Авторы: Глотова Галина Михайловна, Галина Михайловна Глотова
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»
Населённый пункт: с.Дерезовка
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных компетентностей образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дерезовская
средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия
Прокатова Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Формирование универсальных компетентностей образовательной
деятельности по физической культуре в ДОУ
Составил: воспитатель Глотова Г.М.
Государственная политика в сфере образования уделяет большое внимание
проблеме КОМПЕТЕНТНОСТНОГО подхода.
Компетентностный подход направлен на разрешение противоречий между
приобретенными знаниями и неспособностью их использования для решения
практических задач.
Итогом работы с использованием такого подхода является компетентность –
способность управлять своей деятельностью, видоизменять ее в зависимости от
складывающейся
ситуации,
условий
и
индивидуальных
особенностей.
Профессиональная компетентность педагога – достаточно сложное образование,
включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные
ориентации, свойства и качества личности. Вместе с тем ее структуру и содержание
следует рассматривать в контексте определенной области специализации. В нашем
случае – это область дошкольного физического воспитания.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в
области
физического
развития
представлена
теоретико-методической,
практической и личностной готовностью специалиста к решению задач обучения,
воспитания и оздоровления дошкольников, которая предусматривает наличие
знаний, умений, навыков в области физического воспитания детей и личностной
предрасположенности к профессиональной деятельности.
Выделяют следующие виды профессиональной компетентности
- нормативно-правовую,
- научно-методическую,
- организационно-управленческую,
- аутопсихологическую.
Нормативно-правовая компетентность отражает способность специалиста
ориентироваться в профессиональной деятельности с позиции законодательства,
определять
собственную
точку
зрения
на
основе
неразрывности
прав
и
обязанностей, решать проблемные ситуации образовательного процесса правовыми
средствами,
позволяет
педагогу
построить
результативную,
динамично
развивающуюся систему физического воспитания в учреждении дошкольного
образования.
Научно-методическая
компетентность
предполагает
направленность
педагога на систематизацию и углубление научно-теоретических, организационно-
методических, психолого-педагогических основ физической культуры, которые
необходимы
для
решения
приоритетных
задач
физического
воспитания
дошкольников - укрепления их здоровья, обеспечения гармоничного физического и
психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.
Научно-методическая компетентность это не столько знания, сколько умения и
навыки педагога добывать и использовать эти знания. Ее движущими силами
становятся, в первую очередь, стремление к достижению познавательной цели, к
открытиям, к продолжению начатого творческого дела.
Организационно-управленческая компетентность проявляется в оптимальной
организации процесса физического воспитания дошкольников, в управлении
педагогом
собственной
профессиональной
деятельностью
и
двигательной
деятельностью детей (коллективной, групповой, индивидуальной), в быстром,
гибком применении имеющихся знаний и опыта для решения практических задач
оздоровления, обучения и воспитания дошкольников.
Важную роль в приобретении навыков результативного управления процессом
физического воспитания детей играет практический опыт специалиста, его
творческая
индивидуальность
и
стремление
к
профессиональному
совершенствованию.
Аутопсихологическая компетентность связана с реализацией рефлексивных
способностей педагога в области физического воспитания, направленных на оценку
результатов своего труда, полное и глубокое познание себя как личности, осознание
своих сильных и слабых сторон.
Таким образом, отличительные признаки каждого вида профессиональной
компетентности обнаруживают профессионально значимые знания и умения
педагога в области физического воспитания, свойства и качества его личности,
отражают
специфику
профессиональной
деятельности:
направленность
на
формирование и реализацию двигательного потенциала детей, сохранение и
укрепление
их
здоровья,
развитие
у
дошкольников
интереса
к
занятиям
физическими упражнениями.
В результате целенаправленного педагогического воздействия у детей
формируются те двигательные качества, навыки и умения, которые служат базой
для формирования собственной физической компетентности.
Сущность физической компетентности дошкольника может быть заключена в
одной фразе: знаю, умею, могу, хочу! Поэтому, формирование физической
компетентности ребенка должна развертываться с учетом следующих позиций: от
первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье, через формирование
разнообразных умений и навыков, способностей применять эти знания в специально
организованной деятельности, к самостоятельной физкультурно-оздоровительной
деятельности, проявляя при этом свое двигательное творчество.
В структуре физической компетентности дошкольника выделяются такие
компетенции как:
Информационные компетенции (необходимый и доступный ребенку объем
знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре
человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и
гигиены, физического воспитания и др.).
Мотивационные
компетенции (формирование
личностно-значимых
и
общественно-значимых интересов и мотивов – понимание, что значит
физическая культура, занятия спортом для меня самого, для группы, для
команды, в которой я играю).
Операционально-деятельностные
компетенции (формирование
навыков
здоровья и физической культуры в целом, способов выбора разнообразных
упражнений;
конструирование
своего
поведения
в
социальной
действительности для достижения физического совершенства).
Рефлексивные компетенции (приобретение детьми собственного опыта
физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать
свое поведение; становление собственной позиции).
Одним из важных структурных элементов в формировании физической
компетентности являются формы организации физкультурно-оздоровительной
деятельности. Помимо традиционных занятий, используются такие формы, как:
занятия-сказки,
занятия-загадки,
гимнастика-путешествие,
недели
спорта,
занятия-тренировки, мини-походы, спортивные секции, праздники и развлечения,
дни здоровья. Все эти формы способствуют закреплению полученных навыков,
активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной
двигательной активности в сочетании с эмоциями.
Комплексное использование обозначенных форм предполагает широкую
палитру методов и приемов, реализация которых обеспечивает становление
разных
ключевых
компетенций.
Метод
упражнений
в
большей
мере
ориентирован
на
решение
задач
по
формированию
операционально-
деятельностных компетенций; методы исследования и экспериментирования – на
формирование информационных компетенций; игровые и тактические – на
формирование мотивационных компетенций.
Наиболее существенное значение в плане реализации комплексного подхода в
процессе
формирования
физической
компетентности,
имеет
метод
моделирования,
поскольку
позволяет
решать
задачи
всех
ключевых
компетенций.
Схемы и модели, по своему функциональному назначению можно условно
разделить на следующие группы:
«Предметные картинки» – на карточках помещены изображения спортивных
атрибутов, с которыми предстоит действовать дошкольникам по заданию
взрослого.
Задания:
1.
Выполнить любое задание с предложенными на карточке предметами
(цель: обращение к личному опыту ребенка).
2.
Придумать новые задания с предложенными предметами (цель: развитие
творческих замыслов).
3.
Объединиться парами и по двум карточкам придумать интересные задания
(цель: формирование партнерских отношений).
«Предметно-действенные
схемы» –
схемы,
на
которых
изображено
двигательное действие, выполняемое одним или несколькими детьми.
Задания:
1.
Внимательно рассмотреть схему (цель: учить «читать» схему, анализировать
ее, выслушивая мнения друг друга).
2.
Расставить атрибуты, согласно схеме (цель: учить готовить рабочее место
согласно схеме, распределять действия партнеров между собой).
3.
Выполнить задание по схеме (цель: учить самостоятельно действовать
согласно схеме, воспитывать дружелюбие, терпение).
4.
Придумать новые задания с этими предметами – «изменить схему»
(цель: развитие двигательного творчества, умения действовать в команде).
«Действенно-схематичные модели» – схемы, где изображенные действия с
определенными предметами, выполняемые детьми, указаны стрелками.
Задания по данным схемам идентичны предыдущим (цель: учить видеть
направления движений и соотносить направленность движений с собственным
телом; развивать желание проявлять инициативу, используя изменение элементов
схем).
«Схематичные модели» – схемы, где изображенные действия указаны только
стрелками, а дети и взрослые – условными знаками.
Задания:
1.
«Прочитать схему» (цель: учить выделять живые объекты и спортивную
атрибутику, замененную символами).
2.
Расставить команду, спортивные атрибуты согласно схеме (цель: учить брать
на себя ответственность, развивать положительные качества лидера; развивать
чувство командного взаимодействия).
3.
Составить
новую
схему
с
другим
спортивным
оборудованием
(цель: развивать творчество, пространственное воображение).
4.
Анализировать результат выполнения задания (цель: учить видеть проблему и
находить пути решения)
«Конструктивно-расчлененные модели» – схемы, где сложное действие
изображено по циклам выполнения, т.к. в процессе наблюдения за его
выполнением ребенок не может увидеть отдельных технических моментов
данного движения.
Задания:
1.
Внимательно рассмотреть схему (цель: учить видеть начальное и конечное
состояние спортсмена, промежуточные действия).
2.
Выполнить
выбранное
по
желанию
задание
(цель: учить
применять
полученные ранее знания, навыки в измененных условиях по собственной
инициативе).
3.
Применить схему к личному опыту (цель: уметь анализировать новые
ситуации и переносить их выполнение в повседневную жизнь).
«Игровые модели» – модели-игрушки, с которыми можно действовать в
сымитированных условиях, отрабатывая действия отдельных игроков и команды
в целом. Чаще всего применяется при обучении спортивным играм, имеющим
командный характер.
Таким образом, вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются
наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как
именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и
полноценного
физического
развития,
а
в
результате
целенаправленного
компетентностного педагогического воздействия формируются те двигательные
качества, навыки и умения ребенка, которые служат базой для формирования его
собственной физической компетентности.
Литература:
1.
Власенко, Н.Э. Виды профессиональной компетентности руководителя
физического воспитания учреждения дошкольного образования / Н.Э. Власенко //
Вестник Полоцкого государственного университета.- 2011. - № 15.- С.30-37.
2. Глазырина, Л.Д. Повышение профессиональной компетентности руководителя
физического воспитания дошкольного учреждения в условиях использования
системы индикаторов / Л.Д. Глазырина, Н.Э. Власенко // ТехноОбраз-2011:
материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 17-18 марта 2011 г.). В 4ч. Ч
4 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.П. Тарантей, (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: / ГрГУ,
2011. – С.47-50.
3
Славянская
М.В.
Технологические
аспекты
формирования
физической
компетентности у дошкольников