Автор: Колчанова Ольга Олеговна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад "Радуга" Населённый пункт: г. Оса Наименование материала: Креативные формы работы с детьми Тема: Фестиваль чтецов "Край родной, навек любимый" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
Фестиваль чтецов
«Край родной, навек любимый»
Старший воспитатель: Колчанова Ольга Олеговна
г. Оса
Введение
Культура речи
- явление многоаспектное, главным её результатом
считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка.
Чтение
литературных
произведений
раскрывает
перед
детьми
всё
неисчерпаемое
богатство
русского
языка,
способствует
тому,
что
они
начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в
самостоятельном словесном творчестве.
Однако ситуация во многих детских садах такова, что на изучение
литературных
произведений
программами
воспитания
и
развития
детей
выделено очень малое количество времени.
С т а л и
с о в р е м е н н ы м и
с л е д у ю щ и е
в и д ы
д е я т е л ь н о с т и :
экспериментальная, познавательная, изобразительная.., а заучивание наизусть
стихов наблюдается лишь при подготовке к музыкальным праздникам. Далее
проблема приобретает более широкий масштаб: трудности в общении со
сверстниками и взрослыми, чтение в начальной школе – далеко не самый
любимый предмет, а следствием того является абсолютная потеря интереса к
русской и зарубежной классике в более зрелом возрасте.
Восприятие литературного произведения будет полноценным только
при
условии,
если
ребёнок
к
нему
подготовлен.
Поэтому
необходимо
обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные
средства произведений художественной литературы.
Постепенно
у
детей
вырабатывается
избирательное
отношение
к
литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы выделили следующие
проблемы в образовательно-воспитательном процессе МДОУ детский
сад:
У детей старшего дошкольного возраста слабо проявляется интерес и
любовь к книге как к источнику знаний;
При чтении художественной литературы дети предпочитают сказки или
юмористические рассказы;
Дети
подготовительной
группы
могут
прочитать
наизусть
1
–
2
стихотворения (чаще всего с последнего музыкального праздника).
Перечисленные
проблемы
стали основанием
для
организации
совместной
деятельности
с
детьми
и
родителями
в
форме
«Фестиваль чтецов».
ЗАДАЧИ Фестиваля:
-
развивать умение читать стихи наизусть эмоционально, осмысленно,
интонационно верно.
-
воспитывать
интерес
и
желание
слушать
и
следить
за
развитием
действий в художественном произведении
-
воспитывать уважительное отношение к своей Родине.
Результат:
Эффективность для ребёнка:
-
возможность
проявить
творчество
в
исполнении
литературных
произведениях, песнях и танцах
Эффективность для родителей:
-
высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ с целью
более качественной организации работы с родителями
-
положительная
оценка
деятельности
ДОУ,
воспитателей
и
специалистов со стороны родителей.
Эффективность для педагогов:
-
заинтересованность
педагогов
в
творчестве
и
применении
в
педагогической деятельности креативных форм работы с детьми
-
личностный и профессиональный рост педагогов.
Таким образом, систематическая организация Фестивалей чтецов
на разнообразные темы позволяет знакомить детей с художественными
произведениями
стихотворной
формы.
Заучивание
стихов
оказывает
благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка
и словесного творчества детей.
Механизм подготовки и проведения Фестиваля:
№
Мероприятие
Ответственный
Сроки
выполне
ния
Организационный этап
1.
Выбор тематики Фестиваля, включение мероприятия в годовой план.
Педагогический Совет
ДОУ
Август
2
Составление
и
утверждение
плана
мероприятий
для подготовки
воспитателей и детей к Фестивалю. Выбор творческой группы
для организации Фестиваля.
Заместитель
заведующей по
ОВР
Август
Внедренческий этап
1.
Отбор литературных произведений для заучивания наизусть детьми в
соответствии
с
выбранной
тематикой.
Рассмотрение
их
творческой
группой.
Включение
выбранных
произведений
в
циклограмму
совместной деятельности и занятий с детьми.
Воспитатели
Творческая группа
Сентябрь
2
Изготовление
мнемотаблиц
для
продуктивной
деятельности
по
заучиванию наизусть выбранных произведений (приложение № 1)
Воспитатели
Октябрь
3
Подбор
музыкального
материала
для
организации
и
проведения
Фестиваля.
Музыкальный
руководитель.
Октябрь
4
Оргнизация совместной деятельности в группах по заучиванию
наизусть
литературных
произведений
(беседы
об
авторах,
об
исторических
событиях
и
т.д.)
в
соответствии
с
методикой
(Приложение № 2)
Творческая группа
Ноябрь
5
Мини-фестивали чтецов в группах.
Воспитатели
Декабрь
6
Фестиваль Чтецов в ДОУ «Край родной, навек любимый».
Педагогический
коллектив
ДОУ
Декабрь
Аналитический этап
1
Круглый стол: «Итоги проведения Фестиваля чтецов». Публикация
мероприятия в СМИ. Распространение опыта проведения мероприятия
через конкурс «Креативные формы работы с детьми».
Педагогический
коллектив
ДОУ
Декабрь
Сценарий мероприятия: «Фестиваль чтецов»
«Край родной, навек любимый»
Цели: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1.
Выявить и расширить знания о государственной символике.
2.
Познакомиться с гербом края и родного города.
3.
Сформировать чувство уважения и интерес к истории Родины.
4.
Воспитывать уважительное отношение, к природе, малой Родине.
5.
Развивать умение читать стихи наизусть эмоционально, осмысленно,
интонационно верно.
Предварительная работа:
Разучивание стихов с детьми разных возрастных групп.
Оформление зала:
- «Семейное древо» - воспитанников ДОУ, педагогов ДОУ
- Фотовыставка «Мой отчий дом»
- выставка рисунков «Мой город Оса»
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Информационные ресурсы:
Презентация к «Фестиваль чтецов»
Участники:
Выступающие – дети всех возрастных групп
Приглашенные – родители, педагоги ДОУ
Ход мероприятия
Ведущий
Звучит музыка. Дети входят в зал и рассаживаются на свои места.
Слайд 1
Добрый день дети, уважаемые гости!
Я рада приветствовать вас в нашем зале.
Звучит музыка
У меня есть Родина – Россия.
Это счастье - это жизнь моя,
Это моя будущая сила,
Это - моя дружная семья.
Что означает слово Родина? (ответы детей)
Дети подготовительной группы читают стихи о Родине:
1.
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк,
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда,
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
2.
Родина
Родина, слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Ведущий
Слайд 2
Наша родина Россия. Все мы с вами россияне .
У каждого государства есть свои государственные символы и столица Родины
Ведущий
Слайд 3
Государственными символами нашей Родины являются Герб, Флаг, Гимн
Дети средней группы читают стихи
Три главных символа страны
Запомни крепко ты:
Старинный герб,
Трёхцветный флаг
И величавый гимн
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
Трёхцветный флаг
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Гимн – торжественная песня
В честь страны моей родной.
Стоя, гимн поём все вместе,
Стоя, слушаем его.
гимн (см. звуковой файл - гимн)
(Всем предлагается встать)
Ведущий
Слайд 4
Столица нашей Родины - г.Москва
Ведущий
Слайд 5
На огромной территории России находится край, в котором мы живем
Это наш общий дом
Мой Пермский край!
У нас с тобой все впереди
Судьбой дано
Нам вместе за руку идти.
Читают стихи дети старшей, подготовительной группы группы
1.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!
2.
Седой Урал, мой край, что с детства мил мне,
В тебя любовью первой влюблена,
Седой Урал, жемчужина России,
Твоим богатством славится она.
Седой Урал, земля таинства полная,
Другой такой я в мире не найду,
Я поднимусь туманом в небо вольное,
Дождинкой в твои воды упаду.
Всё с детских лет здесь дорого и мило:
Овраги, тропки,степи и поля,
Седой Урал, ты часть большого мира,
Я - маленькая капелька твоя!
3.
Мой Пермский край!
У нас с тобой все впереди
Судьбой дано
Нам вместе за руку идти.
Седой Урал!
Ты вместе с нами молодым
сегодня стал.
Мой Пермский край —
Где начинается рассвет,
Мой Пермский край,
Пусть Бог хранит тебя от бед!
Сегодня, завтра и всегда ты процветай,
Мой Пермский край!
Ведущий:
А другое название нашего края – Прикамье, это значит земля лежащая при
Каме реке
Читают стихи дети средней группы
У берёзки из-под корней льётся крохотный ручей.
Светлый, бойкий родничок.
А из крошки – родничка Кама выросла река
По реке по Каме теплоход плывёт,
Возле нашей пристани голос подаёт.
Мне всего милее вечная река
Днём она, как небо,
Ночью в – огоньках
У реки у Камы рощи и поля,
У реки у Камы Родина моя
Эх, Кама, Кама, Камушка,
Крутые берега,
Ты самая красивая,
Родимая река
Ведущий
Слайд 6
У нашего края есть тоже своя государственная символика
Ведущая
Слайд 7 символика пермского края
И свой краевой центр – г.Пермь
Ведущий
Слайд 8
Если посмотреть на карту Пермского края, то можно увидеть маленькую точку,
которая показывает место нахождения нашей малой Родины. Какой это город?
(Оса)
Почему она так называется (версии детей)
Дополнения ведущего
Ведущий
Слайд 11 (Символика города Оса)
У нашего города тоже есть своя символика
Знаете ли вы, что означает каждый элемент герба (ответы детей)
Поясняет каждый элемент герба
Ведущий
Слайд 10
Стихи о малой Родине читают дети старшей, подготовительной группы
Город мой Оса
В наряде белокаменном
За голубою дымкою
Раскинулась над Камою
Сторонушка Осинская
Узорными соборами
Взметнулась в небо синее
Оса моя, судьба моя –
любовь неугасимая.
Зелёными берёзками
Прохожие любуются,
Какая удаль русская
Твои чертила улицы?
Любить тебя не - разлюбить,
Обнять не хватит силушки,
Красу твою мне не забыть,
Оса моя, Осинушка!
Родной, любимый город!
Ты всем осинцам дорог.
Умы твои и руки
Творили чудеса.
Ты город нашей чести,
Ты город нашей песни.
Тобою мы гордимся,
Красавица Оса.
Ведущий: наш город славится красотой старинных домов и пышной
зеленью.
В зал заходят дети 2-ой младшей группы и читают стихи
1.
Берёзка
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
2.
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
3.
Ели
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата – елочки,
Тонкие иголочки –
У лесных ворот
Водят хоровод
Ведущий: А ещё в нашем городе есть краеведческий музей, слава
которого звучит далеко за пределами нашего города
Стихотворение «Наш музеё» Читает ребёнок подготовительной группы
В нашем городе музей есть,
Экспонатов в нем не счесть.
Самовары с утюгами,
И большими кочергами,
Есть весы старинные,
И лебедки длинные,
Ступа есть, корыто рядом,
И станок окинешь взглядом,
Половик висит на нем,
Сейчас таких уж не найдем.
Прялок много расписных,
И медалей наградных.
Есть с 19 века
Умывальник человека.
Планшетов много на стене:
О городе и о войне;
Кто геройски пал в бою,
Погиб за родину свою,
Кто в тылу трудился честно;
Все ребятам интересно.
В гости тоже приходите,
На музей наш поглядите.
Ведущий
Слайд 20
Что мы с вами можем сделать, чтобы наш город стал лучше? (ответы детей)
Ведущий
Спасибо за прекрасный вечер.