Автор: Бабасиева Рена Рустамовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Родничок"
Населённый пункт: город Дагестанские Огни
Наименование материала: методическая разработка, проект
Тема: "Осень в гости к нам пришла"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Родничок»» города Дагестанские Огни
Проект
по познавательному развитию
в средней группе
Провела:
воспитатель
Бабасиева Р.Р
г. Дагестанские Огни
2021г.
Проект «Осень в гости к нам пришла»
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники: воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель,
родители.
Актуальность: Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий
неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием
воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя,
разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед
нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать
ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь
на «концепцию дошкольного воспитания».
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в
природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на
многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь
между ними, знакомятся с осенней природой родного города. Знания в этой сфере
ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года. В условиях
образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем связь с природой,
воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к
совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей
детей в процессе разработки совместного проекта .
Задачи:
обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях
в природе родного города, о характерных сезонных явлениях;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира,
разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок,
экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления
представлений об окружающем;
развивать способность применять сформированные умения и навыки
связной речи в различных ситуациях общения;способствовать развитию
памяти, восприятия;воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной
практической деятельности с воспитателем и родителями.
Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных
изменениях в природе в осенний период.
Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями,
пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине
и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация,
моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
Чтение наизусть стихотворений об осени.
Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы
группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Подготовительный этап:
составление плана совместной работы с детьми и родителями;
подбор художественного материала, наглядно-демонстрационного и
раздаточного материала;
беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном
отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
План работы по осуществлению проекта
«Осень в гости к нам пришла»
Образовательные
области
Формы работы с детьми
Познавательное
развитие
Беседы:
«Приметы осени»(в родном городе-рег.)
«Что такое листопад?»
«Почему деревья сбрасывают листья».
«Перелётные и зимующие птицы»
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
«Овощи-лекари»
НОД по ознакомлениею с окружающим:
"Что нам осень принесла" (рассматривание и
обследование овощей, фруктов, листьев, иллюстраций,
посвященных осени).
Цикл наблюдений (рег.комп.)
за изменениями осенней природы во время
прогулок (за солнцем, небом, силой ветра,
осенним дождём);
за цветником
за перелетными птицами;
за насекомыми;
за деревьями, растущими на территории ДОУ;
за лужей
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев –
овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего
детского сада»(рег.)
Экскурсия в городской парк (рег.комп.)
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление
описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок о
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень б
осени.
Словесные игры:
«Опиши словами осень!»,
«Вспомни – назови»,
«Один – много»,
«Осенние деревья»,
«Назови ласково»
Рассказывание
«Какие овощи и фрукты растут у вас в огороде и
в саду?»(рег.комп.)
«Дерево, растущее у твоего дома(в саду)» (рег.)
«Осенние хлопоты человека осенью» (рег.)
Чтение художественной литературы:
А. Пушкин « Очей очарованье»
Е. Благинина «Улетают, улетели»
Л.Толстой «Дуб и орешник», «Война грибов и
ягод» обр. В Даля, «Воробьишко» М.
Горького, «Заяц и еж» Бр.Гримм,
«Листопад» (отрывок) И Бунин,
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
(отрывок)
«Осенние листья по ветру летят» А. Майков,
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова,
«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.
Снигерев.
Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова
В. Сутеева «Под грибом», «Мешок яблок».
К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
«Дождик»(дарг.-рег.), «Солнышко…»(кумыкск.-рег.)
Социально –
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин», «Семья».
Дидактические игры:
«Времена года»,
«Узнай по описанию»,
«Чудесный мешочек",
«С какой ветки детки?»,
«Найди дерево по описанию»,
«С какого дерева листок?»,
«Целое-часть»,
«Овощи и фрукты».
Игры – драматизации: сказка «Репка». «Под грибом»
Настольно – печатные игры:
«Времена года» «Кто, где живёт?»
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие
деревья?»
«Почему нельзя бегать с ветками и палками»
«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Трудовая деятельность: сбор природного материала
на прогулке, уборка опавшей листвы.
Художественно-
эстетическое
развитие
НОД:
Рисование: «Золотая осень» (нетрадиционная техника
рисования) , «Осеннее дерево»
Аппликация: «Осеннее дерево»(сухие листья)
Лепка «Виноград», «Грибы», «Берёза осенью»
Конструирование из природного материала.
Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью»,
Музыка:
Пение - «Осень, осень наступила» музыка и слова С.
Насауленко; «Тише, тише, тишина, в гости осень к нам
пришла» музыка и слова Е. Скрипкиной ; «Кап-кап,
тук-тук-тук» сл. Н. Соколова, муз. М. Парцхаладзе
Танцы- «Танец с осенними листьями»
муз.А.Филиппенко «Сбор винограда» (рег.)
Игра с пением:«Огородная – хороводная» муз. Б.
Можжевелова, сл. А. Пассовой.
Слушание музыкальных произведений в аудиозаписи:
П. И. Чайковский «Времена года» «Осень»,
Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня»,
К. Румянова «Листопад», «Осенний мотив» М.Якубова
Физическое
развитие
Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Здоровье всего дороже!»
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!»,
«Осенние листочки»
«Ровным кругом»,
«Перелёт птиц»
«Гуси – лебеди»,
«Надень папаху»(рег.комп.)
Игры – соревнования:
«Кто быстрее»,
«Перенесём листики »
«Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Осенние цветы»,
«Листопад»,
«Грибы»,
«Осенью»,
«Дождь».
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»,
«Дождик, дождик»,
«Капуста»,
«Овощи к обеду».
Мероприятия по работе с родителями:
Консультация для родителей:
«Как сделать осеннюю прогулку интересной»
«Воспитание у детей любви к родной природе».
Папка-передвижка «Золотая осень», «Осень-волшебная пора».
Выставка совместных творческих работ детей и родителей.
Итоговое мероприятие:
Осеннее развлечение «Осень в гости к нам пришла»
Результаты проектной деятельности:
В результате проекта :
у детей пополнились, систематизировались знания и представления об
осенних изменениях в природе;
на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в
процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками
осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои
загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать
сообща над общим проектом;
большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Литература:
-
1.
В.В. Гербова - Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
2.
В.В. Гербова и др -Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие
для воспитателей детского сада и родителей/Сост..-М.
3.
Комарова Т.С. -Занятия по изобразительной деятельности в детском саду:
Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4.
Ю.Р.Васильев -«Занимательное природоведение».
5.
А.В.Гришина-«Познаем наш край родной», «Мир вокруг»
(познават.развитие)- Махачкала,2016
6.
М.М.Байрамбеков-От истоков прекрасного к творчеству (худож.-эстет.
развитие) -Махачкала,2016
7.
Л.Ф. Гусарова- Проектная деятельность в детском саду.
6. Интернет -ресурс