Напоминание

Образ Дьявола в произведениях Булгакова и Гете


Автор: Рахматуллин Ильяс Мирович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ
Населённый пункт: с.Старосубхангулово
Наименование материала: научная статья
Тема: Образ Дьявола в произведениях Булгакова и Гете
Раздел: среднее образование





Назад




Рахматуллин И.М.

МОБУ СОШ с.Старосубхангулово

учитель русского языка и литературы

Образ Дьявола в произведениях Булгакова и Гете.

Михаил Булгаков и Иоганн Гете – великие писатели, написавшие

не менее великие произведения: «Мастер и Маргарита» и «Фауст».

В обоих романах присутствует образ Сатаны: Воланд – в «Мастере

и Маргарите» и Мефистофель – в «Фаусте». История доктора

Фауста заимствована И.Гете из немецкой народной легенды.

Мефистофель

дьвол,

образ

злого

духа

в

фольклоре

и

художественном творчестве народов Европы. Воланд Булгакова

получил свое имя от гетевского Мефистофеля. Воланд является

одним из имен дьявола в немецком языке. Оно употребялось в

Средневековье для обозначения черта; близко по значению к слову

«фаланд», означавшему «обманщик», «лукавый».

Литературные критики находят сходство между двумя демонами.

Воланд и Мефистофель – герои, которые на первый взгляд очень

схожи. Они оба олицетворяют зло. Вот как описывает его автор :

«… Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не

маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается

зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с

правой – золотые.

Он

был

в дорогом сером костюме,

в

заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет, он лихо

заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в

виде голвы пуделя. По виду лет сорока с лишним. Рот какой- то

кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый

почему- то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом –

«иностранец».

В «Фаусте» такого подробного портрета Мефистофеля нет.

У Булгакова Воланд кажется более величественным и

серьезным. Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» разоблачает

пороки людей, показывает, исправляет нравы. Может именно этим

зло в романе Булгакова так привлекательно.

Мефистофель же презирает человеческую природу, считает людей

слабыми и жалкими. Он стремится завладеть душой Фауста, тогда

как у Воланда есть желание помочь людям.

Воланд действует не один, у него есть свита: Коровьев, Азазелло,

Бегемот, Гелла. У Мефистофеля же постоянной свиты нет, но есть

духи, которые помогают ему. Он использует тех, кто ему нужен в

зависимости от ситуации.

В обоих романах есть главная героиня. И у Булгакова и у Гете ее

зовут Маргарита (Гретхен).

Гетевская Маргарита – скромная, простая девушка.

Она –

воплощение чистоты и невинности. Ее судьба отличается от судьбы

Булгаковской Маргариты. Любовь к Фаусту приводит ее в тюрьму

и доводит до безумия. Во многом этом виноват Мефистофель, в

«Мастере и Маргарите» же, Воланд, наоборот, помогает главной

героине.

Булгаковская

Маргарита

относится

к

Воланду

с

уважением и почтением, тогда как Гретхен с самого начала не

доверяет Мефистофелю.

Маргарита из романа Булгакова спасла свою любовь обрела покой

во многом благодаря Воланду, а Гретхен Мефистофель ничем не

помог, она обрела «спасение» лишь за счет своей чистой души.

Таким образом, мы видим, что в образах Воланда и Мефистофеля

есть и схожие моменты, и различия. Они оба- воплощения одной

сущности, которые до сих пор волнуют читателя.

Использованная литература:

1.

Булгаков М. А. Мастер и Маргарита.- Москва: Эксмо-

пресс, 2000.

2.

Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: заметки о

теологии романа Булгакова//Наука и религия, 1987.- № 8.

3.

Гете И. Фауст.- Москва: АСТ, 2008.

4.

Дейч А. Драматическая поэма «Фауст».

5.

Брокгауз

Ф.,

Ефрон

И.

А.Иллюстрированный

энциклопедический словарь.- Москва: Эксмо, 2006.

© Галиева Н. М., Файзуллина Л. Р., 2012.



В раздел образования