Автор: Апчаева Юлия Ильинична Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "ЗСОШ №6" Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Заинск Наименование материала: методическая разработка Тема: Все виды синтаксического анализа Раздел: среднее образование
Тест. Все виды синтаксического анализа
1.
В
каком
варианте
ответа
дана
правильная
характеристика
предложения, и указаны все цифры, на месте которых должны
стоять запятые?
Когда
видишь
какую-нибудь
красоту
(1)
хочется
(2)чтобы
рядом
были
другие
люди(3)
чтобы
они
тоже
видели(4)
и
наслаждались.
1)
1, 2, 3. Сложноподчиненное предложение с 3 придаточными;
2)
1, 2, 3, 4.Сложноподчиненное предложение с 4 придаточными;
3)
2. Сложноподчиненное предложение с 1 придаточным;
4)
2, 3. Сложноподчиненное предложение с 2 придаточными.
2.
Укажите номер главного предложения
1)
Но
теперь,
2)
когда
она,
усталая,
присела
и
вспомнила
о
предстоящей завтра встречи,
ей повеяло тем далеким миром
ранней
молодости,
3)
когда
кажется,
4)
что
(
5)
если
самому
хорошо), то от этого своего счастья сделается и всем хорошо
и
6)
что
для
этого
счастья
не
нужно
ни
страдать,
ни
трудиться,
7)
а только жить самому так, как хочется.
3.
Укажите верную характеристику предложения
Первоначально она использовалась в магических обрядах, без
которых не мог прожить ни один народ, придавая им особую
необычность и торжественность.
1)
сложносочиненное;
2)
сложноподчиненное,
состоящее
из
двух
простых
предложений;
3)
сложноподчиненное, состоящее из трех предложений;
4)
простое осложненное.
4.
Укажите верную характеристику предложения
Слово «добродетель» может иметь и более узкое толкование,
обозначая
одно
из
конкретных
качеств
(честность,
щедрость, великодушие и т. д.).
1)
сложносочиненное;
2)
бессоюзное сложное;
3)
сложное предложение с сочинительной и подчинительной
связью;
4)
простое осложненное.
5.
В
каком
варианте
ответа
правильно
составлена
схема
предложения?
Когда я в последующие годы заходил в наш сад и когда я
захожу в него и теперь, мне кажется, что я захожу в дом, в
котором никто не живет, или в храм, в котором перестали
служить.
1.
(Когда…) и (когда…), [ – =], (что…,(в котором…), …),
(в котором…).
2.
(Когда…) и (когда…), [ = ], (что…), (в котором…),
(в котором…).
3.
(Когда…) и (когда…), [ = ], ( что…, (в котором…), …),
(в котором…).
4.
(Когда …и когда…), [ = ], (что…,( в котором…), …),
( в котором…).
6.
Отметьте предложение, которое соответствует схеме [1], (2) ; [3].
(знаки препинания не расставлены):
1.
Арсений Романович начал читать наставление о том почему
нельзя класть палец щуке в рот даже если она сонная.
2.
Медленно длинными зигзагами поднимался караван по
белому
склону
все
выше
и
выше
казалось
что
конца
подъему не будет.
3.
Гром грохотал над крышей гулко возрастая и раздражаясь
треском когда мелькала красноватая молния от нависших
туч темнело.
4.
Глинистая дорога раскисла так что невозможно было идти
приходилось
жаться
к
мокрым
кустам
сворачивать
в
сторону.
7.
Укажите предложение, где все придаточные присоединены к
главному предложению подчинительными союзами
1.
В дни, когда налетающий с запада шквал сыпал ливнями
огненных стрел, я отчизне отдавал все: что мог, что имел,
что умел.
2.
Когда
мы
пришли,
отец
показал
мне
окуней
и
плотиц,
которых он выудил без меня.
3.
Был прекрасен июльский день, один из тех дней, которые
случаются тогда, когда погода установилась надолго.
4.
Она
знала,
что,
девочки
с
опаской
поглядывают
на
закрытую
дверь
комнаты,
что
чувствуют
они
себя
связанно...
8.
Определите
количество
смысловых
блоков
в
данном
предложении
Рассвет в пустыне приходит медленно, и, если не разглядеть в
небе тот миг, когда в нем прочерчивается еле заметная черта
между
ночью
и
рассветом,
можно
долго
не
чувтвовать
приближения утра.
1.
В
предложении
2
смысловых
блока,
соединенных
сочинительной связью. 1ый смысловой блок представляет
собой
сложноподчиненное
предложение
с
придаточным
условия,
2ой
–
сложноподчиненное
предложение
с
придаточным времени;
2.
В предложении 2 смысловых блока, соединенных между
собой
сочинительной
связью.
1ый
смысловой
блок
представляет
собой
простое
предложение,
2ой
–
сложноподчиненное предложение с 2мя последовательно
подчиненными придаточными;
3.
В предложении один смысловой блок, так как предложение
сложноподчиненное;
4.
Нет верного варианта ответа.
9.
Укажите тип предложения по структуре
Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его
собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно
пялило
свои
лучи
во
все
стороны
и
заливало
горизонт
золотом.
1)
сложное предложение с сочинительной и подчинительной
связью;
2)
сложное
предложение
с
подчинительной
и
бессоюзной
связью;
3)
сложноподчиненное предложение;
4)
с л ожн о е
п р ед л оже н и е
с
т р е мя
в и д а ми
с в я з и :
сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
10. Укажите предложение, подходящее под описание
Пове ствовательное,
невосклицательное,
п р о с т о е ,
двусоставное,
распространенное,
полное,
осложнено
однородными приложениями.
1.
Горный
воздух,
без
всякого
сомнения,
действует
благотворно на здоровье человека.
2.
Мой друг любит читать.
3.
Дверь мне открыл мужчина средних лет, хозяин квартиры, в
прошлом матрос.
4.
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и
звезды, и луну.
11. Укажите предложение, подходящее под описание
Повествовательное,
невосклицательное,
простое,
двусоставное,
распространенное,
неполное,
ничем
не
осложнено.
1.
Течет, грустит лениво и моет берега.
2.
С высоких деревьев падают тяжелые капли на малые.
3.
Сладко дремлется в кроватке.
4.
В степи было тихо и темно.
12. Укажите предложение, подходящее под описание
Пове ствовательное,
невосклицательное,
п р о с т о е ,
односоставное, неопределенно-личное, распространенное, не
осложненное.
1.
Попробуем во всем разобраться.
2.
Вечерами работалось особенно хорошо.
3.
На площади возводят здание нового театра.
4.
В деревнях и селах готовятся к севу.
13.
В
каком
варианте
ответа
правильно
указана
характеристика
предложения?
Если бы природа могла чувтвовать благодарность к человеку
за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту,
то
прежде
всего
эта
благодарность
выпала
бы
на
долю
писателя Михаила Михайловича Пришвина.
1)
сложносочиненное;
2)
сложноподчиненное, состоящее из трех частей;
3)
сложноподчиненное, состоящее из четырех частей;
4)
сложное с сочинительной и подчинительной связью.
14.
В
каком
варианте
ответа
указана
верная
характеристика
предложения (знаки препинания не расставлены)?
Медведь
так
полюбил
Никиту
что
когда
он
уходил
куда-
нибудь зверь тревожно нюхал воздух.
1)
сложноподчиненное
предложение
с
однородным
подчинением придаточных;
2)
сложноподчиненное
предложение
с
последовательным
подчинением придаточных;
3)
сложноподчиненное
предложение
с
параллельным
подчинением придаточных;
4)
сложноподчиненное предложение с одним придаточным.
15.
Укажите предложения, в которых средством связи частей
предложения являются союзные слова
1.
Однажды, когда на море начался шторм, кончилась дружба
старых приятелей.
2.
И блеск очей открытых, но суровых, когда смеялся он иль
говорил, невольный страх на душу наводил.
3.
Она не сводила глаз с дороги, что ведет через рощу.
4.
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается
ныне.
16.
Укажите предложения, в которых средством связи частей
предложения являются союзы
1.
Отец мой скончался тогда, когда мне был шестнадцатый
год.
2.
Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год.
3.
Я был уверен, что виною всему было самовольное мое
отсутствие из Оренбурга.
4.
Она не знала, куда ей идти.
17. Отметьте предложение, которому соответствует схема
[1], и [2], (3), (4). (знаки препинания не расставлены):
1.
Нам
не
сидится
на
ме сте
и
мы
о т п р а в л я е м с я
путешествовать
как
только
солнце
начинает
греть
по-
летнему и земля обсохнет после весеннего разлива.
2.
Она не принимала участия в серьезных разговорах её в
семье еще не считали взрослой и как маленькую называли
Мисюсь потому что в детстве она называла так мисс свою
гувернантку.
3.
Марью Ивановну снарядили и через несколько дней она
отправилась
в
дорогу
с
верной
Палашей
и
с
верным
Савельичем который утешался по крайней мере что служит
нареченной моей невесте.
4.
По сумрачному небу носились густые тучи и хотя шел
только третий час дня было темно.
18. В каком варианте ответа верно составлена схема предложения
(знаки препинания не расставлены)?
В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы и
казалось что лето окончилось навсегда и земля уходит все
дальше в глухие туманы.
1.
[1], и, [2], (3) и (4).
2.
[1], и [2], (3) и (4).
3.
[1], и [2], (3).
4.
[1], и [2], (3), и [4].
19. В каком варианте ответа верно составлена схема предложения?
Лишь изредка если вблизи замечалась лодка или что-нибудь
подозрительное скользил по воде яркий луч прожектора но
через минуту-две он мгновенно исчезал и снова водворялась
тьма.
1.
[ ,(с. если…), ], но [ ], и [ ].
2.
[ ], (с. если…), но [ ], и [ ].
3.
[ ,(с.если…), ], но [ О и О].
4.
[ ,(с. сл. если…), ], но [ ], и [ ].
20. Укажите верную характеристику предложения
Пока будут живы на земле хотя бы два человека, которые
будут обсуждать между собой восход солнца, или внезапную
болезнь,
или
рождение
ребенка,
будут
существовать
представления об этих событиях.
1)
сложносочиненное;
2)
сложноподчиненное, состоящее из двух частей;
3)
сложное предложение с сочинительной и подчинительной
связью;
4)
сложноподчиненное, состоящее из трех частей.
21. Укажите верную характеристику предложения
Животные
постоянно
должны
опасаться
врагов
и
искать
контакта с родственными организмами, хотя бы для того,
чтобы обзавестись потомством, воспитать его, подготовить
к
самостоятельной
жизни,
–
без
этого
немыслимо
дальнейшее существование вида.
1)
сложносочиненное;
2)
сложноподчиненное;
3)
бессоюзное сложное;
4)
сложное
предложение
с
бессоюзной
и
подчинительной
связью.
22. Укажите предложение, подходящее под описание
Повествовательное,
невосклицательное,
сложносочиненное
предложение, состоящее из двух частей, соединенных между
собой соединительным союзом; одна из частей представляет
собой односоставное неопределенно-личное предложение.
1.
На
строительной
площадке
работал
кран
и
забивали
в
землю бетонные сваи.
2.
Изредка пропоет комар да ветерок качнет вершину.
3.
Наступила зима, и первый снег упал на землю.
4.
У него закружилась голова и помутилось в глазах.
23. Отметьте предложение, подходящее под описание
Повествовательное,
сложноподчиненное
предложение
с
несколькими
придаточными,
два
из
них
изъяснительные,
подчинение последовательное.
1.
Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и
объявил, что лошади…ожидали его уже четвертые сутки.
2.
Княжна
Марья
умоляла
брата
подождать
еще
день,
говорила, что она знает, как будет несчастлив отец, если
Андрей уедет, не помирившись с ним.
3.
Когда
Варламов
подъезжал
к
заднему
возу,
Егорушка
напряг свое зрение, чтобы получше рассмотреть его.
4.
Он
знал
по
опыту,
что
если
полковник
замолчал,
то
пробовать продолжать с ним разговор бесполезно.
24. Укажите тип предложения по структуре (знаки препинания не
расставлены)
Я не двигаюсь я скрыт пучками травы и ветра нет но я уверен
что рысь меня все равно обнаружит у хищников есть какое-
то особое чутье на присутствие посторонних.
1)
сложное
предложение
с
различными
видами
связи:
подчинительной и сочинительной;
2)
сложное
предложение
с
различными
видами
связи:
сочинительной и бессоюзной;
3)
сложное
предложение
с
различными
видами
связи:
сочинительной, подчинительной и бессоюзной;
4)
сложное
предложение
с
различными
видами
связи:
подчинительной и бессоюзной.
25.
Установите
соответствие
между
предложением
и
его
характеристикой (знаки препинания не расставлены)
1.
В большой прихожей освещенной весело потрескивающей
горящей печью на сундуке покрытом волчьим мехом сидела
Лиля задумчиво глядя на огонь.
2.
Буркин
и
Иван
Иваныч
вышли
на
балкон
отсюда
был
прекрасный вид на сад и на плёс который теперь на солнце
блестел как зеркало.
3.
Я взошел в хату две лавки и стол да огромный сундук возле
печи составляли всю её мебель.
4.
То скрипнет дверь то тихо отворится калитка.
а) сложносочиненное;
б) бессоюзное;
в) сложное с различными видами связи;
г) простое осложненное.
26.
Установите
соответствие
между
предложением
и
его
характеристикой
1.
Чемодан
внесли
кучер
Селифан,
низенький
человек
в
тулупчике, и лакей Петрушка…
2.
Я стоял одиноко на обледенелом перроне, затерянном среди
степей Башкирии.
3.
Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась.
4.
Наконец добрались до места ночлега.
а) простое, неосложненное;
б) простое, осложнено обособленным приложением;
в)
простое,
осложнено
обособленным
обстоятельством,
выраженным деепричастным оборотом;
г) простое, осложнено обособленным определением.
27.
Продолжите
фразу
(ответ
вводится
одним
словом
в
именительном падеже)
Предложение,
имеющее
все
структурно
необходимые
члены,
называется…
28.
Вставьте пропущенное слово (ответ вводится одним словом в
именительном падеже)
… – средство связи частей предложения, которое нельзя заменить
указательным местоимением или местоименным наречием.
29. Верно ли утверждение?
Земля
казалось
во
много
раз
увеличивала
силу
своего
притяжения. Судьба всех людей кажется одинаковой. (знаки
препинания не расставлены)
Оба
предложения
–
это
простые
предложения,
осложненные
вводными словами.
1)
верно;
2)
неверно.
30. Верно ли утверждение?
По
цели
высказывания
все
предложения
делятся
на
восклицательные и невосклицательные
1)
верно;
2)
неверно.
Ключи к тесту
№ № вопроса