Напоминание

"Менделеев-величайший ученый, педагог и патриот нашей страны"


Автор: Кучур Екатерина Юрьевна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: Оредежская СОШ
Населённый пункт: Лужский район Ленинградская область
Наименование материала: проект
Тема: "Менделеев-величайший ученый, педагог и патриот нашей страны"
Раздел: полное образование





Назад




МОУ Оредежская СОШ

Менделеев Д.И- гениальный ученый, практик, педагог и

государственный деятель.

Работу выполнила Таланова София

Руководитель проекта Кучур Екатерина Юрьевна.

2022г. п.Оредеж

Цели: изучить жизнь и деятельность Д.И.Менделеева с целью дока-

зать, что Д.И.Менделеев гениальный человек науки ,наследие кото-

рого актуально и современно и 21 веке.

Задачи:

·

выделить в биографии наиболее интересные и значимые мо-

менты

·

познакомить с педагогической и хозяйственной деятельностью

Д.И.Менделеева.

·

представить результаты анкетирования

·

сделать выводы

·

Для решения поставленных задач были использованы следую-

щие методы:

·

анализ научно-популярной литературы о жизни и деятельности

Д.И.Менделеева.

·

информация из сети Интернет

·

анкетирование

Анкетирование

1-Кто такой Д.И.Менделеев.В чем его главная заслуга?

2-Назовите число элементов в таблице Д.И.Менделеева.

3-Что можно рассказать о химическом элементе по его положению в

периодической таблице.

4-какие элементы были названы в честь ученых.

5-Если среди них названый в честь Д.И.Менделеева.

6-Согласны ли вы с утверждением, что таблицу элементов Менделеев

Д.И. увидел во сне.

7-Как вы считаете, открытие периодического закона и Периодической

системы химических элементов имело существенное значение для

развития химической науки.

8-Кроме открытия периодического закона, что вы еще слышали о ра-

ботах и деятельности Д.И.Менделеева.

9- Как вы думаете была вручена Д.И.Менделееву нобелевская пре-

мия.

Результаты анкетирование. Анкетирование проводилось среди уча-

щихся 9 класса.Приняли участие 18 человек.

На 1 вопрос все ответили, что Менделеев создал Периодическую си-

стему элементов.

На 2 вопрос большинство 12 человек ответили правильно, а именно

118 элементов известно в настоящее время.

На 3 вопрос 9 человек отметили, что по положению в периодической

таблице можно рассказать о строении атома (количестве

электронов ,протонов, нейтронов),принадлежности элемента к метал-

лам или неметаллам ,характере оксидов и гидроксидов.

На 4 вопрос 14 учащихся назвали ученых в честь которых названы не-

которые элементы.

На 5 вопрос практически все сказали ,что есть такой элемент, назван-

ный в честь Д.И.Менделеева его номер в таблице (№101Md)

На 6 вопрос Да- ответили- 3человека, не знаю-7 человек,нет-8.

На 7 вопрос Да- ответили 11 человек, нет-1, не знаю-6 человек.

На 8 вопрос 10человек знают только об открытии МенделеевымД.И.

периодической таблицы и больше ничего не знают,2 человека слыша-

ли, что он изобрел порох,2 отметили, что он изобрел трубопроводы

для нефти, трое ,что он работал с водкой, один сказал, что он добавил

новые элементы в периодическую таблицу.

На 9 вопрос 9 учащихся считают, что нобелевская премия была вруче-

на МенделеевуД.И, 6 человек считают, что не была вручена,3 ответи-

ли, что не знают.

На основании проведенной анкеты я решила больше внимания уде-

лить

всесторонней деятельности Менделеева Д.И,показать, что он был не

только великим химиком, создателем Периодической системы, он по-

казал себя прекрасным физиком-экспериментатором, занимался пе-

дагогической деятельностью ,был подлинным патриотом нашей стра-

ны. всесторонне развитым человеком.В нашей стране очень много

русских ученых, которые внесли огромных вклад в развитие химиче-

ской науки и химической промышленности.Мы можем гордиться тем,

что именно в нашей стране родился один из великих ученых- гениев

Д.И.Менделееев.Актуальность работы в том, что на уроках химии мы

не знакомимся с жизнью и деятельностью ученых, а жизнь таких лю-

дей ,как правило очень интересна.Моя задача найти, изучить и систе-

матизировать материал по данной теме.

Научная деятельность Д.И.Менделеева охватывает многочисленные

отрасли знаний.Теория и практика были у Дмитрия Ивановича нераз-

делимы.Менделеев Д.И. является автором фундаментальных иссле-

дований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике,

основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству,

химической технологии, народному просвещению и других работ тес-

но связанных с потребностями развития производительных сил Рос-

сии.

В научной деятельности ученый видел, по его словам" первую службу

Родине".Менделеев-почетный член более 90 академий наук, научных

обществ. универитетов и институтов разных стран мира.

Менделеев опубликовал 431 научную работу, по различным вопро-

сам, в том числе 146 по химии, 99 посвящены различным областям

техники, 36 по экономике и социологии, 22 по географии, 29 по дру-

гим вопросам.

Наиболее полно Д.И. Менделеев предсказал свойства галлия, герма-

ния, скандия.

Эти химические элементы были открыты позже, Лекоком де Буабо-

драном, К. Винклером,Л. Нильсоном.

Д.И.Менделеев привел в систему разрозненные сведения о изомор-

физме, и это сыграло свою роль в развитии геохимии.Его коллекция

минералов бережно храниться и сейчас в музее кафедры минерало-

гии С-Петербурского университета.

В 1860 году он открыл критическую температуру кипения, выше кото-

рой вещество не может находиться в жидком состоянии, сконструиро-

вал прибор для определения плотности жидкости.

Создал гидратную теорию растворов.Развил идеи о существовании

соединений переменного состава.

Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д.И.

Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят

продолжение в работах, посвященных кораблестроению и освоению

арктического мореплавания.Эта часть научного творчества Д.И.Мен-

делеева в наибольшей степени определяется его сотрудничеством с

адмиралом С.О.Макаровым- рассмотрением научных сведений, полу-

ченным последним в океанических экспедициях.Занимаясь изучени-

ем растворов ,Д.И,Менделеев проявляет большой интерес к результа-

там исследования плотности морской воды, которые были получены

С.О.Макаровым в кругосветном плавании на корвете" Витязь" в 1887-

1889 годах.Эти ценнейшие данные высоко оценивал

Д.И.Менделеев,включивший их в сводную таблицу, величин плотно-

сти воды при разных температурах.

Продолжая взаимодействия с С.О.Макаровым,начатые при разра-

ботке порохов для морской артиреллии,Менделеев включается в ор-

ганизацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый

океан.Выдвинутая С.О.Макаровым идея этой экспедиции нашла от-

клик у Д.И.Менделеева,видевшего в таком начинании реальный путь

решения многих важнейших экономических проблем: связь Беринго-

ва пролива с другими русскими морями положила бы начало освое-

нию Северного морского пути, что делало доступными районы Сиби-

ри и Крайнего севера.

Провел глубокие исследования свойств разреженных газов.Нашел в

1874 г общее уравнение состояния идеального газа.(уравнение

Клапейрона-Менделеева).

В 1874 году выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тя-

желых металлов(на сегодняшний день большинством ученых не при-

нимается),а также предложил принцип дробной перегонки при пере-

работке нефти.

Выдвинул в 1880 году подземной газификации углей.Занимался во-

просами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использо-

вание минеральных удобрений, орошения засушливых земель, при-

нимал участие в разработке бездымного пороха. Автор ряда работ по

метрологии.Создал точную теории весов, предложил точнейшие при-

емы взвешивания.Сноября 1882 года принял предложенную ему

должность хранителя Депо образцовых мер и весов, .впоследствии

названное Главной палатой мер и весов

За свои научные заслуги Менделеев был избран членом более 70 ака-

демий и научных обществ разных стран мира.

Вторая служба-педагогическая деятельность.Менделеев был автором

учебника "Основы химии",который при его жизни выдержал 8 изда-

ний и не раз переводился на иностранные языки.Менделеев Д.И. пре-

подавал во многих учебных заведениях Петербурга.

Менделеев Д.И. стоял у истоков высшего женского образования в

России.При деятельном участии Д.И.Менделеева было создано Рус-

ское Химическое общество.(Ныне Всесоюзное химическое общество

имени Д.И,Менделеева.

Д.И.Менделеев проявил себя подлинным патриотом ,заботившим о

развитии и будущем России.Он постоянно вникал в насущные нужды

промышленности, посещал фабрики и заводы, рудники и шахты.Раз-

работал методику получения дополнительных количеств бензина и

керосина из паров нефти.МенделеевД.И. первый предложил переве-

сти на нефтяное топливо морской флот.В 1892г. под Москвой по

проекту Д.И.Менделеева была построена установка непрерывного

действия по переработке нефти.

Интересовался воздухоплаванием.В 1875 году он изобрел стратостат,

а в 1887 г .во время солнечного затмения в возрасте 53 лет он один

поднялся на воздушном шаре для изучения явлений наблюдаемых

при затмении.

Приобретя небольшое имение под Москвой он ввел многопольное

хозяйство с рациональным внесением минеральных удобрений.Изу-

чать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной акаде-

мии.Авторитет Менделеева был настолько высок, что его постоянно

приглашали для решения сложных экономических проблем.Незадол-

го до смерти он опубликовал книгу "К познанию России", в которой

наметил обширную программу развития производительных сил стра-

ны.

Менделеев был одним из культурнейших людей своего времени.Он

глубоко интересовался литературой и искусством, собрал огромную

коллекцию репродукций картин художников разных стран и народов

На его квартире часто проходили встречи выдающихся деятелей нау-

ки и культуры.Портреты Менделеева при жизни писали

И.Е.Репин,М.А.Врубель.Н.А.Ярошенко,И.Н.Крамской.В 90-годах

Д.И.Менделеев был избран членом Совета Академии художеств в Пе-

тербурге.Он любил живопись, даже публиковал рецензии о картинах.

С художником А.И.Куинджи Дмитрий Иваныч работал над созданием

долговечных красок.По средам Д.И.Менделеев принимал в своей

квартире друзей.Здесь бывали А.П.Бородин,Н.Н,Зинин,И.Н.Крамской-

И.Е.Репин,А.И.Куинджи,Н.А.Ярошенко и другие.Это были" менделеев-

ские среды".

Менделеев Д.И. любил музыку.Друзья даже прозвали его "Леонорой"

за то, что он часто напевал увертюру из оперы Бетховена

"Леонора".Одно из своих писем к Менделееву композитор Бородин

заканчивает шутливыми словами: "Прощай Леонора."

Умер Менделеев Д.И. 2 февраля 1907 года.На всех родных самое

сильное впечатление произвела несметная толпа народа, провожав-

шего ученого в последний путь.Молодежь несла в руках периодиче-

ские таблицы.Это было лучшим венком и лучшим украшением на по-

хоронах ученого, трудившего всю жизнь для своей страны

Д.И.Менделееву установлены памятники г.Тобольск-родина ученого,

г.Ленинград(ныне С-Петербург)-три памятника, один из них около

института метрологии.,г.Москва-два памятника.

Именем ученого химика названы подводный хребет, расположенный

в центральной части Северного Ледовитого океана, его протяжен-

ность 1500км.,

вулкан на острове Кунашир, расположенный к юго-западу от г.Южно-

Сахалинск.

ледник, находящийся в массиве Вольта.

кратер ,вблизи моря Москва.

ЮНЕСКО объявил 1984 год годом МенделееваД.И.,он был назван са-

мым великим ученым всех времен.Выпускались конверты,

открытки ,марки с изображением ученого.

В 2017 году памятник Менделееву украсил бульвар Менделеева в

Мурино Ленинградской области. Памятник " Сон Менделеева" напо-

минает о знаменитом сне ученого, в котором он увидел Периодиче-

скую таблицу.

В С-Петербурге Периодическая таблица Менделеева была создана в

1935 году на Московском проспекте.

Самая большая таблица была установлена на стенах химического фа-

культета в Университете Мурсии в Испании.Есть и другие гигантские

таблицы Менделеева.Так в 2006 году в административном центре г.-

Чикаго из отдельных плакатов была собрана огромная таблица Мен-

делеева, которая простиралась на 8 этажей.

Его жизнь -прекрасный пример для подражания и школьнику и сту-

денту и ученому.

Весь его талант продолжает светить через века.

Литература

·

"Книга по химии для домашнего чтения"

Степин Б.Д., Аликберова Л. 1995

М. "Химия"

"Д.И.Менделеев и физико-химические

науки" А.А. Макареня, 1972 М.

Атомиздат

"Д.И.Менделеев в воспоминаниях совре-

менников", 1973 М.

Атомиздат 4. "Периодический закон

Д.И.Менделеева" А.А.Макареня,

Д.Н. Трифонов, 1969 М. "Просвещение"

"Книга для чтения по неорганической хи-

мии" часть I составитель

В.А.Крицман, 1983 и 1974 M."Просвеще-

ние"

. "Нефть и горючие газы в современном

мире" М.М. Судо, 1984, М.

"Недра"

"Химия на досуге" Г.И.Штремплер, 1993 М.

"Просвещение"

"Химия после уроков" В.М.Байкова, 1984

Петрозаводск изд-во

"Карелия"

"Увлекательная химия" Л.Е.Сомин, 1978

М. "Просвещение"

. Журнал "Химия в школе" N2 1989г.,N6

1989г.

Энциклопедия школьника. Неорганиче-

ская химия., 1975 М.

"Советская энциклопедия"



В раздел образования