Автор: Рахматуллин Ильяс Мирович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ
Населённый пункт: с.Старосубхангулово
Наименование материала: научная статья
Тема: Образ Дьявола в произведениях Булгакова и Гете
Раздел: среднее образование
Рахматуллин И.М.
МОБУ СОШ с.Старосубхангулово
учитель русского языка и литературы
Образ Дьявола в произведениях Булгакова и Гете.
Михаил Булгаков и Иоганн Гете – великие писатели, написавшие
не менее великие произведения: «Мастер и Маргарита» и «Фауст».
В обоих романах присутствует образ Сатаны: Воланд – в «Мастере
и Маргарите» и Мефистофель – в «Фаусте». История доктора
Фауста заимствована И.Гете из немецкой народной легенды.
Мефистофель
–
дьвол,
образ
злого
духа
в
фольклоре
и
художественном творчестве народов Европы. Воланд Булгакова
получил свое имя от гетевского Мефистофеля. Воланд является
одним из имен дьявола в немецком языке. Оно употребялось в
Средневековье для обозначения черта; близко по значению к слову
«фаланд», означавшему «обманщик», «лукавый».
Литературные критики находят сходство между двумя демонами.
Воланд и Мефистофель – герои, которые на первый взгляд очень
схожи. Они оба олицетворяют зло. Вот как описывает его автор :
«… Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не
маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается
зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с
правой – золотые.
Он
был
в дорогом сером костюме,
в
заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет, он лихо
заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в
виде голвы пуделя. По виду лет сорока с лишним. Рот какой- то
кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый
почему- то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом –
«иностранец».
В «Фаусте» такого подробного портрета Мефистофеля нет.
У Булгакова Воланд кажется более величественным и
серьезным. Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» разоблачает
пороки людей, показывает, исправляет нравы. Может именно этим
зло в романе Булгакова так привлекательно.
Мефистофель же презирает человеческую природу, считает людей
слабыми и жалкими. Он стремится завладеть душой Фауста, тогда
как у Воланда есть желание помочь людям.
Воланд действует не один, у него есть свита: Коровьев, Азазелло,
Бегемот, Гелла. У Мефистофеля же постоянной свиты нет, но есть
духи, которые помогают ему. Он использует тех, кто ему нужен в
зависимости от ситуации.
В обоих романах есть главная героиня. И у Булгакова и у Гете ее
зовут Маргарита (Гретхен).
Гетевская Маргарита – скромная, простая девушка.
Она –
воплощение чистоты и невинности. Ее судьба отличается от судьбы
Булгаковской Маргариты. Любовь к Фаусту приводит ее в тюрьму
и доводит до безумия. Во многом этом виноват Мефистофель, в
«Мастере и Маргарите» же, Воланд, наоборот, помогает главной
героине.
Булгаковская
Маргарита
относится
к
Воланду
с
уважением и почтением, тогда как Гретхен с самого начала не
доверяет Мефистофелю.
Маргарита из романа Булгакова спасла свою любовь обрела покой
во многом благодаря Воланду, а Гретхен Мефистофель ничем не
помог, она обрела «спасение» лишь за счет своей чистой души.
Таким образом, мы видим, что в образах Воланда и Мефистофеля
есть и схожие моменты, и различия. Они оба- воплощения одной
сущности, которые до сих пор волнуют читателя.
Использованная литература:
1.
Булгаков М. А. Мастер и Маргарита.- Москва: Эксмо-
пресс, 2000.
2.
Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: заметки о
теологии романа Булгакова//Наука и религия, 1987.- № 8.
3.
Гете И. Фауст.- Москва: АСТ, 2008.
4.
Дейч А. Драматическая поэма «Фауст».
5.
Брокгауз
Ф.,
Ефрон
И.
А.Иллюстрированный
энциклопедический словарь.- Москва: Эксмо, 2006.
© Галиева Н. М., Файзуллина Л. Р., 2012.