Авторы: Винокурова Алла Валерьевна, Сорокина Елена Борисовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Речь беднеет - вот вопрос? Нам поможет в этом ФГОС!"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему «Речь беднеет, вот вопрос! Нам поможет в этом ФГОС»
ОБУЧЕНИЕ РОДНОМУ ЯЗЫКУ — ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ
ДЕТСКОГО САДА (Е.И. Тихеева)
Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны
быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии
ребенок должен приобщаться с первых годов жизни. Речь развивается и
проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют
постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на
содержание, так и на структуру речи. Собеседниками ребенка должны
быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок
вращался в среде своих сверстников, чтобы ему были предоставлена
широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями
и чувствами, и этим путем развивать свою речь.
Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между
последними
нет
более
существенной и
важной
по
значению,
чем
способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи,
методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей
системы воспитания в детском саду.
Методы и приемы формирования грамматически правильной, связной
речи.
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные
упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.
1)
Дидактические
игры
проводятся,
главным
образом,
с
детьми
младшего и среднего возраста. Дидактические игры – эффективное
средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря
динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности
детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в
повторении
нужных
словоформ.
Дидактические
игры
могут
проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без
наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах
и действиях играющих.
В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием)
отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные
действия, образуя нужную грамматическую форму. Обязательное требование
к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен
эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой
игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий
цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним
совершать.
2)
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки
(мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам
воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого
рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных
жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении
предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с
прилагательными.
Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем,
которые
предъявляются
и
к
дидактическим
играм.
Специальные
упражнения направлены на формирование грамматических навыков в
области морфологии, синтаксиса и словообразования.
Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи
дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на
распространение предложений, на добавление придаточных предложений
и др. В современных методических и учебных пособиях предлагаются
грамматические упражнения для всех возрастных групп:
3) Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для
формирования умения строить простые и сложные предложения.
4)
Пересказ коротких рассказов и сказок
– ценное средство для
обучения детей построению предложений, так как само художественное
произведение
является
образцом
правильной
в
грамматическом
отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают
язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием
занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их
возрастом. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам
можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они
предупреждают
ошибки
детей,
помогают
сосредоточить
внимание
ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец
правильной
речи
педагога
играет
важную
роль
на
первоначальных этапах обучения.
Приемы формирования грамматически правильной речи:
1)
Объяснение, как следует употреблять трудные формы.
2)
Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное
повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по
одному. Используются и такие приемы, как создание проблемных
ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы
подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к
исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.
В
морфологии,
синтаксисе
и
словообразовании
используются
типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В
словообразовании,
например,
используется
прием
раскрытия
словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется
потому, что это специальная посуда для сахара». В синтаксисе
применяются
подбор
однородных
определений,
дополнение
предложений и другие приемы.
Основные требования к построению занятия
Усвоение
грамматических
форм
–
сложная
интеллектуальная
деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом
занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу.
Поэтому:
-
занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей
положительные эмоции, проходить интересно и живо;
- играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их
повторяют и запоминают непроизвольно. Важно, чтобы грамматические
формы осваивались в живой речи и становились привычными;
- необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное
отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и
в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок –
показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической
стороной языка и осознания явлений языка и речи;
- в ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и
осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе
слова и особо на произношении окончаний. Практика речевого общения –
важнейшее
условие
формирования
грамматических
навыков.
Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной
обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических
форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в
уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение
детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Методика исправления ошибок О. И. Соловьевой, А. М. Бородич:
-
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают
осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить
правильно;
- неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление
неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит,
так и у тех детей, которые его слышат;
- не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему
подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы
хотим»);
- нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить
повторить его. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно
и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка.
Допустимо исправление, отсроченное во времени. С детьми младшего
возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном
в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует
фразу или словосочетание.
Средний дошкольный возраст.
На пятом году жизни у детей появляется большое количество
морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения,
усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы
правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в
речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических
форм. Формированию грамматических навыков помогают возникающая в
этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у
ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять
слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка
взрослыми его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно
сказать правильно?»).
В
средней
группе
расширяется
круг
грамматических
явлений,
подлежащих усвоению. Содержание обучения усложняется: продолжается
обучение употреблению форм родительного падежа единственного и
множественного числа существительных, согласованию существительных и
прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм
глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и
числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. На
ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже
сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно
изменять
трудные
для
них
слова.
На
данном
этапе
формирование
грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с
развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию. В
методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими
группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм
с
жизненными
ситуациями,
отсюда
–
необходимость
использования
наглядности. Если в младших группах преимущественно используются
игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени.
Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.
На
пятом
году
жизни
детям
предоставляется
большая
самостоятельность
в
образовании
трудных
грамматических
форм,
с
которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом
ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного
изменения слов с целью предупреждения ошибок. Программное содержание
и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх
и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла
в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с
медвежатами). В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а
множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют
местоположение не одной игрушки, а нескольких). Повышаются требования
к
детям.
Воспитатель
добивается
от
детей
четкости
и
внятности
произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме,
повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает
поиск ребенком словоформы. Учитывая растущее у детей осознание
особенностей
речи,
педагог
привлекает
ребенка
к
исправлению
его
собственных
и
чужих
ошибок
(ребенок
ошибся,
сказав
«котенка»,
воспитатель спрашивает, как сказать правильно).
В средней группе продолжаются формирование навыков употребления
существительных во множественном числе в именительном, родительном и
винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой
принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен
существительных. Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсальна
для
упражнения
детей
всех
возрастных
групп
в
употреблении
существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней
группе подбирают более трудные слова: туфли – туфель, сапоги – сапог,
тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий. Эту же игру
можно использовать для усвоения категории винительного падежа. Довольно
часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так
как одушевленные и неодушевленные существительные изменяются по-
разному.
Список использованных источников
1.
Короткова Э.П.
"Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г.
2.
Тихеева Е.И.. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста):
Пособие для воспитателей дет. сада/ Под ред. Ф. А Сохина. - 5-е изд. –
М.: Просвещение, 1981. – 159с
.
3.
Ушакова
О.С.,
Струнина
Е.М.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк.
образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. —
288 с.
4.
Яшина В.И., Алексеева М.А. Теория и методика развития речи детей :
учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина,
М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и
доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.