Напоминание

«Содействие и сотрудничество детей и взрослых»


Автор: Самбарова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: с.Быковский
Наименование материала: Доклад
Тема: «Содействие и сотрудничество детей и взрослых»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Золотая рыбка» с.Быковский МО

«Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

Доклад

На тему: «

Содействие и сотрудничество детей и взрослых»

Автор воспитатель МБДОУ

«Золотая рыбка» с.Быковский

Высшей квалификационная категория

Самбарова Екатерина Николаевна

2022г

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых

и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы

организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как

сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения,

перемещения и общения детей.

Чтобы

организовать

современную

НОД,

я

перестроила

свой

стиль

поведения.

Партнерская

позиция

для

меня

предполагает

принятие

демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с

воспитательской позицией.

Что значит быть партнером детей?

Для меня партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой

связан с другими взаимным уважением.

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве

(например, сидящий в круге с детьми за общим столом)

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми я опираюсь

на тезисы Н.А. Коротковой:

Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и

дисциплинарного принуждения.)

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при

соответствии организации рабочего пространства.)

Совместную деятельность реализую через организацию различных

видов

детской

деятельности

(игровой,

двигательной,

познавательно-

исследовательской,

коммуникативной,

продуктивной,музыкально-

художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или

их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,

выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от

контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных

образовательных задач.

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности,

стараюсь организовать при проведении режимных моментов, совместной

деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

Двигательная

деятельность

я

организую

при

проведении

физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности .

Коммуникативная деятельность осуществляю в течение всего времени

пребывания ребенка в детском саду; способствую овладению ребенком

конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими

людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех

компонентов устной речи.

Трудовая деятельность я организую с целью формирования у детей

положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом

взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой

деятельности в детском саду и дома.

Познавательно-исследовательская деятельность

я организую с целью

развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.

Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к

эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их

потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через

рисование, лепку, аппликацию.

Музыкально-художественная деятельность организую с детьми ежедневно, в

определенное время и направляю на развитие у детей музыкальности,

способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности

включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное

творчество,

музыкально-ритмические

движения,

танцевально-игровое

творчество. Игра на музыкальных инструментах.

Стараюсь

ознакомление с

художественной литературой направить на

формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг,

формирование целостной картины мира, развитие литературной речи,

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно

обращаться с книгами.

Моя партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности,

самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не

боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению,

благоприятствует эмоциональному комфорту.

Проявление моей

партнерской позиции на разных этапах деятельности

Этапы

деятельности

Характеристика действий

1 этап

Целеполагание

и

мотивация

детей

на

деятельность:

воспитатель

акцентирует

внимание

детей

на

фактах.

Стимулирую

детские

высказывания,

активизирую

имеющийся

опыт

детей,

я

направляю

обсуждение

на

постановку

проблемы.

Рассматриваю вариативность её

решения. В результате совместного обсуждения выдвигается

гипотеза, которую я предлагаю детям подтвердить в процессе

поисковой деятельности.

Приглашаю

к

деятельности

необязательной,

непринужденной:

«Давайте

сегодня…,

Кто

хочет,

устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет,

присоединяйтесь…».

Намечаю

задачу

для

совместного

выполнения,

как

равноправный участник, предлагает возможные способы ее

реализации.

2 этап

Представляю собой разработку совместного плана действий

по достижению цели. Сначала провожу общее обсуждение,

чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом

предмете или явлении. Я обсуждаю с детьми возможные пути

решения

проблемы.

Ответы

детей

можно

фиксировать

наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя

условные

обозначения,

понятные

детям.

Чтение

книг,

энциклопедий,

обращение

к

родителям,

специалистам,

проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти

действия могут стать решением поставленного вопроса.

Таким образом, составляется план совместных действий,

интегрирующий готовый проект и предложения детей. свой

план интересам и мнениям детей. Главные задачи данного

этапа - обучение детей планированию и формирование

навыков взаимодействия.

3 этап

Практическая часть , в ходе которой дети исследуют,

экспериментируют, творят. Я на равных правах с ребенком

участвуют

в

процессе

достижения

цели,

осуществляя

постоянный обмен информацией и действиями, являются

соучастником деятельности ребенка, распределяя права,

обязанности, ответственность. Моя функция по отношению к

детям

заключается

не

трансляция

информации,

а

организация исследовательской деятельности по её усвоению,

решению

выявленных

проблем

Па

данном

этапе

осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и

самоконтроля.

4 этап

Партнёрской

деятельности

является

презентация.

В

зависимости от возраста детей и темы проекта презентация

может проходить в различных формах: итоговые игры-

занятия,

тематические

развлечения,

игры

-

викторины,

оформление

фотовыставок,

альбомов,

мини-музеев,

творческих газет и т. н.

Мой стиль поведения (от административно-регламентирующего к

непринужденно-доверительному);

Рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа

(от отдельного места за общим столом рядом с детьми);

Мое отношение к выполнению общей работы: от общего руководства

к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Значимым является утверждение В.А.Сухомлинского о том, что

педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только.

В самом

педагогическом взаимодействии

заложена необходимость

и

возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное

развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, я считаю сотрудничество взрослых и детей на фоне

совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах

друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся

личности ребенка. В ходе совместной деятельности происходит обмен

информацией,

действиями,

планирование

и

осуществление

общей

деятельности.

Именно в процессе совместной деятельности ее участники обсуждают

совместные цели, программа действий и разделение функций, координируют

средства достижения цели, анализируют и оценивают полученный результат.

Сущностной характеристикой партнерской деятельности взрослого и

ребенка

является

отношение

к

ребенку

как

субъекту

деятельности,

обладающего свободой выбора, диалогический стиль общения взрослого с

детьми;

построение

совместной

деятельности

всех

участников

взаимодействия на основе сотрудничества.



В раздел образования