Напоминание

Формирование универсальных компетентностей образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ


Авторы: Глотова Галина Михайловна, Галина Михайловна Глотова
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»
Населённый пункт: с.Дерезовка
Наименование материала: статья
Тема: Формирование универсальных компетентностей образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дерезовская

средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия

Прокатова Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Формирование универсальных компетентностей образовательной

деятельности по физической культуре в ДОУ

Составил: воспитатель Глотова Г.М.

Государственная политика в сфере образования уделяет большое внимание

проблеме КОМПЕТЕНТНОСТНОГО подхода.

Компетентностный подход направлен на разрешение противоречий между

приобретенными знаниями и неспособностью их использования для решения

практических задач.

Итогом работы с использованием такого подхода является компетентность –

способность управлять своей деятельностью, видоизменять ее в зависимости от

складывающейся

ситуации,

условий

и

индивидуальных

особенностей.

Профессиональная компетентность педагога – достаточно сложное образование,

включающее в себя не только комплекс знаний и умений, но и ценностные

ориентации, свойства и качества личности. Вместе с тем ее структуру и содержание

следует рассматривать в контексте определенной области специализации. В нашем

случае – это область дошкольного физического воспитания.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в

области

физического

развития

представлена

теоретико-методической,

практической и личностной готовностью специалиста к решению задач обучения,

воспитания и оздоровления дошкольников, которая предусматривает наличие

знаний, умений, навыков в области физического воспитания детей и личностной

предрасположенности к профессиональной деятельности.

Выделяют следующие виды профессиональной компетентности

- нормативно-правовую,

- научно-методическую,

- организационно-управленческую,

- аутопсихологическую.

Нормативно-правовая компетентность отражает способность специалиста

ориентироваться в профессиональной деятельности с позиции законодательства,

определять

собственную

точку

зрения

на

основе

неразрывности

прав

и

обязанностей, решать проблемные ситуации образовательного процесса правовыми

средствами,

позволяет

педагогу

построить

результативную,

динамично

развивающуюся систему физического воспитания в учреждении дошкольного

образования.

Научно-методическая

компетентность

предполагает

направленность

педагога на систематизацию и углубление научно-теоретических, организационно-

методических, психолого-педагогических основ физической культуры, которые

необходимы

для

решения

приоритетных

задач

физического

воспитания

дошкольников - укрепления их здоровья, обеспечения гармоничного физического и

психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.

Научно-методическая компетентность это не столько знания, сколько умения и

навыки педагога добывать и использовать эти знания. Ее движущими силами

становятся, в первую очередь, стремление к достижению познавательной цели, к

открытиям, к продолжению начатого творческого дела.

Организационно-управленческая компетентность проявляется в оптимальной

организации процесса физического воспитания дошкольников, в управлении

педагогом

собственной

профессиональной

деятельностью

и

двигательной

деятельностью детей (коллективной, групповой, индивидуальной), в быстром,

гибком применении имеющихся знаний и опыта для решения практических задач

оздоровления, обучения и воспитания дошкольников.

Важную роль в приобретении навыков результативного управления процессом

физического воспитания детей играет практический опыт специалиста, его

творческая

индивидуальность

и

стремление

к

профессиональному

совершенствованию.

Аутопсихологическая компетентность связана с реализацией рефлексивных

способностей педагога в области физического воспитания, направленных на оценку

результатов своего труда, полное и глубокое познание себя как личности, осознание

своих сильных и слабых сторон.

Таким образом, отличительные признаки каждого вида профессиональной

компетентности обнаруживают профессионально значимые знания и умения

педагога в области физического воспитания, свойства и качества его личности,

отражают

специфику

профессиональной

деятельности:

направленность

на

формирование и реализацию двигательного потенциала детей, сохранение и

укрепление

их

здоровья,

развитие

у

дошкольников

интереса

к

занятиям

физическими упражнениями.

В результате целенаправленного педагогического воздействия у детей

формируются те двигательные качества, навыки и умения, которые служат базой

для формирования собственной физической компетентности.

Сущность физической компетентности дошкольника может быть заключена в

одной фразе: знаю, умею, могу, хочу! Поэтому, формирование физической

компетентности ребенка должна развертываться с учетом следующих позиций: от

первоначального сообщения знаний о себе, своем здоровье, через формирование

разнообразных умений и навыков, способностей применять эти знания в специально

организованной деятельности, к самостоятельной физкультурно-оздоровительной

деятельности, проявляя при этом свое двигательное творчество.

В структуре физической компетентности дошкольника выделяются такие

компетенции как:

Информационные компетенции (необходимый и доступный ребенку объем

знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре

человека, способах укрепления своего здоровья средствами санитарии и

гигиены, физического воспитания и др.).

Мотивационные

компетенции (формирование

личностно-значимых

и

общественно-значимых интересов и мотивов – понимание, что значит

физическая культура, занятия спортом для меня самого, для группы, для

команды, в которой я играю).

Операционально-деятельностные

компетенции (формирование

навыков

здоровья и физической культуры в целом, способов выбора разнообразных

упражнений;

конструирование

своего

поведения

в

социальной

действительности для достижения физического совершенства).

Рефлексивные компетенции (приобретение детьми собственного опыта

физкультурно-оздоровительной деятельности на основе умения анализировать

свое поведение; становление собственной позиции).

Одним из важных структурных элементов в формировании физической

компетентности являются формы организации физкультурно-оздоровительной

деятельности. Помимо традиционных занятий, используются такие формы, как:

занятия-сказки,

занятия-загадки,

гимнастика-путешествие,

недели

спорта,

занятия-тренировки, мини-походы, спортивные секции, праздники и развлечения,

дни здоровья. Все эти формы способствуют закреплению полученных навыков,

активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной

двигательной активности в сочетании с эмоциями.

Комплексное использование обозначенных форм предполагает широкую

палитру методов и приемов, реализация которых обеспечивает становление

разных

ключевых

компетенций.

Метод

упражнений

в

большей

мере

ориентирован

на

решение

задач

по

формированию

операционально-

деятельностных компетенций; методы исследования и экспериментирования – на

формирование информационных компетенций; игровые и тактические – на

формирование мотивационных компетенций.

Наиболее существенное значение в плане реализации комплексного подхода в

процессе

формирования

физической

компетентности,

имеет

метод

моделирования,

поскольку

позволяет

решать

задачи

всех

ключевых

компетенций.

Схемы и модели, по своему функциональному назначению можно условно

разделить на следующие группы:

«Предметные картинки» – на карточках помещены изображения спортивных

атрибутов, с которыми предстоит действовать дошкольникам по заданию

взрослого.

Задания:

1.

Выполнить любое задание с предложенными на карточке предметами

(цель: обращение к личному опыту ребенка).

2.

Придумать новые задания с предложенными предметами (цель: развитие

творческих замыслов).

3.

Объединиться парами и по двум карточкам придумать интересные задания

(цель: формирование партнерских отношений).

«Предметно-действенные

схемы»

схемы,

на

которых

изображено

двигательное действие, выполняемое одним или несколькими детьми.

Задания:

1.

Внимательно рассмотреть схему (цель: учить «читать» схему, анализировать

ее, выслушивая мнения друг друга).

2.

Расставить атрибуты, согласно схеме (цель: учить готовить рабочее место

согласно схеме, распределять действия партнеров между собой).

3.

Выполнить задание по схеме (цель: учить самостоятельно действовать

согласно схеме, воспитывать дружелюбие, терпение).

4.

Придумать новые задания с этими предметами – «изменить схему»

(цель: развитие двигательного творчества, умения действовать в команде).

«Действенно-схематичные модели» – схемы, где изображенные действия с

определенными предметами, выполняемые детьми, указаны стрелками.

Задания по данным схемам идентичны предыдущим (цель: учить видеть

направления движений и соотносить направленность движений с собственным

телом; развивать желание проявлять инициативу, используя изменение элементов

схем).

«Схематичные модели» – схемы, где изображенные действия указаны только

стрелками, а дети и взрослые – условными знаками.

Задания:

1.

«Прочитать схему» (цель: учить выделять живые объекты и спортивную

атрибутику, замененную символами).

2.

Расставить команду, спортивные атрибуты согласно схеме (цель: учить брать

на себя ответственность, развивать положительные качества лидера; развивать

чувство командного взаимодействия).

3.

Составить

новую

схему

с

другим

спортивным

оборудованием

(цель: развивать творчество, пространственное воображение).

4.

Анализировать результат выполнения задания (цель: учить видеть проблему и

находить пути решения)

«Конструктивно-расчлененные модели» – схемы, где сложное действие

изображено по циклам выполнения, т.к. в процессе наблюдения за его

выполнением ребенок не может увидеть отдельных технических моментов

данного движения.

Задания:

1.

Внимательно рассмотреть схему (цель: учить видеть начальное и конечное

состояние спортсмена, промежуточные действия).

2.

Выполнить

выбранное

по

желанию

задание

(цель: учить

применять

полученные ранее знания, навыки в измененных условиях по собственной

инициативе).

3.

Применить схему к личному опыту (цель: уметь анализировать новые

ситуации и переносить их выполнение в повседневную жизнь).

«Игровые модели» – модели-игрушки, с которыми можно действовать в

сымитированных условиях, отрабатывая действия отдельных игроков и команды

в целом. Чаще всего применяется при обучении спортивным играм, имеющим

командный характер.

Таким образом, вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются

наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как

именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и

полноценного

физического

развития,

а

в

результате

целенаправленного

компетентностного педагогического воздействия формируются те двигательные

качества, навыки и умения ребенка, которые служат базой для формирования его

собственной физической компетентности.

Литература:

1.

Власенко, Н.Э. Виды профессиональной компетентности руководителя

физического воспитания учреждения дошкольного образования / Н.Э. Власенко //

Вестник Полоцкого государственного университета.- 2011. - № 15.- С.30-37.

2. Глазырина, Л.Д. Повышение профессиональной компетентности руководителя

физического воспитания дошкольного учреждения в условиях использования

системы индикаторов / Л.Д. Глазырина, Н.Э. Власенко // ТехноОбраз-2011:

материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 17-18 марта 2011 г.). В 4ч. Ч

4 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.П. Тарантей, (гл. ред.) [и др.]. – Гродно: / ГрГУ,

2011. – С.47-50.

3

Славянская

М.В.

Технологические

аспекты

формирования

физической

компетентности у дошкольников



В раздел образования