к выполнению общей работы: от общего руководства
к участию в выполнении определенной части работы и т.п.
Значимым является утверждение В.А.Сухомлинского о том, что
педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только.
В самом
педагогическом взаимодействии
заложена необходимость
и
возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное
развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.
Таким образом, я считаю сотрудничество взрослых и детей на фоне
совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах
друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся
личности ребенка. В ходе совместной деятельности происходит обмен
информацией,
действиями,
планирование
и
осуществление
общей
деятельности.
Именно в процессе совместной деятельности ее участники обсуждают
совместные цели, программа действий и разделение функций, координируют
средства достижения цели, анализируют и оценивают полученный результат.
Сущностной характеристикой партнерской деятельности взрослого и
ребенка
является
отношение
к
ребенку
как
субъекту
деятельности,
обладающего свободой выбора, диалогический стиль общения взрослого с
детьми;
построение
совместной
деятельности
всех
участников
взаимодействия на основе сотрудничества.