Автор: Бабасиева Рена Рустамовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Родничок"
Населённый пункт: город Дагестанские Огни
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роспись кувшина" - региональный компонент
Раздел: дошкольное образование
Роспись балхарского кувшина.(средняя гр.)
Цель:
Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (кувшины).
Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать
развитию творческого воображения.
Развивать чувство красоты предмета, его узоров.
Пополнить словарный запас детей.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству,
народным промыслам Дагестана;
Формирование художественно-практических умений и навыков;
Развитие чувства композиции, творческих способностей детей;
Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной,
похожей на настоящую.
Балхарские девушки лепят кувшины,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина,
И белая глина
Мелькает в проворных руках золотых.
Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В
музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Балхарской
керамики.
Давайте скажем,в какой республике мы с вами живем?
Ребята, а какими народными ремеслами славится наша республика?
Дети:
- Серебряная насечка по дереву – селение Унцукуль;
- Ковроткачество – села Табасаранского района;
- Златокузнецы (ювелирные изделия) – селение Кубачи;
- Гончарное производство (изготовление глиняной посуды) селение Балхар.
А сегодня мы с вами будем говорить об ауле Балхар.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, в Республике Дагестан, средь
высоких гор находится село Балхар .
Давным-давно жил-был в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел
ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не
наживешь. И задумался Калкучи, как из бедности выйти и других сельчан
вывести. «Глина! - вспомнил он. - Вот что нам даст хлеб». В детстве он часто бегал на
озеро с глинистыми берегами и лепил там игрушки: зверей, домашних
животных (демонстрационный показ). Только на этом озере была жирная, как масло, и
вязкая, как воск, глина. Сделал Калкучи круг-«журлак» из ствола орехового дерева
(демонстрационный показ, натаскал глины с озера и начал лепить горшки «кунта» для
пищи (демонстрационный показ) и кувшины «урша» для воды (демонстрационный
показ). Обжег в печи, нагрузил на ишака и повез в дальние аулы. Назад вернулся
Калкучи с мешком зерна и сушеной бараньей тушей - так ему за посуду заплатили.
Вот с этого все и началось.
В Балхаре гончарным промыслом занимаются женщины,поэтому ,когда мы
говорим о балхарских мастерах,мы имеем ввиду мастериц.Так садятся балхарки перед
восходом солнца за круг и говорят: «Спасибо тебе Калкучи, ты научил нас добывать
хлеб». Так благодаря Калкучи Балхар стал аулом гончаров.
Гончары – это люди, которые лепят посуду из глины на гончарном круге.
А посуда называется керамической.Керамическая посуда-это экологически чистый
материал,где могут долго храниться и вода и молоко и тд.
Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда
окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.Узор наносится краской ,которая
называется ангоб.
Давайте мы с вами рассмотрим картины с изображением балхарских изделий.
Восп: Это и водоносные кувшины, кувшины для молока, маслобойки, подойники,
тарелки,игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок.
Но сегодня мы с вами остановимся на кувшинах.
Обратите внимание,какие разные виды кувшинов лепили балхарские мастерицы:
Для умывания,для носки воды,для взбивания масла,для хранения масла и тд.
Какие же узоры использовали они для росписи кувшинов?
Дети: Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки,
разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки,
изображения руки, глаза.
Восп:А сейчас я хочу предложить вам стать Балхарскими мастерами и составить свой
неповторимый узор на поверхности кувшина.
Восп: Прежде чем, начать расписывать кувшины, я предлагаю немного отдохнуть, вы
немного устали.
Физминутка.
В Дагестане есть гора
Очень-очень высока
Под горой течет река
И бурлива, и шумна…
Мы по мостику пройдем-
Речку эту перейдем.
Самостоятельная
работа
:
Прошу вас, проходите в нашу мастерскую! Ребята, занимайте свои рабочие места!
(Воспитатель показывает посуду из глины – дети рассматривают:1 кувшин-для
молока,2-для воды,3-для сбивания масла) Обратите внимание,что при росписи
керамических изделий учитывается форма и поверхность изделия.
Роспись кувшина начинается с её горловины прямыми линиями и полосками,потом
наносятся волны.
Центральная часть состоит из одного,двух крупных элементов.Остальные пустоты
заполняются мелкими деталями(завитки,спирали,листочки,штрихи).
Пальчиковая гимнастика.
Каждый из вас нанесёт свою роспись на кувшине.А самые красивые и аккуратные
работы мы поместим в нашем музее,украсим ими нашу группу.
ИТОГ .
Все кувшины не простые,
А волшебно-расписные.
Штриховка, звездочки, листки
Кружочки, точки, завитки.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.